29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Северный Кавказ – Terra Incognita для современной России

Продолжается "охота" на братьев Ямадаевых. В подмосковном Одинцово киллер посетил Ису. Впрочем, наемного убийцу скрутили сидевшие в засаде оперативники. Уцелевший Иса дал подписку о неразглашении. Между тем, боевик-смертник в Грозном подорвал местное милицейское начальство. Под Итум-Кале в засаду угодила милицейская колонна... Режим КТО отменен несколько месяцев назад, а партизанская война продолжается. О том связаны ли между собой громкие убийства последних лет, есть ли альтернатива режиму Кадырова, в интервью Накануне.RU рассказал эксперт Григорий Шведов.

Вопрос: Смерть Байсарова, братьев Ямадаевых, Исраилова…Похоже на единый процесс, как представляется некоторым?

Григорий Шведов: Я думаю, эти убийства и покушения связаны косвенными обстоятельствами, но они не являются частями конкретного плана. Во время обсуждения "дела Исраилова" появились данные о существовании некоего "расстрельного списка". Но, по-моему, перечисленные вами люди не были его составляющими. Тем не менее, связывать между собой такие преступления возможно. Какая-то связь, наверное, имеется. Но не в рамках конкретного перечня. Убийства Байсарова, Руслана Ямадаева, покушение на двух других его братьев, имеют между собой общее, в первую очередь, связанное с совместными действиями в Чечне сначала против федеральных сил, потом за них. Мы знаем, что Исраилов являлся свидетелем против Рамзана Кадырова и судьба расследования, которое должно быть по его свидетельству, неизвестна. Вероятно, что расследование предполагаемого личного участия Кадырова в пытках не состоится. карта чеченская республика чечня грозный|Фото: wgeo.ru

Вопрос: Существует мнение, что произошедшее – издержки, которые приходится нести за лояльность режима Кадырова.

Григорий Шведов: Речь может идти о том видении стабильности в Чечне, которое имеют московские чиновники. Они, конечно, больше заинтересованы в том, чтобы стабильность в республике демонстрировалась, чем в контроле за исполнением закона со стороны исполнительной власти и в верховенстве права. Важно подчеркнуть, что видение московских чиновников о стабилизации отличается от реальной стабильности. При этом, действительно, грубые нарушения закона не вызывают интереса именно в силу миража стабильности, который заинтересованы поддерживать как эти чиновники, так и республиканские власти.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Но какая стабильность, если продолжается партизанская война?

Григорий Шведов: Стабильности никакой, конечно, нет. Есть сильный политический режим. Он и стабильность не связаны между собой. Это разные вещи. Активность боевиков, правоохранительных органов, статистика убийств, похищений, ранений с обеих сторон за 100 дней после отмены режима КТО (контртеррористической операции) существенно выше, чем до отмены.

Так, за 100 дней после отмены КТО в Чечне зафиксировано не менее 32 боестолкновений и спецопераций, в то время как за аналогичный период до отмены режима таких событий в республике было 15. За 100 дней после снятия режима КТО убиты не менее 54 человек, объявленных участниками НВФ (незаконных вооруженных формирований), задержано не менее 38 и добровольно сдались в качестве боевиков не менее 3 человек. Еще 22 человека были задержаны как пособники боевиков. Стремительно возрастают и показатели активности вооруженного подполья. За 100 дней после отмены режима КТО в республике погибли не менее 29 сотрудников силовых органов, ранения получили не менее 64, тогда как за такое же время до снятия режима погибли 8 представителей силовых структур и 18 получили ранения. Следовательно, в целом, нельзя говорить об изменении ситуации в лучшую сторону.

Вопрос: На Ваш взгляд, в режиме Кадырова больше плюсов или минусов? Чем чревата ставка только на него?

Григорий Шведов: Чревата тем, что уже происходит. Продолжается эскалация военных действий. Внутри республики отсутствует диалог. Если рассуждать о плюсах, то, действительно, построено много объектов, восстанавливается жилой фонд. Ведется переговорный процесс с бывшими ичкерийскими лидерами. Вот основные достоинства. А общее количество минусов значительно выше.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Режим сегодня требует альтернативы?

Григорий Шведов: Да, безусловно. Та ситуация, при которой Рамзан стал лидером и был поддержан тогдашним президентом России, изменилась. Сегодня отменен режим КТО, много других обстоятельств, в Чечне стоят новые задачи. Иные стратегии должны использоваться. Некоторые положительные сдвиги, действительно, есть, но их меньше, чем могло бы быть при другой системе управления, при другой системе менеджмента, при другой системе контроля за расходованием средств. Вообще, ситуация в Чечне напоминает ближневосточную модель развития. Отчасти – центральноазиатскую. Но ни первая, ни вторая - не применимы к Северному Кавказу. Тем более, к такой его традиционной части, как Чечня. Правильнее было бы ориентироваться на другие модели. Рано или поздно режим изменится. Вопрос только в том, когда это произойдет.

Вопрос: Какие модели, например?

Григорий Шведов: Одна из них применена в Кабардино-Балкарии, в регионе, который дал яркий и опасный пример проявления вооруженного сопротивления (октябрь 2005-го). Могли возникнуть очень опасные последствия. Что мы видим сейчас? В республике, где штурм административных объектов произошел почти сразу после назначения нового президента, за последние годы сделано немало для развития диалога с частью уммы, для ведения оперативно-розыскной деятельности и точечной борьбы с лидерами подполья, не склонными к диалогу. В мае погибли двое из них. Это, конечно, нельзя считать серьезным достижением, но события - яркие. Президент Ингушетии демонстрировал иной подход: диалог с родственниками реальных боевиков, усиление роли примирительных комиссий (речь идет о примирении кровников), пропаганда изменений внутри самой власти (настоящая борьба с коррупцией, а не только разговоры о ней). Но он не был взят на вооружение в Чечне. Подход президента Дагестана и его администрации тоже отличается от подхода президента Чечни (отказ от силовой борьбы с религиозными радикалами, противодействие вседозволенности силовиков). Есть разные модели,  в разной степени успешные и эффективные. Ни одна из них не получает даже малой доли той поддержки, которая уделяется модели, развивающейся в Чечне.

Вопрос: А что нужно сделать для трансформации современной чеченской модели?

Григорий Шведов: Сейчас в Чечне сформирована мобилизационная, авторитарная система под одного человека, под одного лидера, известная поствоенным обществам. Она может измениться только сверху. Снизу на нее не повлиять.

улица люди электорат|Фото: Накануне.ru

Вопрос: Нынешняя Россия (ее власть и общество) насколько объективно представляет и осознает происходящее на Северном Кавказе?

Григорий Шведов: Ни о какой объективности речи нет. Никакого объективного представления не существует. Существует в разной степени стереотипная информированность. Российское сообщество – даже интеллектуальная, читающая публика, такой ее узкий сегмент, как интернет-пользователи, - не представляет себе в достаточной мере, что же действительно делается на Северном Кавказе. Главная причина тому не злонамеренность властей, не работа "министерства правды". К сожалению, главная причина кроется в самих россиянах, не заинтересованных в том, чтобы искать и находить сведения. Они довольствуются имеющимися у них данными. Они не ориентированы на критическое мышление, не хотят иметь более широкие взгляды, черпать из разных источников комментарии по одним и тем же поводам, получать различные описания одних и тех же событий. Довольствуются жвачкой, предлагаемой им, не запрашивая факты, ориентируясь на их интерпретации.

Вопрос: Такое добровольное незнание влияет на отношение россиян к Северному Кавказу?

Григорий Шведов: Да. В обывательском представлении события на Северном Кавказе отделены от проблем простого россиянина. Они не воспринимаются в качестве "нашей" головной боли. Они воспринимаются в качестве "чьей-то" головной боли. Люди живущие, страдающие, нарушающие закон там – здесь часто не считаются согражданами. В этом одна из причин неподконтрольности местных и федеральных властей российскому обществу. Общество просто не хочет контролировать ни тех, ни других.

 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС