24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBmkA2
Бытовой ремонт: http://perevozki.youdo.com/cars/automobile/, подробное описание тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

Товарное ОСАГО

Все продавцы и производители продукции, а также компании, предоставляющие различные услуги, могут в добровольно-принудительном порядке стать клиентами страховых компаний. Роспотребнадзор разработал законопроект, согласно которому пострадавшим от некачественного товара отныне не придется долго и нудно "выбивать" компенсацию с продавца, достаточно будет обратиться в страховую компанию, которая заплатит за все. Законопроект уже окрестили "ОСАГО №2" и, соответственно, эксперты ожидают, что он будет точно так же буксовать, как его предшественник.

Сама по себе идея застраховать компании от ущерба "третьим лицам" вовсе не плоха. Пострадавшему потребителю, вместо того, чтобы обивать пороги судов, тратить время и нервы для взыскания ущерба с виновника, останется только обратиться в страховую компанию, которая выплатит требуемую сумму. Производителям, на первый взгляд, тоже жить станет проще: заплатил за страховку и спишь спокойно. Да и страховщикам, с чьей помощью, кстати, разрабатывался законопроект, рост клиентской базы вовсе не помешает. В общем, казалось бы, от обязательной "товарно-производительной" страховки всем станет только лучше. Только страховщики сомневаются в рентабельности данного направления, производители опасаются дополнительных расходов, которые, впрочем, тут же переложат на потребителей, а население, пока обязательное страхование будет "обкатываться", может не дождаться возмещения ущерба.

Законопроект разрабатывался четыре года, но обнародовать его не спешили. Неразберихи с "автогражданкой" вполне хватало, наносить еще один удар по потребителям - было бы слишком. "Законопроект был подготовлен еще четыре года назад, но тогда начинался новый политический цикл, вводилась "автогражданка", которая наделала много шуму, и на этом фоне решили, что такое страхование не пройдет; теперь страховая отрасль накачала мускулы, и можно вводить эту систему", - заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

Поводом для того, чтобы вынести проект закона "Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании" на обсуждение, стали указы президента Дмитрия Медведева об отмене внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса, а также о замене административного контроля лицензирования на страховые принципы регулирования. Раз контроль за производителями государство ослабляет, то должен появиться альтернативный вид контроля.

"В условиях, когда малый и средний бизнес активно лоббируют мораторий на проверки, страхование – правильная мера", - уверен председатель правления международной конференции обществ потребителей Дмитрий Янин. Правда, он тут же оговаривается, что, если закон будет так же непродуман, как ОСАГО или страхование туристов, то от него станет только хуже.

Согласно законопроекту, без обязательного страхового полиса компания не сможет работать – точно так же, как автомобилист не имеет право ездить на своей машине без "автогражданки". Потребителю, при наступлении страхового случая, придется обращаться не в свою страховую компанию, которая не заинтересована в нем как в клиенте. Кстати, из-за этой нормы закона об ОСАГО возникали недовольства автомобилистов. Страховые выплаты, как и в случае с обязательным страхованием автогражданской ответственности, будут ограничены и, если ущерб потребителю нанесен существенный, то страховка его не покроет. И, наконец, тарифы санитарно-эпидемиологического страхования тоже устанавливает государство.


Стоимость страховки должна быть такой, чтобы страховщики, как минимум, не остались в убытке. Поэтому ряд производителей тут Фото: Накануне.RUже заявили, что "санэпидемстраховка" приведет к росту цен, поскольку дополнительные затраты на нее будут переложены на потребителей. Однако эксперты в этом сомневаются. Ведь, если страховка будет введена вместо лицензирования, то производителям, возможно, придется нести меньшие расходы. "Хотя конкретного механизма страхования не прописано, это лучше, чем поголовное лицензирование, затраты на которое все равно окупаются за счет потребителей. Стоимость страховки сопоставима со стоимостью лицензии. Неизвестно еще, что дороже", - заявила Накануне.RU директор фонда "Центр независимой потребительской экспертизы" Елена Козьякова.

В законопроекте прописано, что базовые ставки страховых тарифов не будут одинаковыми для компаний. Чем "опаснее" продукт, тем выше ставка. Геннадий Онищенко признался, что "самые драконовские меры" будут для алкогольных компаний. "Но надеюсь, к этому времени население бросит пить", - добавил главный санитарный врач России. Пить, конечно, никто не бросит, но даже высокие ставки будут незначительными в себестоимости алкоголя, не говоря уже о других продуктах, - уверен председатель правления международной конференции обществ потребителей Дмитрий Янин. "Страхование не окажет серьезного влияния на себестоимость продукции. Есть проблемные сферы, это медицинские услуги, реализация алкоголя, табака – то есть продажа социально опасных товаров. Здесь расходы на страхование будут выше, но не на столько, чтобы продукты и услуги подорожали", - отметил в разговоре с Накануне.RU Дмитрий Янин.

Возникают опасения по поводу того, что с введением обязательного страхования качество многих продуктов и у слуг понизится. Дескать, зачем продавцам и производителям стараться сделать хорошо, если они застрахованы. По мнению Дмитрия Янина, этого не произойдет, поскольку производителям в любом случае придется кошельком отвечать за свой товар. Как и в "автогражданке", Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU где есть понижающие и повышающие коэффициенты, так и в санитарно-эпидемиологическом страховании: чем больше страховых случаев будет у компании, тем выше базовые тарифы.

Однако сами страховщики сомневаются в рентабельности такого вида страхования. Они сами неоднократно заявляли, что ОСАГО приносит только убытки, даже несмотря на высокие тарифы. Уж слишком много страховых случаев. При обязательном страховании продавцов и производителей ситуация может повториться. Сегодня такой вид страхования существует, но он добровольный и для страховых компаний, конечно, неубыточный.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото

"Договоры страхования ответственности в добровольной форме заключают, в основном, серьезные производители (продавцы), которые ответственно подходят к своему делу и рассчитывают на долгосрочные перспективы. Под обязательное страхование попадут и так называемые "фирмы-однодневки", поэтому сложно прогнозировать убыточность данного вида страхования. Сказать, покроет ли собранная страховая премия ущерб, нанесенный производителями, до окончательной доработки закона – невозможно. Убыточность же можно определить после 3-5 лет действия закона", - заявила Накануне.RU ведущий специалист по страхованию СК "Белая Башня" Анна Филиппова.

Директор управления розничных продаж страховой компании "Северная казна" Марина Лисиенко также сомневается, будет ли выгодно для страховщиков данное направление. "Зная качество некоторой продукции, можно предположить, что страховать продавцов и производителей будет не очень выгодно", - говорит Марина Лисиенко.

В любом случае, опыта подобного вида обязательного страхования в России нет – добровольные страховки не в счет. Единственное, с чем можно сравнивать, так это с ОСАГО. И если санитарно-эпидемиологическое страхование будет развиваться по тому же сценарию, то в ближайшие три-пять лет недовольства продавцов, потребителей и производителей не избежать, ведь та же "автогражданка" все еще не доведена до ума. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС