20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBijfC
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/cars/minivan/ по ссылке.
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/ulyanovsk/ тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

Парфюмеры отстояли опт

Оптовики, торгующие парфюмерией и косметикой, получили новогодний подарок. Депутаты Госдумы РФ приняли во втором и окончательном третьем чтениях поправки в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которые вывели из-под действия этого закона оборот парфюмерно-косметической продукции. Производителям же повезло меньше. В отличие от торговцев, им придется вместе с производителями спиртного работать в печально известной системе ЕГАИС.

Фото: Накануне.ruФото: Накануне.ru


Напомним, новый закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вступил в силу с 1 января этого года. Закон ввел специальные федеральные марки для отечественной продукции и акцизные - для импортной, на которые компании-импортеры и заводы-производители должны наносить особый штрих-код (содержащий информацию о названии алкогольной продукции, ее виде, градусности и прочее). Штрих-код каждой бутылки попадает в так называемую Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета производства и оборота алкоголя в стране, разработкой которой занималось ФГУП "НТЦ "Атлас", подведомственное ФСБ. Продажа спиртного со старой маркировкой с 1 июля была объявлена вне закона, в тот же день в стране была запущена ЕГАИС, минуя которую реализовывать продукцию запретили. За новыми марками выстроились длинные очереди, а из-за постоянных сбоев в программе, неимоверно медленной обработки данных и отсутствия справочников продукции работать в новой системе оказалось невозможно. И алкоголь исчез с прилавков. Кризис длился несколько месяцев и обернулся большими убытками для алкогольных компаний, а цены на спиртное только за июль-август подскочили на 30%. Из-за дефицита дешевого качественного спиртного люди стали переходить на всевозможные его заменители, что привело к массовым отравлениям сразу в нескольких российских регионах, о чем мы уже писали.

В критической ситуации однако оказался не только алкогольный, но и парфюмерно-косметический рынок. Под действие закона попало производство, а также оптовая и розничная торговля парфюмерно-косметической продукцией и бытовой химией с долей содержания Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU этилового спирта более 1,5%, а это, по данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), свыше 20% всей парфюмерной продукции в стране. С 1 июля этого года компании обязали получать лицензии на производство, торговлю и хранение непищевой спиртосодержащей продукции, закупить специальное оборудование и подключиться к злополучной системе ЕГАИС. Так же, как и производителям спиртного, парфюмерам запретили торговать продукцией без ее учета в новой системе.

Нововведения нанесли сокрушительный удар по рынку: по подсчетам Союза участников алкогольного рынка, за время перехода на новые правила игры потери отрасли превысили $1 млрд, еще 14,7 млрд рублей налогов не досчитался и федеральный бюджет, объявила Счетная Палата РФ. А по оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, только за июль-октябрь убытки всего рынка составили порядка $500 млн. Ряд заводов-производителей не смогли адаптироваться к новым условиям и до сих пор простаивают, а из 3,5 тысяч оптовых компаний в стране лицензию получили всего 12%.

Это объясняется тем, что основная масса производителей и оптовиков на парфюмерно-косметическом рынке – предприятия средней 1000 рублей(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU руки, сумма же расходов на приобретение лицензии и подключение к системе ЕГАИС, по подсчетам РПКА, достигает 700-800 тысяч рублей. "Нас вынудили купить дорогое оборудование для работы в системе ЕГАИС, программное обеспечение, причем, на мой взгляд, эта программа разработана не в России, так как там очень много интерфейса на английском языке. Пока эта система работает весьма небыстро, не адаптирована для оборота парфюмерии. Лицензирование обходится в 250 тыс рублей (лицензия выдается сроком на пять лет) или по 4 тыс рублей в месяц. А стоимость обслуживания в системе ЕГАИС более $500 в месяц. Подумайте сами, многие это потянут? А ведь скорость продажи парфюмерии гораздо ниже скорости продажи алкоголя", - рассказывает Накануне.RU генеральный директор компании "Санни", занимающейся производством парфюмерной продукции, а также оптовой и мелкооптовой торговлей, член Совета Парфюмерного клуба Михаил Санников. С момента ввода обязательного лицензирования расходы компаний не прекращаются, и цены на продукцию у разных оптовых фирм уже выросли от 12% до 45%, отмечает он.

Михаил Санников генеральный директор компании "Санни" За год только на выписку справок к ГТД и ТТН (без них продукция считается находящейся в нелегальном обороте и подлежит конфискации) в стране будет потрачено по вполне реальным оценкам 360 товарных вагонов бумаги! Я ежедневно подписываю (факсимиле использовать нельзя) по 2-3 коробки бумаги только справок и трачу на это треть своего рабочего времени. Притом что реально проверить такой объем будет не под силу любому контролеру. При этом автоматизация подготовки справок является не очень простой и весьма трудоемкой технологией, сразу отсекающей от парфюмерии мелких и даже средних региональных операторов парфюмерного рынка, работающих с магазинами.

А в Торговом доме "МАК-ДАК", который является крупнейшим в стране дистрибутором на рынке парфюмерии, косметики и бытовой химии, сетуют на сложность системы лицензирования: "При отмене лицензирования на рынке работало бы гораздо больше компаний. Сначала чиновники долгое время - с июля по сентябрь месяц - не могли определить, какое федеральное ведомство будет заниматься выдачей экологических заключений, без которых налоговая не принимала документы на лицензирование. Сложен и перечень документов и требований, необходимых для получения лицензии. Помещения для хранения продукции должны отвечать экологическим, санитарным и пожарным требованиям безопасности, и быть подключены к системе ЕГАИС. Заключения долго выдаются, а при не соблюдении всех требований лицензия у компании нее может быть отозвана", - рассказали Накануне.RU в торговом доме "МАК-ДАК".

Инициатором внесения поправок в новый закон выступила Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (РПКА), заявившая, что в противном случае рынок окажется в глубоком кризисе. "Ситуация на парфюмерно-косметическом рынке один к одному походила на кризис алкогольного рынка. Многие производители остановили работу, а те, кто смог, купил оборудование и наладил работу Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU через эту технику. В нашей стране всегда так: подзаконные акты в срок не разработаны, а день наступил и торговать по старым правилам запрещено, нового же оборудования нет, второго-третьего нет, система ЕГАИС не работала, но дату никто не передвигал. Алкогольщики о своих проблемах говорили вслух, а мы действовали организованно в рамках Российской парфюмерно-косметической ассоциации, в которой была создана рабочая группа, ставшая коллективным лоббистом мнения производителей и оптовых компаний", - говорит в беседе с Накануне.RU пресс-секретарь концерна "Калина", одного из ведущих российских производителей косметики и парфюмерии, Сергей Казанцев. "Мы пытались объяснить в Госдуме, что если в креме есть немного спирта, в питьевых целях применять его нельзя, а вести этот сумасшедший учет баночек нецелесообразно. Мы предлагали большой перечень продукции, который надо вывести из-под действия этого закона", - рассказывает Сергей Казанцев.

Однако, как признаются в отраслевом союзе, добиться удалось лишь выведения из-под действия злополучного 171-го закона предприятий оптово-розничного звена, деятельность которых связана с оборотом спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, которая по своему составу "не может употребляться в качестве алкогольного суррогата".

"Речь идет об отсрочке до 1 июля 2007 года, - объясняет в беседе с Накануне.RU пресс-секретарь РПКА Елена Алексахина, - То есть, в период с 1 января по 1 июля 2007 года 171-й закон не распространяется на учет объема оборота парфюмерно-косметической продукции. А после 1 июля должно выйти постановление Правительства РФ, так называемый перечень, в котором будет указана непищевая спиртосодержащая продукция, оборот которой не будет регулироваться 171-м законом".

Исключение это, отмечает Елена Алексахина, заводов-производителей, увы, не коснется: "Мы пытались работать в том направлении, чтобы облегчить деятельность производителей, - рассказывает она, - но Правительство РФ на такую меру не пошло, нам там сразу заявили, мол, ни при каких условиях - производство останется под действием закона. То есть, диалог по вопросу производителей мы не смогли наладить, поэтому и пришлось из двух зол выбирать наименьшее".

Тем не менее пролоббированные поправки в ассоциации называют не иначе как компромиссом и рассчитывают, что правительственным постановлением удастся вывести из-под действия закона до 95% продукции, попавшей под него.

В самих оптовых компаниях принятие поправок комментируют сдержанно: "Насколько широк будет перечень продукции, которая будет выведена из под действия 171-го закона, еще вопрос. Думаю, оптимистические прогнозы делать еще рано ", - заявили в Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Торговом доме "МАК-ДАК". А вот в торговой сети "Градиент" от комментарев на этот счет вообще отказались. В тоже время генеральный директор компании "Санни" Михаил Санников отмечает, что подобной практики регулирования парфюмерного рынка нет ни в одной стране мира: "Когда с рынка выбрасывается множество мелких и средних фирм, нормальной конкуренции не будет. И для конечного потребителя не будет качественного товара, проверенного конкуренцией. И, естественно, конечный потребитель за все это лицензирование и ЕГАИС заплатит из своего кармана", - заявляет он, отметив при этом, что участники рынка увидели "свет в конце тоннеля" в принятии Госдумой поправок, откладывающих внедрение ЕГАИС и открывающих возможность вывода парфюмерии из-под лицензирования. "Участники рынка и отраслевые объединения неоднократно выступали против лицензирования оборота парфюмерии, и, поверьте, борьба еще не закончена. Нельзя просто сидеть и молчать, иначе нас просто "съедят" обосновавшиеся в России очень крупные зарубежные компании...", - уверяет Михаил Санников, поделившись с Накануне.RU версией того, кому коллапс российского парфюмерного рынка может быть выгоден.

"Я предполагаю, что лицензирование оборота парфюмерии было пролоббировано ассоциацией прямых продаж. Цель - "зачистка" рынка парфюмерии класса масс-маркет (наиболее доступного по цене для большей части населения) от конкурентов для увеличения продаж своей весьма недешевой продукции. Не могу сказать про косметику – не наш "конек" - но на основу парфюмерии – парфюмерное масло - цены (за исключением очень небольшого сегмента суперэксклюзивной продукции) не безумно высоки. Поэтому покупая раскрученный парфюмерный брэнд, конечный покупатель платит, в основном, за рекламу", - рассказывает генеральный директор компании "Санни", занимающейся производством парфюмерной продукции, а также оптовой и мелкооптовой торговлей, член Совета Парфюмерного клуба  Михаил Санников. При этом он отмечает, что компания "Санни" является единственным из России парфюмерным участником на крупнейшей международной выставки Cosmoprof (Италия). "Мы пока единственные из России на этой выставке - это безобразие при том объеме продукции, которая производится и потребляется в нашей стране, - недоумевает он, - Надеюсь, что ситуация в скором будущем изменится. Для этого нужна воля производителей и понимание руководства страны о необходимости изменения имиджа России, демонстрации миру, что Россия - это не только газ, нефть, водка и оружие, а в нашем частном случае - демонстрация достижений отечественной парфюмерии, ее продвижение на мировые рынки".

Когда кризис на алкогольном рынке обернулся массовыми отравлениями суррогатом, чиновники задумались, как заполнить нишу дешевого алкоголя, и сколько должна стоить "народная" водка? Но, простите, как могло прийти в голову запретить торговать Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU дезодорантами, лаками для волос и даже кремом для обуви!? В итоге, предварительно подорожав, лаки для волос и дезодоранты стали еще и хуже по качеству, поскольку производители или снизили процент содержания в них спирта, либо перешли на его заменители. На рынке теперь даже смеются: "Девушки, которые хотят обезопасить себя во время ночных прогулок, брызгаются этими дезодорантами, потому что к ним с таким запахом ни один нормальный мужик уже не подойдет", - иронизирует представитель некоммерческого партнерства "Комитет 101", пожелавший остаться неназванным.

Самое же печальное в этой шутке, говорят парфюмеры, в том, что введение закона "О госрегулировании..." привело к монополизации рынка, усилению инфляции и увеличению коррупционной составляющей в стоимости готовой продукции. "Я против монополизации рынка и безудержного роста цен на парфюмерию, против обвинений парфюмерного бизнеса в спаивании народа суррогатами, - заявляет генеральный директор компании "Санни" Михаил Санников, - Найти проблему у любой компании, имеющей лицензию, - это значит ее обанкротить, - продолжает он, - Не хочу перечислять недостатки (о них знают и проверяемые, и проверяющие), за которые могут легко "зацепиться" многочисленные проверяющие. Большая часть из таких проблем вызвана переводом легального товара в подлежащий конфискации из-за отсутствия лицензии, из-за ошибок в сопроводительных документах, из-за возврата товара покупателем, из-за завышенных требований к лицензиатам. Все они приводят предпринимателя к альтернативе – потеря лицензии или "благодарность" за отсутствие проблем".

К слову сказать, ответственность за паралич алкогольного рынка не взяло на себя ни одно из шести ведомств - Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, налоговая и таможенная службы, ФСБ - разрабатывавших реформу и внедрявших ЕГАИС. Бизнес-сообщество о последствиях введения в жизнь благого по замыслу, но сырого по исполнению федерального закона предупреждало властные структуры еще в прошлом году, но чиновники были уверены, что сбоев быть не может и дали старт системе без предварительной ее обкатки. В итоге расходы участников рынка на адаптацию к новым условиям легли на плечи потребителей, то есть на наши с вашими. Второй раз на эти же грабли наступили в парфюмерно-косметической сфере. 

Но ЕГАИС утратит свое предназначение и вовсе без внедрения в рознице, ведь цель реформы - учет каждой бутылки, производимой и ввозимой в страну, вплоть до ее продажи населению. Во всех магазинах в новом году, по задумке ее разработчиков, должно появиться оборудование, которое сможет считывать штрих-код, а значит, вычислять нелегальную продукцию. Однако судя по всему, если ситуация в корне не изменится, страну ждет настоящий алкогольно-парфюмерный "сухой закон".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС