А если Белоруссия вступит в НАТО раньше России?..
Белоруссия вновь увидела "руку Москвы", на этот раз – на выборах президента республики. По мнению Лукашенко, Россия финансирует оппозицию и помогает в ходе кампании его оппонентам. Российский политолог, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, находящийся сейчас в Минске, рассказал в интервью Накануне.RU, что наши страны способны на большее, чем очередная порция взаимных упреков и обвинений. Более того, Союзное государство могло бы задуматься об общей экономической модели и даже выдвинуть концепт новой центральной Европы. Но пока Россия со своими рассуждениями о вступлении в НАТО рискует тем, что Белоруссия окажется в альянсе раньше нее.
Вопрос: Юрий Васильевич, Вы считаете, что вопросы о Союзном государстве России и Белоруссии актуальны на фоне того, что происходит в наших отношениях в преддверии выборов президента Белоруссии? Мы становимся свидетелями довольно нелицеприятных моментов.
Юрий Крупнов: Дело в том, что Союзное государство, как мне кажется, - это историческое завоевание, реальный масштаб которого мы плохо представляем и пониманием. Как писал Есенин, большое видится на расстоянии. Пока прошло 11 лет, и это не тот срок, который может выявить потенциал, с одной стороны. С другой стороны, очевидно, что те замыслы, решения, которые принимались в 90-х годах, сегодня уже во многом устарели, неадекватны и требуют серьезного пересмотра. На это и должна быть направлена интенсивная работа двух государств в рамках уже Союзного государства в ближайший год. На мой взгляд, следующий год – это год, когда надо выйти на новый формат отношений и, по сути, укрепить Союзное государство, избавившись от достаточно второстепенных вещей.
Вопрос: Например?
Юрий Крупнов: Например, очевидно, что необходимо повышать дальнейшее равенство гражданских прав, чтобы для простых граждан Союзного государства было вообще незаметно наличие двух государств в составе этого государства. Понятно, что более детальных вещей требует экономическое взаимодействие, это касается более четких взаиморасчетов, это очевидно и это придется все равно делать. Это работа на ближайший год.
Вопрос: Что еще требует пересмотра, на Ваш взгляд?
Юрий Крупнов: Так или иначе, мы должны прийти к согласованию, прежде всего, фундаментальных вещей, это, например, оборонная политика. Все это должно также делаться в более очевидной и явной форме, потому что есть очень много высказываний про оборонную политику, которые находятся вне каких-то ясных военных решений. Это тоже необходимо будет создавать. Вообще, вся ситуация, которая в последние годы происходит, требует пересмотра наших военных доктрин.
Вопрос: Но представители ИНСОРа уже говорят о вступлении России в НАТО, между тем, Вы в своем блоге отмечаете любопытную деталь – а что будет, если Белоруссия возьмет и вступит в НАТО раньше России? Некоторые эксперты также отмечают: даже само обсуждение вступления России в НАТО оставляет постсоветские республики без "иммунитета" к этому вопросу.
Юрий Крупнов: Мне кажется, что здесь вопрос, прежде всего, в том, что вопрос с НАТО – это вопрос другого цивилизационного пространства, и вступление России, так же как и Белоруссии, мне представляется невозможным, поскольку будет означать утрату цивилизационной уникальности наших государств. Несмотря на разного рода фантастические проекты подобного рода, я думаю, что это бессмысленно, потому что тогда обесценится наше Союзное государство, мы потеряем общность нашей уникальной судьбы и дадим старт разрушению и деградации нашего цивилизационного пространства.
Вопрос: Тем не менее, наши отношения с Белоруссией испытывают непростой период. Какие "симптомы", возможно, заставят Белоруссию посмотреть в сторону НАТО?
Юрий Крупнов: Я полагаю, что все разговоры о том, что Беларусь уходит на Запад, в том числе, по вступлению в НАТО – это все разговоры очень конъюнктурные, ситуационные, это вопросы некоторых сложностей наших взаимных отношений. Но по существу, у нас совсем другая задача – нам нужно вместе с Белоруссией, используя уникальный механизм Союзного государства, обратиться на постсоветское пространство, которое требует реинтеграции на, может быть, других основаниях, чем Союзный договор. Но именно это пространство нужно сегодня восстанавливать, иначе мы не сможем набрать необходимую общецивилизационную мощь, которая могла бы и в политическом, и экономическом плане противостоять другим цивилизационным объединениям. Вместо того, чтобы уходить в перипетии двухсторонних отношений, нужно выстраивать совместные задачи, а они громадны и историчны по отношению к государствам СНГ.
Еще один вопрос – о переходе наших государств на новый совместный технологический уклад, в новую экономическую формацию. Нам все равно предстоит это делать. Здесь важными являются различия социально-экономических моделей наших государств, поскольку плюсы и минусы есть в каждой из моделей. И речь не о том, что лучше – социализм или капитализм в абстрактном плане, а о том, какую новую экономическую модель мы должны выработать и как организовать переход к новому экономическому укладу в рамках новой промышленной системы, чтобы в геоэкономическом плане мы были адекватны. Эта задача на порядок более важна и интересна, чем сиюминутные споры, например, о ценах на энергоносители.
Вопрос: Но, к примеру, Путин в последнее время не говорит об интеграции с Белоруссией, а говорит об интеграции с Европой – и о индустриализации Европы, и об отмене виз, и об общем экономическом пространстве. У нас другие приоритеты, или одно не исключает и другого?
Юрий Крупнов: Это все очень условно, потому что возникает вопрос – а что такое Европа? С одной стороны, есть Евросоюз. Мы должны четко понимать, что ЕС фиксирует собой принципиально иную цивилизационную общность. Притом, что Белоруссия и РФ до Урала являются, безусловно, европейскими государствами в географическом плане, но речь идет о совершенно разных цивилизациях.
Я бы все-таки не отождествлял дипломатические планы и реальные судьбы и жизни на ближайшие десятилетия и столетия. Мне кажется, в данном случае в рассуждениях Владимира Владимировича, в большей степени, акцент делается на дипломатические усилия и, безусловно, такие важные вещи, как повышение комфортности граждан в отношениях РФ и ЕС, как в случае с отменой виз. Но даже по этому вопросу видно, что нас отсылают едва ли не на полтора десятилетия вперед. Это такой диагностический щуп, и мы в этом случае прекрасно видим отношение к нам. Это первый момент. Второй момент. Возникает вопрос – как нашему единому цивилизационному пространству относиться к Европе? И здесь надо сильнее выдвигать концепт новой центральной Европы и обсуждать строительство новой Европы – условно от Москвы до Минска, с включением, безусловно, Украины. Пора перестать загонять это наше пространство в некую Восточную Европу, мне кажется, что, если мы будем правильно строить экономические модели и сохраним нашу цивилизационную общность, то надо говорить о новой центральной Европе, эпицентр которой находится в Минске. Надо строить равно мощную по отношению к Европейскому союзу систему.
Вопрос: На то, о чем Вы говорите, влияют выборы белорусского президента и их исход? Или дело все-таки больше в нас, в российской стороне?
Юрий Крупнов: Думаю, это никак не влияет, и, тем более, что ответ всем известен. Об этом, между прочим, заявили и посол РФ в республике Беларусь, что ответ им известен, и секретарь Союзного государства Павел Бородин. Вопрос не в каких-то искусственных догадках, кто будет президентом, а вопрос в том, что есть наши гигантские по масштабам, крайне сложные, почти невозможные для реализации исторические задачи. Перед этими задачами все наши сиюминутные разногласия кажутся мелкими – и такими и являются, а на первый план выходят другие вопросы – например, сможем ли мы создать совершенно новую экономику, сможем ли мы уйти от серьезной зависимости от мировой экономики, в том числе, в той ситуации, когда вполне вероятна вторая волна экономического кризиса, построить свою новую промышленную систему? Вот, в чем вопрос заключается.