20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

ГазАтомПром

Государство навело нужный ему порядок в газовой и нефтяной отрасли, делает попытки в автомобилестроении, металлургии и еще кое-где по мелочи. Из глобального на очереди - атомная энергетика, и за нее, надо заметить, уже плотно взялись: за последние несколько недель в ней произошло и прозвучало столько всего, сколько не случается обычно и за год. Сергей Кириенко объявил о намерении воссоздать Минсредмаш и уволил руководителей двух ключевых атомных предприятий. С разных сторон посыпались мнения и комментарии о необходимости скорейшего и масштабнейшего (40 энергоблоков за 20-25 лет) строительства новых АЭС, причем для этого предлагалось, в частности, распечатать стабфонд. Наконец, всерьез активизировался один из главных, но прежде таившихся в тени игроков – Газпром. О реформе атомной отрасли объявлено. Теперь вопрос, как именно она "выстрелит"?

То, что происходит сегодня, напоминает наступление всех фронтов на основного противника, имя которому – разобщенность и раздробленность предприятий атомного комплекса России. Командовать объединенной группировкой войск назначен Сергей Кириенко. Это недавнее назначение, помнится, комментировали по-разному: не иначе реформировать отрасль поставили - говорили недовольные, имея в виду под словом "реформировать" действия чубайсовского типа. Вышло пока ровно наоборот.

Глава Росатома Сергей Кириенко объявил о необходимости консолидировать все ключевые предприятия атомной отрасли

Фото:
Фото: Накануне.ru

страны. "Моя задача – восстановить структуру Минсредмаша в рыночных условиях, то есть восстановить технологический, инвестиционный и промышленный балансы Минсредмаша", - заявил Сергей Кириенко. Для тех, кто не знал или забыл – Министерство среднего машиностроения объединяло все, как гражданские, так и военные атомные предприятия и научные центры, занимавшиеся данной тематикой в СССР.

В действительности события начали разворачиваться задолго до официального объявления государственной стратегии в отношении атомного сектора. В середине 2005 года при странных обстоятельствах и, как сказывают посвященные, по нереально низкой цене бывший российский олигарх, а ныне министр

Фото:
Фото: Накануне.ru

экономики Грузии Каха Бендукидзе распрощался со своей машиностроительной империей – Объединенными машиностроительными заводами (ОМЗ). Приобретателем актива стал Газпромбанк – дочерняя компания Газпрома. Очевидно, что предложение, от которого Каха Бендукидзе предпочел не отказываться, было сделано ему государством по единственной причине – ОМЗ являлись монополистом в России и Восточной Европе по производству реакторов и оборудования для атомных станций. И в эту же корпорацию входила компания "Атомстройэкспорт", имевшая монопольное право на строительство атомных станций за рубежом.

Еще один штрих – затяжная канитель по продаже-не продаже контрольного пакета акций компании "Силовые машины" – крупнейшего в стране производителя энергетического оборудования, в том числе турбин для АЭС - германскому концерну Siemens.

После долгих мытарств немецкий партнер получил лишь блокпакет величиной в 25%. В конце-концов государство посчитало, что этого вполне достаточно для того, чтобы взять все необходимые технологии у Siemens, а процессом рулить самим.

Но по-настоящему активно события начали разворачиваться уже в феврале 2006. 1 февраля глава Росатома Сергей Кириенко побывал с визитом в Красноярском крае, где расположен Железногорский горно-химический комбинат, занимающийся как чисто военной тематикой, так и утилизацией отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с атомных станций. Главным итогом его визита стал слух об увольнении генерального директора Железногорского ГХК

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: novoyevremya.com

Василия Жидкова. Несмотря на прямые вопросы прессы, Кириенко этот слух не подтверждал. Но через пару недель пресс-служба Росатома официально объявила об увольнении Жидкова, а кроме того, выпустила пресс-релиз, в котором было объявлено об отставке еще и генерального директора НИИ атомных реакторов (НИИАР, Ульяновская область) Алексея Грачева. Что касается Жидкова, то его увольнению предшествовало прокурорское письмо в адрес главы российского правительства Михаила Фрадкова, в котором, по некоторым данным, говорилось об имеющих место нарушениях безопасности и экологии. Правда, насколько стало известно, причины нарушений заключались в недостаточном финансировании со стороны федерального центра. Что же касается главы НИИАР, то он, по слухам, был уволен в связи с финансовыми нарушениями. Правда, в лучших советских традициях, за месяц до увольнения Грачеву дали тематический орден - "За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию" I степени, выполненный из чистого золота и украшенный россыпью бриллиантов.

Нельзя не вспомнить и о другой истории, тянущейся уже более полугода и до боли напоминающей ситуацию с Василием Жидковым – расследование, а затем уголовное преследование гендиректора НПО "Маяк" (Озерск, Челябинская область). Тоже прокуратура, тоже экологические проблемы, связанные с отсутствием федерального финансирования. Правда, Фрадкову никто писем не пишет, зато есть уголовное дело, справедливость

Фото:
Фото: Накануне.ru

преследования Виталия Садовникова по которому подтвердил уже в аккурат в феврале и Верховный суд России. Несмотря на защиту со стороны трудового коллектива, региональных властей и даже, по крайней мере, внешнюю, благосклонность со стороны Сергея Кириенко, дело продолжает разворачиваться в негативном для руководителя "Маяка" свете, и совсем не будет выглядеть удивительным, если в недалекой перспективе появится и его заявление об уходе, в связи с переходом на другую работу.

"Вполне вероятно, что это именно чистка. Для решения поставленных перед Росатомом задач нужны новые подходы и люди. Не стоит удивляться, что вслед за сменой главы Росатома происходят и перестановки в руководстве предприятий отрасли", - прокомментировал эти события Накануне.RU аналитик инвестиционной компании Financial Bridge Станислав Клещев.

Следующим и, пожалуй, важнейшим событием стало заявление Кириенко о воссоздании Минсредмаша. Он назвал даже рабочее название этой структуры – Атомпром.

В каких формах это может быть сделано - пока известно лишь приблизительно - "Атомпром" задумывается как управляющая компания, на 100% принадлежащая государству. В ней будут консолидированы все активы – как госпредприятия, так и госпакеты акций. Частные компании войдут туда как отдельные юридические лица, а сам "Атомпром" объединит весь технологический цикл гражданской атомной энергетики – от добычи урана до утилизации отходов, включая машиностроение, проектные и строительные организации.

Атомщики-практики с надеждой смотрят на эти планы и говорят о том, что потребность в объединении уже давным-давно назрела. И она назрела втройне, если всерьез говорить о заявленных планах – 40 новых атомных энергоблоков за 25 лет.

Фото:
Фото: Накануне.ru

"Сегодня все связи разомкнуты, все сами по себе – шахта роет, завод делает уран, он идет на атомные станции или в оборонных целях. Топливо сожгли, образовалось отработанное ядерное топливо и оно или лежит на станциях или поступает на переработку. Да, есть чисто хозяйственные связи, но никакой зависимости друг от друга нет, и завод например может сказать – не буду перерабатывать топливо. И что все тогда будут делать? Мы же говорим о необходимость синергии, чтобы при взаимодействии резко усилить эффективность работы. Но это сделать можно только кулаком. А таким кулаком в свое время был Средмаш, - рассказал в интервью Накануне.RU зам. Генерального директора концерна Росэнергоатом, гендиректор Белоярской атомной станции Николай Ошканов, - Сегодня выживает каждый сам по себе и все пытаются друг другу цены взвинтить. И в итоге конец цепочки - отработанное ядерное топливо - становится страшно дорогим и оно уже никому не нужно. Но мы же знаем, сколько оно на самом деле стоит, и если бы была замкнутая экономическая система, замкнутая в хорошем смысле – внутри замкнутого технологического цикла, то она бы резко сняла все эти добавочные прибыли".

Стоимость отработанного ядерного топлива, о которой говорит Николай Ошканов, в самом деле момент принципиальный, если обратиться к недалекому будущему атомной энергетики. Называется это будущее – замкнутый топливный цикл. Его суть в том, что при определенной конструкции атомных реакторов на

куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: news.img.com.ua

быстрых нейтронах, в них воспроизводится плутоний - главный компонент топлива для атомных станций нового типа. Таким образом, запасы топлива для АЭС становятся практически бесконечными. Что, по сути, является автоматическим ответом на вопрос о будущем энергетики вообще, на фоне ограниченных запасов газа, дорожающей нефти и неэффективных с точки зрения транспортировки топлива и экологии угольных электростанций. Единственный действующий в мире промышленный реактор на быстрых нейтронах находится на Белоярской атомной станции, но президент Франции Жак Ширак уже заявил о планах строительства "быстрого" реактора к 2020 году, а американский президент Джородж Буш пошел еще дальше, заявив о приоритетном развитии новой эры энергетики – водородной. Однако и водородная энергетика невозможна без атомной – для того, чтобы в достаточном количестве выделять из воды водород потребуется большое количество "атомной" электроэнергии.

В мировой энергетике разворачивается борьба за технологии – самые дешевые и безопасные, что в условиях глобальной экономики, существующей практически без границ, принципиально – кто сможет лучше остальных выполнить эти условия, к тому и потекут промышленные деньги. У России в этом смысле лучшие стартовые позиции – только у нас наработан уникальный опыт эксплуатации "быстрых" реакторов и все сопутствующие технологии. Дело за малым – где взять деньги на строительство десятков новых блоков в России, а это ни много ни мало - $60 млрд.

Как раз почти столько денег накопилось уже в Стабфонде и мысль "распечатать" его ради энергетического прорыва (мы же, если кто забыл, строим теперь энергетическую державу №1 в мире) высказал недавно аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын, занимавшийся ревизией атомной отрасли. Однако в осуществимость этого плана единогласно не верит никто.

"Источником финансирования столь масштабной инвестпрограммы может стать только государство. Только речь не может идти о Стабфонде (он предназначен для погашения внешнего долга). А вот инвестиционный фонд – как раз является той копилкой, которую могут опустошить для этих целей ", - считает аналитик Станислав Клещев.

Среди наиболее вероятных инвестиционных схем – привлечение денег "Газпрома". Расчет простой – атомные станции высвобождают гигантское количество газа, который "Газпром", условно говоря, продает сегодня внутри страны российским электростанциям по $50 - без прибыли, а то и себе в убыток, а мог

Фото:
Фото: www.gazprom.ru

бы пустить на экспорт по $200 за тысячу кубометров. В России сейчас работает 31 атомный энергоблок общей мощностью 23 ГВт. Суммарно они экономят 46 млрд кубов газа, если заменить ими станции, сжигающие газ аналогичной мощности. Теоретически, если строить энергоблок семь лет, то за это время аналогичная газовая станция сжигает газа на $2,8 млрд по экспортным ценам, в то время как блок стоит в два раза дешевле - $1,4 млрд. Кроме того, атомщики могли бы взять обязательство снабжать предприятия "Газпрома" электроэнергией вдвое дешевле, чем от РАО ЕЭС.

Но это все в теории, а на практике тут сталкивается масса интересов, многие из которых вполне способны оказаться стопором данной схемы.
И, тем не менее, имя "Газпрома" звучит здесь далеко не случайно – российский газовый монополист – уже сейчас один из ключевых игроков атомного сектора страны. 8 февраля ОМЗ выпустили пресс-релиз, в котором сообщили, что группа инвесторов, в состав которой входит "Газпромбанк", консолидировала контроль над более чем 75% акций машиностроительной корпорации. Было особо отмечено, что свои действия группа координирует с Федеральным агентством по атомной энергии. Кроме того, группа предполагает, что "начавшиеся процессы реформирования атомного сектора затронут структуру ОАО ОМЗ и входящего в его состав атомного дивизиона. Такое развитие ситуации может привести к тому, что встанет вопрос о делистинге акций компании на российских и международных биржевых площадках и последующем возможном изменении организационно-правовой формы общества на ЗАО".

Эта новость привела к массовому исходу членов Совета директоров, на сегодняшний день его покинули уже три человека. В пресс-службе ОМЗ суть изменений, необходимость

Фото:
Фото: СФН

преобразования в ЗАО и проведения делистинга, а также перспективы компании обсуждать отказались, сообщив лишь, что все покинувшие компанию персоны являлись независимыми членами Совета директоров и их действия в данной ситуации закономерны. Аналитики же считают, что компания просто блефует, чтобы обрушить рынок акций ОМЗ: "Заявление о преобразовании в ЗАО – неубедительно. Для того, чтобы преобразоваться в ЗАО, необходимо чтобы акционеров было не более 50. Добиться этого будет практически невозможно. Данные заявления о делистинге и преобразовании в ЗАО носили своей целью, на мой взгляд, попытку обрушить рынок акций ОМЗ с целью увеличить свой пакет в компании по более низкой цене, - пояснил Станислав Клещев.

Компания в самом деле заявила, что для минимизации возможного ущерба для миноритарных акционеров при делистинге акций ОМЗ группа инвесторов планирует выйти на рынок с публичной офертой о приобретении оставшихся в обращении акций. Цена оферты не превысит среднюю цену за последние 6 месяцев. Красиво это звучит только на словах - средневзвешенная цена 1 акции ОМЗ, исходя из торгов в РТС за последние 6 месяцев, составляет $6.7, что почти вдвое ниже цены последней сделки.

Впрочем, эти действия новых владельцев ОМЗ вполне объяснимы, каждый, в том числе и Газпром, печется о выгоде, пусть даже и по мелочам. Если же отвлечься от частностей и окинуть взором ландшафт, то становится очевидным, что никого, кто был бы настолько заинтересован и мог бы в достаточном объеме профинансировать развитие атомной отрасли, кроме Газпрома, на поляне нет в принципе. $60 млрд за два десятилетия, $3 млрд год. Ответ очевиден – если не Стабфонд, то Газпром. Это единственная в стране компания, способная на регулярной основе привлекать и оперировать средствами такого масштаба помимо(!) своей основной деятельности.

А с учетом владения Атомстройэкспортом, который имеет высокие шансы выиграть тендеры на строительство АЭС в Китае, намеревающемся в ближайшие десятилетия построить 100 атомных энергоблоков, и Индии, имеющей планы аналогичного масштаба; с учетом того, что газовый монополист действительно имеет все шансы стать основным инвестором, а значит и крупнейшим совладельцем будущего Атомпрома; с учетом того, что традиционная российская энергетика дробится на части, а атомная наоборот собирается в единый кулак – Газпром в едином лице осуществит провозглашенную государственную стратегию.

И тот, кто будет владеть Газпромом, будет владеть всем.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС