19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBcLNK
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/electrician/chandelier/, гарантии.
Услуги сертифицированного специалиста: http://remont.youdo.com/electrician/electrical-wiring/other/montag-elektroprovodki-v-kvartire/, смотрите ссылку.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Разбег с препятствиями

Продажи на осенне-зимний сезон второй российский авиадискаунтер – "АВИАНОВА" – начал с акции "Ночь любителей скидок". Билеты продавались по одному рублю, хотя сборы никто не отменял, так что билет на рейс Екатеринбург-Москва-Екатеринбург обходился примерно в тысячу рублей. Придя несколько лет назад в Россию с моделью, успешно действующей во всем остальном цивилизованном мире, бюджетные перевозчики немало удивили не только пассажиров, непривыкших к низким ценам и во всем этом ищущих подвох, но и аэропорты, и контролирующие ведомства. Видимо, и сами удивились, ведь неготовыми к полетам за маленькие деньги оказалось и население, и власти. Согласитесь, было бы крайне нелепо, если б виновниками отказа "лоукостеров" от своих бизнес-моделей стали сами пассажиры, а не, например, кризис.

До таких крайностей и правда вряд ли дойдет, тем не менее, в России выручка бюджетных перевозчиков от дополнительных услуг гораздо ниже, чем у их иностранных коллег (хотя тут и наблюдается определенный прогресс – за пять месяцев 2010 г. у SkyExpress доходы от дополнительных услуг составили 10% в общем объеме доходов). И это может подтолкнуть "бюджетников" к несвойственным для low-cost-компаний ходам, начиная с развития чартерных программ и заканчивая переходом на "смешанную" модель – вроде как и низкобюджетная компания, но цены на билеты вполне приближенны к среднерыночным. Кстати, стирание границ между "лоукостерами" и классическими перевозчиками – явление общемировое, правда, там тенденция обратная – это традиционные авиакомпании настолько снижают тарифы, что уже и не поймешь – "бюджетник" перед тобой Boeing-737 Боинг самолет Скай Экспресс логотип СкайЭкспресс SkyExpress|Фото: Накануне.RUили нет. Но возможны и другие, более печальные варианты. Информация о том, что российский SkyExpress может слиться с "авиационными линиями Кубани" (подконтрольны "Базовому элементу" Олега Дерипаски) обсуждается в прессу уже не первую неделю. Эксперты предсказывают различные варианты развития событий: и создание крупнейшего "лоукостера", и продолжение раздельного существования АЛК и SkyExpress, но самым неприятным вариантом было бы превращение успешно стартанувшего в кризис, взлетевшего, несмотря на многочисленные препоны, ставшего примером нового, ранее невиданного в России авиационного бизнеса SkyExpress в самого обычного перевозчика. Не хотелось бы, но…

С одной стороны, очевидных причин для беспокойства нет. Да, у компаний бывают задержки, но, если посмотреть на статистику, получается очень интересная картина. По данным Федерального агентства воздушного транспорта, с 30 июля по 5 августа текущего года у "Небесного экспресса" (SkyExpress) было 30 задержек с 3477 пассажирами. При этом у "Сибири" (S7) их было всего шесть, но задержаться пришлось 1022 пассажирам. То есть у "Ская" на один задержанный рейс приходилось примерно 115 пассажиров, у "Сибири" – 170. "АВИАНОВА" в этот же период, по данным Росавиации, задержала только один рейс с 128-ю пассажирами. Правда, еще не пройден самый сложный период – конец августа – начало сентября, когда отдыхающие массово (в этом году количество отдыхающих должно превысить прошлогодние объемы – выход из кризиса плюс очень жаркое лето) начнут возвращаться домой. Многие уже с содроганием вспоминают события двухлетней давности, когда на Россию спустился авиационный коллапс.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Вроде бы и финансово-производственные показатели довольно неплохие. В первом полугодии 2010 г., по данным Транспортной клиринговой палаты, "АВИАНОВА" стала четвертой в России по объему пассажирских перевозок на внутренних линиях, перевезя более 470 тыс. человек. Sky Express за пять месяцев с начала года перевез более 403 тыс. пассажиров (+25% к аналогичному периоду прошлого года), коммерческая загрузка составила 77,3%. Правда, значительный рост с начала года наблюдается не только у "лоукостеров". Например, у "Трансаэро" за полгода объемы пассажирских перевозок выросли на 42,4% (по сравнению с 2009 г.), у "Аэрофлота" полугодовой рост того же показателя составил 32,4%, коммерческая загрузка, правда, оставляет желать лучшего - 61,7% (+11%).

Но почему же тогда возникают тревожные мысли у Росавиации? В информационном сообщении по поводу задержек у SkyExpress ведомство заявило следующее: "… в настоящее время почти половина парка воздушных судов проходит плановое техническое обслуживание и в перевозках задействовано лишь 5 самолетов из 9-ти. О том, что такая ситуация может возникнуть, руководство "Небесного экспресса" знало, но, по собственному признанию, прозвучавшему в ходе совещания, меры по пропорциональному сокращению регулярных и чартерных рейсов были приняты с большим опозданием.

Ситуация усугублялась тем, что в первом квартале текущего года авиакомпания находилась в серьезном финансовом кризисе. В частности, по мнению экспертов, в указанный период имели место убыточность продаж авиабилетов, снижение среднемесячной выручки и отрицательный среднемесячный чистый денежный поток".

Да и было бы логично предположить, что слияние с "Авиационными линиями Кубани" может произойти, так скажем, "не от хорошей жизни". Вспомнить хотя бы прошлогоднюю историю, когда властям Москвы было предложено купить 75% акций SkyExpress за один рубль. Однако, как заявляли московские чиновники, дальше неофициальных предложений дело не зашло. В середине марта того же года газета "Ведомости" сообщила об этом одной из первых, также написав, что столь низкая оценка контрольного пакета акций авиаперевозчика была связана с его долгами, которые оценивались в 2,5 млрд руб. Сегодня, как мы знаем, у московского правительства с его авиационным активами также серьезные проблемы: не удалось объединиться в мифическую "Росавиа" "Атлант-Союзу", а совсем недавно стало известно об иске о банкротстве перевозчика от одного из поставщиков оборудования. Не сказать, что и у "Авиалиний Кубани" не существует проблем. Так, в конце 2009 г. появилась информация о том, что владельцы авиакомпании сделали предложение о продаже "дочке" "НорНикеля" – авиакомпании "Таймыр". Однако "северяне" от южного актива отказались.

Кстати: 12 августа стало известно о назначении новым генеральным директором ОАО "Авиационные линии Кубани" Марины Букаловой – генерального директора ЗАО "Скай Экспресс". Ранее топ-менеджер работала на руководящих должностях в Krasair и AirUnion (компании, созданные на базе авиационных активов братьев Абрамовичей, позднее обанкротившиеся. Абрамовичам приписывают и создание SkyExpress).

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU У попадания SkyExpress под крыло Дерипаски, тем не менее, есть одно весомое преимущество. В авиационный дивизион "Базэла" входят аэропортовые комплексы крупных южных городов – Краснодара, Анапы, Геленджика, но, главное, Сочи. В преддверии Олимпиады создание крупного перевозчика, пусть даже и не бюджетного, с "родственным" аэропортом в столице Игр могло бы принести Дерипаске неплохие дивиденды. Другое дело, как к этому отнесется антимонопольное ведомство. Сегодня доля АЛК в том же Сочи не так уж и велика, но вот вместе с долей SkyExpress и появлением синергии от слияния явление вполне может заинтересовать ФАС.

Впрочем, ФАС, аэропорты и законодательство – это еще одно препятствие, причем довольно серьезное, на пути "лоукостеров" в Россию. Дело в том, что в Европе, во-первых, законодательство разрешает аэропортам делать преференции для определенных групп перевозчиков. Например, для "дискаунтеров", летающих на расстояния до 1 тыс. км. В России такие поблажки ни за что не пройдут. Во-вторых, аэропорты между собой (в силу небольших расстояний между ними, а значит, альтернативы) конкурируют, борются за перевозчиков, готовы сами им платить. У нас же платить предлагают перевозчикам. За возможность летать из аэропорта. "Условия аэропорта должны быть одинаковы для всех авиаперевозчиков. Проблема в отсутствии конкуренции среди аэропортов. Статус единственного аэропорта, что можно отнести практически к любому аэропорт сочи|Фото: Накануне.RUрегиональному аэропорту, тормозит развитие рынка авиаперевозок. Отсутствие выбора пункта прилета снижает маневренность "лоукостеров". Несколько лучше ситуация в Москве, где местные аэропорты активно расширяются. Возможно, что конкурентная среда заставит аэропорты искать пути привлечения авиаперевозчиков, например, за счет снижения стоимости услуг", - пояснил Накануне.RU эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации"/Morison International" Петр Клюев. В "АВИАНОВе", правда, считают, что с любым аэропортом, в итоге, все-таки можно договориться. "Открывая полеты в города России, авиакомпания в большинстве случаев не имеет возможности выбора аэропорта, потому что он, как правило, всего один на весь город. Однако, опираясь на собственный опыт, мы не видим причин, которые могут помешать найти общий язык с руководством аэропорта. Аэропорты прекрасно понимают преимущества, которые дает сотрудничество с настоящим low-cost-перевозчиком", - пояснил Накануне.RU Эндрю Пайн, управлющий проектом "АВИАНОВА". Кстати, помимо московского авиаузла в России, пожалуй, конкуренция среди аэропортов возможна как раз на черноморском побережье.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС