19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBoA3G
Объявление: http://perevozki.youdo.com/arenda/price/, лучшие цены тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

Черная дыра "АвтоВАЗа"

Главное предприятие буксующего российского автопрома показало рекордные убытки. За первое полугодие "АвтоВАЗ" потерял 14,1 млрд руб., тогда как за аналогичный период прошлого года приобрел 1,49 млрд руб. Завод готовится перейти на сокращенную рабочую неделю, рабочие митингуют, средства господдержки потрачены, а продажи и не думают восстанавливаться. "АвтоВАЗ" бы уже несколько раз обанкротили, не будь он предприятием, на которое завязан целый город и единственной надеждой российского автопрома. Но как жить "АвтоВАЗу" дальше – до сих пор непонятно.

В настоящее время конвейер "АвтоВАЗа" остановлен, с сентября он заработает вновь, но не так, как раньше. Решение о сокращении объемов производства логичное, так как продажи автомобилей упали почти в два раза, и затоваривать предприятие нет смысла. С экономической точки зрения. Но работники рассуждают иначе: им нужно на что-то жить. В начале августа работники Волжского автозавода провели митинг против остановки конвейера на весь август и введения на предприятии с сентября сокращенной рабочей недели.

Руководитель независимого профсоюза "АвтоВАЗа" "Единство" Петр Золоторев рассказал Накануне.RU, что митинг был предупредительным, и если ситуация не изменится, последуют другие акции протеста. "С 1 сентября 2009 года по 1 марта 2010 года нас собираются перевести на 20-ичасовую рабочую неделю. Значит, будем получать около 6 тыс. руб. в месяц", - отмечает Петр Золоторев. По его словам, сейчас средняя зарплата среди работников (без учета менеджеров) составляет 12-13 тыс. руб. в месяц.

Также митингующие требуют от Счетной палаты проверить эффективность расходования средств на предприятии и привлечь к ответственности руководство "АвтоВАЗа" за "неэффективное управление и хищение средств". Помимо этого, участники акции настаивали на разработке правительством долгосрочных программ развития автопрома. В настоящее время такой программы просто не существует. Так, директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов признался в своем блоге, что "есть общее понимание", как выводить автопром из кризиса, но "детали и реальное воплощение нужно будет обсуждать с точки зрения реализуемости со всеми фигурантами дела".

Справка: У "АвтоВАЗа" три основных акционера. Компания "Тройка диалог" владеет 25,64% акций "АвтоВАЗа" , 25,1% принадлежит Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Ростехнологиям, 25% - Renault.

К слову, правительство РФ предприняло уже немало мер, чтобы хоть как-то поддержать российское автопроизводство. Это и льготные кредиты, и повышение таможенных пошлин на иномарки, и средства господдержки. Но льготные кредиты объем продаж сильно не увеличили, повышение пошлин ничего, кроме вполне резонного народного недовольства не вызвало, а средства господдержки уже потрачены. Недавно "АвтоВАЗ" отчитался, как именно.

Из 25 млрд руб., выделенных в марте, израсходовано 24,32 млрд руб., - сообщили Накануне.RU в пресс-службе "АвтоВАЗа". 8 млрд пошли на исполнение обязательств по кредитам, полученным от Сбербанка и ВТБ. 1,87 млрд потрачены на выплату зарплаты работникам, 14,02 млрд – на исполнение обязательств перед контрагентами, 39 млн руб. – на налоги.

"Выделение средств господдержки позволило ОАО ''АвтоВАЗ'' почти в два раза сократить кредиторскую задолженность по операционной деятельности. Более чем в четыре раза сокращен объем просроченной кредиторской задолженности в целом по заводу и более чем в семь раз - по задолженности по поставкам на конвейер", - сказано в сообщении компании.

То есть деньги фактически пошли на латание финансовых дыр, чтобы завод еще какое-то время мог держаться на плаву. А когда финансовая подушка истончится, понадобится очередная партия денег. Выделять или нет, основной вопрос. Ведь финансовую поддержку предприятию российские власти оказывали много раз, но никакой отдачи не последовало. Деньги исчезали, словно в черной дыре. "Комментарии про то, что обещал и не выполнил "АвтоВАЗ", к сожалению, правда. Как и правда, то что у завода сейчас действительно последний шанс. Другого не будет", - констатирует в блоге директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга.

Однако, среди сгустившихся над предприятием тяжелых туч мирового кризиса есть и просветы: вместе с падением продаж растет доля Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU рынка, которую занимают автомобили Lada. За первое полугодие доля выросла на 2%, составив 25%. Но здесь, похоже, все-таки сыграли свою роль повышение пошлин на иномарок, а также кризис, то есть тенденция смещения спроса в сторону машин эконом-класса. Однако доля рынка в 25% впечатляет. Особенно, если не брать в расчет, что в 1990 году она составляла 78%, и ежегодно сокращается. Точно так же как модели "АвтоВАЗа" продолжают устаревать, а завод – медленно, но верно умирать. Впрочем, как верно заметил Алексей Рахманов, на домашних рынках многие гиганты автопрома имеют не более 20-25%, и это самый предел: "Если согласны с тем, что Россия движется в сторону интеграции и развитому рынку, то с прискорбием вынужден заметить, что для удержания доли этого рынка в 30% нужно чудо. Я в чудеса не верю".

Другой аспект - в себестоимости производства. Как рассказал Накануне.RU заместитель директора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов, завод рассчитан на 650 тыс. автомобилей в год, то есть в месяц необходимо выпускать не менее 50 тыс. автомобилей, тогда производство будет рентабельно, но сейчас "АвтоВАЗ" выпускает около 30 тыс. автомобилей. "Каждый месяц завод работает в убыток, и будет работать, пока такой объем производства. Ситуация улучшится, если начнет расти рынок, а сократить издержки при выпуске 30 тыс. автомобилей с таким построением производства невозможно", - считает Сергей Удалов.

Будет ли расти рынок, зависит только от рынка, пока же продажи катастрофически падают: за полгода в два раза, и "АвтоВАЗ" здесь не исключение. билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Ситуацию чуть-чуть мог бы улучшить совместный проект российского автогиганта и французской компании Renault... Предполагается, что выпуск авто класса "С" начнется уже в 2012 году, а с 2011 года - пяти- и семиместного универсала, а также фургона на платформе Renault. Правда, не об объеме выпуска, ни о цене пока ничего не известно. "Я видел новую машину "С" "АвтоВАЗа" после "поправок" нового, иностранного кстати, стилиста. Современно, стильно, лаконично. Сейчас. Через пять лет это будет старомодно, поэтому ее нужно запускать как можно скорее", - пишет Алексей Рахманов.

В любом случае ближайшие два года, через которые запланирован выпуск российско-французского гибрида, "АвтоВАЗу" нужно продержаться. "АвтоВАЗ" уже заплатил за лицензию, ведет разработку компонентов, но дополнительные затраты на машину все равно понадобятся. Будет ли этот автомобиль, зависит от того, что будет с "АвтоВАЗом", - отмечает Сергей Удалов. То есть рассчитывать на то, что автомобиль "С" вдохнет в "АвтоВАЗ" вторую жизнь, не приходится. Как бы эта разработка не стала уже бесполезным для пострадавшего искусственным дыханием.

Какова судьба "АвтоВАЗа"? Ответ на этот вопрос, похоже, дать пока никто не может. Очевидной стратегии спасения предприятия не существует, банкротить завод нельзя. "Это не такой простой шаг обанкротить предприятие, так как от него зависит экономика целого города", - отметила в разговоре с Накануне.RU аналитик ИК "Велес-Капитал" Марина Иркли. Население Тольятти составляет 700 тыс. человек, из них 110 тыс. работают на "АвтоВАЗе". Что произойдет в случае закрытия предприятия, даже представить страшно, Пикалево отдыхает. Поэтому завод в августе ушел на "каникулы", а с сентября, несмотря на все протесты рабочих, переходит на сокращенную неделю. А сотрудникам руководство предприятия предлагает занять свободное время другой работой, временной и не по специальности.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС