19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBzaLU
Объявление: http://remont.youdo.com/decorator/stairs/, подробности по ссылке.
Услуги мастеров: http://remont.youdo.com/furniture/repair/sofas/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы

В ожидании нового кризиса

Алексей Кудрин заявил на днях, что вероятность возникновения второй волны мирового экономического кризиса достаточно высока. По мнению министра, виной тому неразрешенность в полном объеме старых проблем, которые с течением времени усугубились. Чуть ранее, известный американский экономист Нуриэль Рубини, предсказавший глобальный финансовый кризис 2008-2011 годов, высказал аналогичные опасения. По словам Рубини, экономики большинства развитых стран с вероятностью в 60% ждет рецессия, которая в свою очередь приведет к новому витку кризиса. Он полагает, что действия правительств по восстановлению экономического роста должны быть быстры и эффективны, иначе мир рискует оказаться на пороге новой Великой Депрессии.

Насколько оправдано беспокойство министра финансов РФ Алексея Кудрина и одного из советников президента США по экономике Нуриэля Рубини — об этом корреспондент Накануне.RU спросил профессора финансов Российской Экономической Школы, доктора экономики (PhD) Рубена Ениколопова.

Вопрос: Насколько высока вероятность того, что прогноз Нуриэля Рубини, касающийся скорой рецессии в развитых странах, сбудется?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Рубен Ениколопов: У Рубини такая роль: его прогнозы самые пессимистичные из всех, и он сделал себе на этом карьеру, так как в отличие от многих других убедительно аргументировал свою позицию. Но если говорить о вероятности, то нужно сказать, что она действительно высокая. Что произошло в первую фазу кризиса? Были очень большие проблемы у финансовых институтов, и многие государства приняли эти долги на себя: они заплатили деньги финансовым институтам, и за счет этого была очень сильно увеличена долговая нагрузка на страны. Это было сделано в надежде на то, что быстро наступит экономический рост, который в свою очередь приведет к увеличению бюджетных поступлений и позволит выплачивать эти долги. Но поскольку сейчас стало очевидно, что экономический рост быстро не наступит, они становятся серьезной проблемой. По сути, сами долги государств и есть причина отсутствия экономического роста. Получается такая самоподдерживающая система: у них долги, потому что нет роста; роста нет, потому что есть долги.
 

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Нуриэль Рубини — человек, предсказавший глобальный финансовый кризис 2008-2011 годов.

 

Частично для некоторых стран, таких как Греция, проблемы не решатся, даже если начнется экономический рост. Там уже все настолько серьезно, что уже прямо сейчас что-то надо делать с ее долгами: либо дефолт объявлять, реструктуризацию долгов, либо запускать инфляцию.
 

В США ситуация немного другая. Если посмотреть на масштабы американской экономики и ее общее состояние, то долг там не такой катастрофический, и если бы начался экономический рост, то об этом вообще бы никто не разговаривал. Но проблема в том, что вопрос долга там используется в качестве разменной монеты в политической игре. Это приводит к тому, что в итоге из-за этого не проводится политика, которая в принципе могла бы стимулировать рост. Упор идет на проблему долговую, которая сейчас в Америке менее принципиальна, чем начало экономического роста. Фокус смещается, экономическая политика направлена не на то, что надо. В итоге  рост не происходит.

китай пекин(2011)|Фото: Фото: Накануне.ru От того, что сейчас происходит в развитых странах, в огромной степени зависит и то, что будет происходить в странах развивающихся. В период кризиса многие из них проскочили этот момент, потому что у них была подушка безопасности. Это относилось и к России, и к Китаю, который во многом избежал рецессии за счет огромного увеличения государственных инвестиций. Но все такие вещи временные. Развивающие страны все завязаны на экспорт. В том же Китае была попытка отвязаться от развитых стран — переориентировать производство на внутренний спрос — но пока никакого результата в этом направлении нет. Китай ставит это как цель, а подвижек к этому никаких. Там не увеличивается доля собственного потребления. Все это относиться и к другим развивающимся странам: России, Бразилии, Индии и другим. Без восстановления развитых стран развивающиеся долго не протянут.

Вопрос: Рубен Сергеевич, спад экономического роста, так называемая рецессия — это синоним кризиса или лишь его предвестник?

Рубен Ениколопов: Если рассматривать финансовый кризис, то в данном случае он будет неким предвестником. Отсутствие начала экономического роста в ситуации большой долговой нагрузки приведет к финансовому кризису. Это вещи, которые идут в такой тесной связке, что их разделить на самом деле очень сложно. Но экономический рост во многом не происходит потому что имеются финансовые проблемы. До тех пор пока на самом деле не решиться проблема того, что слишком много долгов повешено как на страны, так и на домохозяйства в Америка, ожидать того, что экономический рост будет происходить не стоит.

Вопрос: В своем прогнозе Нуриэль Рубини призывает власти не откладывать решение проблемы экономического роста, при этом он отмечает, что спектр политических мер сокращается. Появились ли какие-то новые методы в борьбе с экономическими трудностями? Существуют ли они в принципе?

Рубен Ениколопов: Скорее, ничего нового не появилось. Акцент должен смениться на те вещи, которые пока вообще не обсуждаются, либо обсуждаются, но не в фокусных проектах.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Как избавиться от слишком большого долгового бремени? Есть три варианта. Первый, это дефолт — довольно структурированный, быстрый процесс. Это будет действительно более сильное кризисное явление, чем то, что происходит сейчас, но оно продлиться недолго. Однако этот вариант не рассматривается по политическим причинам.

Второй вариант, который не осуществляется по тем же причинам, - ускорить инфляцию для основных валют: доллара и евро. Эту стратегию сейчас начинают все больше обсуждать даже представители правого крыла в Америке, которые в принципе являются очень консервативными. Отмечу, что здесь речь идет о среднем уровне инфляции, а не гиперинфляция. Для США и Европы инфляция в 4-5% будет уже достаточно ощутима. При этом она могла бы в течение нескольких лет каким-то образом решить проблему слишком высоких долгов. Но и этот сценарий развития натолкнется на политические препятствия, поскольку при нем произойдет переток средств от кредиторов к должникам. Отчасти в Великую депрессию на самом деле такие вещи были: долги были отвязаны от золота и возвращались в долларах. Тогдашнего президента США Франклин Рузвельт запретил контракты, привязанные к золоту. Реально уже в нашей ситуации это значило бы ускорение инфляции и снижение курса доллара.

Третий вариант, который где-то обсуждается, а где-то уже применяется, просто не в достаточных масштабах, это такой кейсианский способ: для того, чтобы запустить сейчас экономику, нужно увеличить расходы государства на инфраструктурные проекты. Это, например, делал Китай в последние годы. Тут тоже есть политические проблемы, потому что сейчас вся сегодняшняя стратегия укладывается во фразу: у нас слишком большие долги, мы должны экономить — это приведет нас к восстановлению. На самом деле страны, которые так поступают, у них по факту пока ничего хорошего не наблюдается. В Латвии, в которой ничего не делали, кроме того, что сокращали государственные расходы, пока не наблюдается роста.

Вопрос применения этих трех вариантов разрешения ситуации перетек из сферы экономики в идеологию.

Вопрос: То есть власти будут откладывать их применение?

Рубен Ениколопов: Да, скорее всего. Учитывая политические ограничения, все это приведет к тому, что мы будем мучиться-мучиться, дождемся реального финансового кризиса, и только это подстегнет правительства принимать решения, которые должны быть приняты.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Фактически они дожидаются кризиса. Но кризис — это не гарантия, что будут приняты правильные решения. Опасность кризиса заключается в том, что в спешном порядке принимается решение, которое может быть абсолютно неверным. Сейчас на самом деле было бы хорошо обсуждать, что надо делать, и что сейчас политики не делают, потому что, когда дойдет до кризиса, появиться возможность предъявить готовый план.
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС