19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Борьба на рынке потребительского кредитования обернулась ростом претензий к банкам

Представленный в начале месяца отчет Роспотребнадзора за 2010 год свидетельствует об увеличении количества жалоб заемщиков на банки. Тем временем, региональные отделения надзорного органа не прекращают сообщать об очередной победе в битве за открытое и честное кредитование. Основные претензии к финансовым институтам: необоснованное взимание различных видов комиссии и одностороннее изменений условий договора. Эксперты полагают, что рост числа жалоб на банки свидетельствует об усилении конкурентной борьбы на рынке потребительского кредитования.

"Сейчас банки начинают проводить все более и более агрессивную стратегию на розничном кредитовании. Они возвращаются к той практике, которая активно применялась до кризиса – быстрая выдача кредитов, "потребительский кредит за 1 день" – когда проводиться минимум проверок по платежеспособности клиента. Напомню, что в период кризиса банки активно ужесточали требования к клиентам, и это привело к тому, что скорость роста их розничных портфелей очень сильно упала. И сейчас они пытаются это наверстать. Банки всячески сейчас пытаются привлечь к себе потребителей", – рассказала Накануне.RU аналитик ИК "АК БАРС Финанс" Полина Лазич. "Сейчас банки очень ликвидны, и они стремятся выдавать кредиты. По ряду продуктов розничного кредитования есть даже возможность для снижения процентных ставок. Все это стимулирует рост розницы" – подтверждает прогноз аналитик ФК "Открытие" Ольга Найденова.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Однако, последствиями столь острой конкурентной борьбы на рынке потребительского кредитования – ростом числа жалоб со стороны граждан - заинтересовался Высший арбитражный суд. В его недрах уже готов проект информационного письма, разработанного на основе анализа наиболее характерных случаев спора банков с региональными отделениями Роспотребнадзора, который традиционно выступает в защиту интересов заемщиков – физических лиц. В обзоре подтверждается незаконность одностороннего изменения банками условий договоров, указывается неправомерность отказа в досрочном погашении кредита или взимания за это платы, а также определяются условия, согласно которым кредитная организация вправе требовать от заемщика застраховать свою жизнь.

Впрочем, юристы склоны полагать, что ожидаемое к весне появление данного письма вряд ли кардинально изменит ситуацию.

"Обзор практики всех проблем точно не решит. На него, прежде всего, будут ориентироваться арбитражные суды. А вот суды общей юрисдикции, где в основном и рассматриваются споры с участием заемщиков, основывать свои решения на этом обзоре будут значительно реже. Кроме того, эта практика не имеет силу закона", – поясняет  Накануне.RU управляющий партнер юридической компании Vinder Law Office Артем Абрамов.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Решить единственно важную проблему заемщика на момент предоставления кредита — отсутствие нормальной и понятной информации о предлагаемом банком продукте – могло бы введение паспорта потребительского кредита, идея которого принадлежит Ассоциации региональных банков. Каждый кредит предлагается сопровождать документом, в котором подробно будет расписано, какой это кредит, из чего складываются выплаты по займу, в какой момент и какую сумму надо банку возвращать и какие штрафные санкции могут быть применены.

"С точки зрения заемщика паспорт кредита обеспечивает, во-первых, прозрачность любого – даже самого толстого и мудреного – кредитного договора, а, во-вторых, легкое сравнение кредитных продуктов разных банков – достаточно положить рядом два паспорта и пробежаться по табличке", – говорит вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Как заявили в ассоциации, инициативу уже одобрили Высшей арбитражный суд и Роспотребнадзор, но пока что она не нашла поддержки банкиров.

Другой способ регулирования рынка потребительского кредитования предложило Министерство финансов – закон "О потребительском кредите", проект которого по оценкам некоторых экспертов может быть рассмотрен и принят Госдумой уже к лету. Между тем и к нему у банковского сообщества есть претензии. "Анализ концептуальных положений законопроекта позволяет сделать вывод о грубом несоответствии предлагаемых правовых новелл лучшему международному опыту и современной российской банковской практике, а также о наличии в проекте большого количества внутренних и внешних логических противоречий и неопределенностей", – так оценил проект Минфина комитет по банковскому законодательству Ассоциации региональных банков.

Вызывает споры и необходимость закрепления на законодательном уровне этих норм. "На мой взгляд, можно и не принимать отдельный закон о потребительском кредитовании, а прописать все это в отдельном разделе главы "Заем и кредит" Гражданского кодекса. Например, положения о договорах купли-продажи и поставки в кодексе прописаны достаточно четко и не вызывают существенных нареканий при применении их на практике. Часть норм, регулирующих потребительское кредитование, можно также прописать в законе о защите прав потребителей. То есть появление отдельного закона уже в ближайшем будущем вполне возможно, однако целесообразность такого закона не столь очевидна", – рассказал Накануне.RU Артем Абрамов.

|Фото: Александр Фомин/PHOTOXPRESS.RUНайти пути выхода из ситуации помог бы анализ причин возросшего числа жалоб заемщиков на банки, среди которых эксперты выделяют отсутствие устоявшихся традиций в сфере кредитования, четко прописанных правил и норм, а также повышенную активность со стороны надзорных органов.

"В России до сих пор нет культуры потребительского кредитования. Кредиты не любит возвращать даже бизнес, чего уж говорить об обычных людях. Кроме того, рынок потребительского кредитования остается неурегулированным. В этих условиях каждая из сторон пытается перетянуть одеяло на себя. Поэтому и возникают ситуации, когда банки не раскрывают полную стоимость кредита и изменяют ставки в одностороннем порядке", – полагает Артем Абрамов.

"Это может быть связано и связано с лавинообразным поведением заемщиков, но с другой стороны, возможно, некоторая необоснованная гиперактивность со стороны конкретных территориальных управлений Роспотребнадхора, которые своеобразным образом трактуют законодательство и сеют панику среди заемщиков, стимулируя их к подаче исков. А судебная система, находясь в состоянии не вполне четкого понимания, как регулируются те или иные отношения, оказывается под давлением некоторых государственных органов. И мы наблюдаем такую странную картину, когда в отдельных субъектах федерации есть свидетельства гиперактивности: количество исков к банкам превышает среднестатистический показатель по России", – высказывает свою точку зрения Олег Иванов.

По состоянию на 1 января 2011 года общий объем кредитов, предоставленных банками российским гражданам, составил 4,1 трлн руб. или около 8% ВВП. 40% этого объема приходится на нецелевые потребительские кредиты.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС