19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Ночь. Облака. Приборы. Почему упал "Боинг"?

Техническая неисправность, человеческий фактор или все вместе взятое? Из-за чего в Перми погибли 88 человек в результате крушения надежного "Боинга-737", пока не ясно. В качестве основной версии авиакатастрофы Следственный комитет называет техническую неисправность, но лишь один негативный фактор редко приводит к столкновению самолета с землей, обычно – это цепь роковых случайностей. Почему экипаж самолета на запросы с земли отвечал, что все в порядке, и не выполнял команды диспетчера? По какой причине самолет упал именно на железную дорогу, был ли взрыв в воздухе и почему не стоит доверять показаниям очевидцев в интервью Накануне.RU рассказал президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Вопрос: Олег Михайлович, разумеется, что пока не расшифрованы самописцы, выводы о причинах авиакатастрофы в Перми делать рано, но исходя из имеющейся информации, наверняка, можно предположить, что же произошло.

Олег Смирнов: Торопиться с выводами не нужно, сейчас идет расследование, по итогам которого будут сделаны выводы на базе Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU объективных данных, то есть расшифровки "черных ящиков". Один из самописцев записывает все параметры техники (двигателя, систем), второй – переговоры экипажа между собой, с землей. Когда все это будет расшифровано, картина станет более или менее ясна.

То, что сейчас следует из информации, в том числе из выступления диспетчера, мы можем объяснить только одним. Когда самолет стал маневрировать с точностью до наоборот относительно рекомендаций диспетчера, когда диспетчер спросил, все ли в порядке, и экипаж ответил утвердительно, в тот момент экипаж считывал информацию только с тех приборов, которые видел перед собой.

Представьте себе ситуацию: ночь, облака, ничего не видно. Как правило, в районе круга на "Боингах" пилотирование происходит в автоматическом режиме. Тогда, видимо, автоматы вели самолет на посадку, но по каким-то причинам это делали это не правильно. Не даром, когда диспетчер спросил, все ли в порядке, командир корабля, посмотрев на приборы, сказал "да", хотя в это время самолет находился уже не там, где должен был. Предположим, он мог заблудиться, но почему это привело к такому исходу, почему "Боинг" начал резко снижаться и столкнулся с землей, на этот вопрос еще нужно ответить.

Вопрос: Самолет упал не на жилые дома. Это говорит о том, что экипаж сознательно отвернул от жилого массива, значит, было на это время и пилоты должны были осознавать, что что-то не так?

Олег Смирнов: В последний этап перед столкновением самолет вышел на визуальный полет – оказался ниже кромки облаков, стало видно землю. Жилые дома ни с чем не перепутаешь, а железная дорога всегда хорошо освещена. Я вполне допускаю, что экипаж предпринял все меры, чтобы миновать столкновение с жилыми домами. И увидев освещенную трассу, может быть, подумал, что это автодорога. Мы с вами спокойно сейчас рассуждаем, но там все происходило за доли секунды. Профессионал Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU выбрал бы освещенную трассу.

Вопрос: Но очевидцы говорят, что взрыв произошел именно в воздухе...

Олег Смирнов: Когда опрашивают очевидцев, всегда один говорит, что это красного цвета, второй - что зеленого, третий - что голубого. Верить показаниям очевидцев нельзя. Во-первых, была облачность, и взрыва в облаках не видно. Во-вторых, после падения люди заметили факел, взрыв – такая масса ударилась об землю, вдобавок в самолете оставалось несколько тонн топлива. Конечно, очевидцы могут добросовестно заблуждаться.

Вопрос: Олег Михайлович, можно ли в такой ситуации, когда облачность, вероятно, неверные показания приборов, выход из Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU строя двигателя, избежать катастрофы?

Олег Смирнов: Отказ одного двигателя ни в коем случае не должен являться причиной катастрофы. Пилотов по специальной программе гражданской авиации обучают посадке самолета в данных условиях. Они не сядут за штурвал до тех пор, пока не пройдут специальную теоретическую подготовку и практическую – на тренажерах, которые один к одному имитируют отказ двигателя.

Другое дело, если на двигателе пожар и он не гасится, ситуация многократно утяжеляется. На любом современном самолете есть несколько степеней пожаротушения. Срабатывает первая очередь, если пожар продолжает бушевать, то вторая, когда нет эффекта, то третья – вручную. И если огонь не погас, то это уже страшно, потому что горение происходит очень быстро. Большую опасность представляет отлетающие от вращающейся турбины лопатки, они с громадной скоростью прошивают все, что попадается на их пути, выводя из строя системы двигателя, системы управления самолета.

Вопрос: Это катастрофа "Боинга" не первая. Можно ли говорить о некой системе?

Олег Смирнов: По этому самолету, как и по любому другому, системы, как правило, нет. За все время производства "Боингов", а это около 30-и лет, их выпущено более 5 тыс. Это очень удачная и надежная машина, потому что неудачные машины, а такие бывают, очень быстро заканчивают свою жизнь – отлетывают ресурс и больше не производятся. Вопрос другой: как подготовлен к полетам на этом самолете конкретный экипаж.

В России очень серьезные системные недостатки в государственном регулировании гражданской авиации. Мы - единственная страна в мире, где нет единого органа регулирования гражданской авиации в результате бездарно проведенной административной реформы.

Вопрос: А как же Росавиация?

Олег Смирнов: В составе Росавиации до последних дней не было ни одного летчика, ни одного летного подразделения и ни одного авиационного инженера. Этими вопросами на государственном уровне просто некому заниматься. В последнее время благодаря усилиям профессиональных общественных организаций ряд функций из Ространснадзора передали в Росавиацию. Но это полумера, ничего не дающая в вопросах безопасности полетов. Функции нормотворчества осталась в Минтрансе.

Вопрос: Существующую сегодня юридическую базу нужно менять?

Олег Смирнов: А как же? Все меняется, у нас 40% правового поля гражданской авиации страны не прикрыто! Летай как хочешь и куда хочешь. Мы до сих пор руководствуемся документами, уже почти 20 лет не существующей страны с другой экономикой и социальной системой. Вот где причины всех бед гражданской авиации, связанные и с безопасностью полетов, и с задержками рейсов, и с аэропортами, которых было 1,3 тыс., а осталось 300, и с повышением цен на топливо, и с самым низким в мире Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU коэффициентом доступности воздушного транспорта и так далее.

Поэтому мы уже два года предлагаем создать единый полномочный орган, который был бы ответственен за вопросы безопасности полетов и подчинялся правительству, а не Минтрансу.

Перед международной общественностью ответственность за безопасность полетов несет государство, а не авиакомпании. Именно государство – член ИКАО (Международная организация гражданской авиации – прим. ред.), всего там 190 государство. Все, кроме России, считают необходимым иметь такой полномочный орган.

Кстати, завтра прилетает комиссия ИКАО с плановой проверкой, и тут ей преподнесли такой "подарок". Жалко и обидно, что, во-первых, погибли люди, а во-вторых, ИКАО на таком фоне будет производить проверку, а потом о результатах докладывать 190 странам. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС