25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBzpGA
Услуги мастеров: http://remont.youdo.com/building/sauna/farmhouse/wooden/, подробности...
Грузоперевозки в Ростове - http://perevozki.youdo.com/rostov/
Перетяжка изголовья кровати на http://remont.youdo.com/furniture/hauling/beds/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Анастасия Лапсуй: Ненцы сохранили себя как этнос. Этому помогла великая сила женщины

Долгожданное творение ямальского режиссера наконец-то увидело свет. Анастасия Лапсуй закончила свой новый фильм про ямальских аборигенов, который снимала 17 лет. В нем снимались не профессиональные актеры, а местные жители. Фильм "Nedarma" с ненецкого языка переводится как "Дорога". Это фильм-размышление о жизни коренных народов Севера. Автор показала жизнь человека от рождения и до его конца, перенеся зрителя вместе с собой в чум. Почему режиссеру пришлось провести столько лет  в ямальской тундре? Как отобрать из трех тысяч ненцев семьдесят актеров, чтобы никто не обиделся? Для чего каждый ненецкий мужчина должен построить нарты и как цивилизация изменила жизнь их жен? Об этом и не только в интервью Накануне.RU с самим режиссером. 

 Вопрос: Анастасия Тимофеевна, расскажите про свой новый фильм "Nedarma". О чем он?

Анастасия Лапсуй: Это один из тех фильмов, который делался легко и с величайшим удовольствием. Каждый кадр этого фильма, как первая любовь. "Недарма" - по-фински - матка, по-русски - дорога. В этом фильме я рассказываю о культуре ненцев. Не только о песнях и танцах, а о культуре в самом широком ее понимании. Культура - это умение выжить. Мой фильм про выживание Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU арктического народа - ненцев. Картина рассказывает о том, во что они верили, что для них символы добра и зла, и вообще существует ли зло. Когда мы говорим  - жизнь и смерть, ночь и день, мы всегда их противопоставляем, но если бы не было дня, то не было бы ночи. Ночь - это продолжение жизни дня. "Nedarma" - на ненецком языке - большая-большая тысячелетняя дорога, на которой люди рождаются, живут, влюбляются, женятся, старятся и умирают. Эта дорога никогда не бывает пустая, как и человеческая жизнь. Жизнь человека на земле невозможно остановить. Так и недарма - в ней нет ни начала, ни конца, потому что люди все время идут по этой дороге. Ненцам- Фото: Накануне.ruкочевникам, для того, чтобы идти по этой дороге, нужны нарты и олени. Нарты - это символ сильного мужчины. Если мужчина построит нарты, то вся тундра скажет, что этот человек настоящий хозяин земли. У настоящего мужчины всегда есть крепкая надежная нарты. Его нарты также надежны, как его жена. Ненцы верят, что над нами семь небес, и там, на высоте седьмых небес живет главный ненецкий Бог - Нум. А в противоположность ему под нами в семи слоях, на седьмом слое мерзлоты на берегу подземной реки Нюл-Ям, стоит чум бога смерти- Нга. Силы у них равны, они держат баланс на Земле и во Вселенной.

Вопрос: Этот фильм Вы снимали 17 лет. Почему так долго? Расскажите, как Вы вообще работаете над своими картинами?

Анастасия Лапсуй: Чтобы сделать хороший фильм, режиссеру всегда требуется много времени. Мы с Маркку Лехмускаллио работаем очень медленно. На съемки и монтаж одного документального фильма мы тратим год-полтора. Столько времени уходит, потому что мы сами монтируем. "Nedarma" мы снимали 17 лет. Мы снимали не каждый день, но идея этого фильма зарождалась, вынашивалась, пестовалась ровно 17 лет.

Вопрос: Расскажите, как Вы пришли в кинематограф?

Анастасия Лапсуй: До того, как стать режиссером, я работала корреспондентом окружного радио в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа. В 1966 году меня приняли на работу, в качестве переводчика. Пройдя своеобразную школу переводчиков, я научилась общаться с людьми. Переводчик устанавливает контакты между разными культурами, он посредник между разноязыкими народами. На первых порах на окружном радио передачи на ненецком языке состояли только из блока новостей. Переводила информацию с русского на ненецкий. Шли годы, набирался опыт и должности росли. В общей сложности на окружном "Ямалтелерадио" (г. Слахард) проработала 26 лет, еще 6 лет была собственным корреспондентом журнала "Северные просторы" (г. Москва)

Наша справка: Анастасия Тимофеевна Лапсуй родилась в 1944 году. Окончила Салехардское национальное педагогическое училище. Училась в Уральском государственном университете. В начале 1970-х годов занялась собиранием, обработкой и подготовкой к печати ненецкого фольклора. Результатом фольклорных изысканий стала "Хрестоматия для детских дошкольных учреждений", изданная на ненецком языке. Перевела на ненецкий язык сказки Пушкина. В фильмографии Анастасии Лапсуй значатся такие картины, как "7 песен из тундры", "В образе оленя по небосклону", "Невеста седьмого неба", "Матери жизни".

Вопрос: Анастасия Тимофеевна, работать с непрофессиональными актерами тяжело. А когда это настоящие жители тундры вообще непросто. Расскажите, как Вы находите общий язык со своими героями?

Анастасия Лапсуй: С любыми актерами нужно уметь разговаривать, ведь они большие дети. Их люблю, лелею, потому что мы делаем одно дело. Я всегда своим актерам говорю, что пока работаем вместе, мы не только коллеги, мы семья. У нас нет Фото: Накануне.ruпрофессиональных актеров. Мои актеры - это оленеводы, рыбаки, охотники, потому что лучше ненки и самого оленевода-ненца никто не пройдет так, как должен пройти хозяин стада. Ни один профессионал не разведет огонь от одной спички в дождливый день. Это сможет сделать только ненка. Потому что, она еще была в утробе матери, когда та в самый дождливый день на сырых дровах от одной спички оживляла костер.

Вопрос: Снять документальное кино -  значит показать правду. Вы считате, Вам это удается?

Анастасия Лапсуй: Когда приезжаю к оленеводам, рыбакам и охотникам, я, прежде всего, начинаю читать им сценарий, чтобы они сказали, могло быть так или нет. Некоторые мои актеры до сих пор не знают,  что такое кино и телевизор. Однажды, когда снимала фильм "Семь песен из тундры", я приехала в Ярсалинскую тундру. Восьмидесятилетний старец, Едэйхасава Худи, которому я читала сценарий и говорила, что мне надо, позвал из трех чумов своих детей, внуков, родственников и сказал: "Приехала к вам ваша сестра. (Он назвал меня сестрой - так принято в тундре). Я не совсем понял, что она хочет. Мне кажется, она хочет с нами играть, как ребенок, я-то сам староват, бегать-резвиться не могу, но если ей нужна эта игра, вы должны ей помочь." И он отдал в мое распоряжение все стадо оленей, всех собак и все три чума со всеми детьми, со взрослыми и малыми.

Мне хочется, чтобы в моих фильмах была правда жизни. Важно не придумывать, тогда легко найти людей. Пока на сегодняшний день на Ямале я единственный режиссер, кто вышел на международную сцену. Поэтому каждый мой земляк помогает мне. Потому что они не мне помогают - они делают свой ненецкий фильм.

Вопрос: Анастасия Тимофеевна, с поиском тем для фильмов есть сложности? 

Анастасия Лапсуй.: Я не шарахаюсь в поисках темы, для своих фильмов беру то, что сама хорошо знаю, то,  во что сама верю. Успех невозможен без веры и без знания той темы, к которой ты преступил.

В документальном фильме  "В образе оленя по небосклону" с Маркку Лехмускаллио снимали оленеводов совхоза "Россия", который  в 1991 году был государственным. Второй фильм, который я предложила Марку Лехмускаллио, финскому кинорежиссеру (прим. ред. Марку Лехмускаллио - муж Анастасии Лапсуй) был про оленеводов частников. Третий фильм Фото: Накануне.ruиз трилогии о ненцах мы сделали о поселковых ненцах. Главными героями этого фильма мы выбрали трех братьев: Иван Ядне - шаман вокруг него два его брата. Старший брат, Константин Ядне, был рыбаком, охотником. Младший брат работал такелажником, секретарем первичной комсомольской организации в геологоразведочной экспедиции. Я знаю этих людей, росла вместе с ними. Мне есть что сказать, поэтому я не бегала в поисках персонажа или темы. Мы снимали на берегу реки Хадыта, недалеко от поселка Ныда в Надымском районе, где мы выросли, где жили наши родители.

Когда я снимала  "Семь песен из тундры", я тоже никуда не ходила. Это семь разных новелл из 70 лет жизни при социализме. Мои земляки помогали мне. Отбоя не было от актеров. На "Семь песен из тундры" для 70 актеров было 3 тысячи кандидатов. Мы с Маркку долго выбирали актеров. Каждый ненец - актер в душе, но мне хотелось самого из самых. Когда мы остановились на одном, у других не было обиды. Потому что остальные помогали нам в съемочном процессе. Энтузиасты ловили для киногруппы рыбу, другие караулили стадо оленей. Пекли на фактории хлеб для киногруппы, возили дрова.

Вопрос: Анастасия Тимофеевна, Вы родились на Ямале. По Вашему мнению, как изменилась жизнь ненцев?

Анастасия Лапсуй: Жизнь - это процесс, это дорога. И, конечно, ненцы - это не застывшие Уральские горы. Сейчас в каждом чуме появился снегоход, лодочный мотор. Сегодня в 60% чумах стоят переносные электростанции. Появился телевизор. Это необходимые вещи, и это ни плохо, ни хорошо. Ненцы шагают в ритме жизни, как и мы с вами. Но они сохранили себя как этнос. Этому помогла великая сила женщины. Ненка осталась в чуме. Фото: www.admhmao.ruМужчина-ненец каждый день должен выходить на просторы седого Ямала, где нет ни одного кустика, где глазу не за что зацепится, чтобы добывать пищу. В чуме осталась его единственная, ему преданная женщина. Там сидят маленькие дети, которых родила эта женщина, с любовью и с великой мыслью только о жизни.

Они живут для детей сейчас, чтобы потом дети жили для них. Ради этих детей она утром поднимается в холодном чуме, где температура как на улице -50. Ради этих детей, ради собственного завтрашнего дня, ради жизни на земле она разводит священный огонь. Вместе с этим огнем поднимается солнце, чтобы осветить эту холодную землю. Мать для ненцев - самое священное, что может быть на земле. Жена моего сына, моя невестка Александра, родила мне трех внуков. Уже сейчас мальчики знают, что они будущее моего сына и его жены.
Вопрос: Анастасия Тимофеевна, Вы презентовали фильм в Салехарде. Почему? Могли, наверное бы, сделать это в Финляндии, где проживаете.  

Анастасия Лапсуй: В Финляндии сказали, что фильм необычный и такого фильма у них не было. Финны не смогли бы сделать такое кино, потому что я на этот фильм смотрю глазами ненки. Финны бы смотрели на него своими глазами. Я волновалась и поэтому решила провести презентацию на Ямале, показать своим землякам. Зрителям понравился фильм. У зрителей, не знакомых с верованиями ненцев, была возможность, познакомится с силами добра и зла этого народа.

Вопрос: Анастасия Тимофеевна, что бы Вы могли пожелать читателям Накануне.RU?

Анастасия Лапсуй: Я счастливый человек, я бабушка много раз. Мои внуки - то ради чего я поднимаюсь по утрам. Это солнце, которое согревает меня. Марку, мой муж, это луна, с которой я никогда не расстанусь. Мои братья и сестры, племянники - это то тепло, которое согревает меня. Семья - то, что согревает, ласкает, любит. Раньше, когда я была молодой, по-настоящему не понимала, что такое чистое небо над головой, у нас на полуострове Ямал всегда чисто, ясно, мирно. Но сейчас, когда объездила мир, я понимаю, что самое главное, чтобы небо над головой было безопасным. Не только видеть, страшно представить, когда с неба падают бомбы. Самое ужасное то, когда мать с ребенком на руках бежит, чтобы спрятаться от падающих бомб. Я хочу, чтобы над всеми детьми, мамами, папами, дедушками, бабушками, над всеми влюбленными светило только солнце. Чтобы матери никогда не плакали над своими сыновьями, чтобы невесты всегда выходили замуж.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС