28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBefX8
Ремонт двухкомнатной квартиры на http://remont.youdo.com/repair/flat/two-room/.
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/sofa/ тут.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/samara/arendaavto/: ссылка на описание.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Ловись рыбка, большая и маленькая...

Накануне Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство) внес на рассмотрение в Правительстве России проект федеральной целевой программы по развитию рыбной отрасли в 2009-2013 гг. Помимо собственно цифр (на реализацию программы чиновники предлагают выделить 62 млрд руб., из которых 31 млрд руб. – средства федерального бюджета, остальное – частные инвестиции), проект содержит и массу новаторских и в чем-то даже революционных предложений, хотя, по сути, все они направлены на восстановление порядков, объемов улова, количества рыбы в реках, озерах и морях, уровня переработки, которые существовали в советское время. Другое дело, что времена не те, и не факт, что все сложится по замыслу чиновников. Ведь попытки исправить ситуацию были и раньше, однако все время они на что-то наталкивались, в первую очередь, на коррупцию в отрасли.

Многочисленные инициативы и способы выведения рыбного хозяйства страны из кризиса Накануне.RU подробно прокомментировали в центре общественных связей Госкомрыболовства.

Про квоты

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU В прошлом году улов рыбы и добыча других морепродуктов в России составили примерно 3,3 млн т, импорт составил 870 тыс. т или 25,8% от всей потребляемой в России рыбной продукции. О проблемах в отрасли говорили первые лица государства, и как раз в соответствии с поручением Президента РФ и был разработан проект концепции развития отрасли. А в самом ведомстве во главу угла ставят квоты, проблемы с которыми начались у российских рыбаков сразу после распада СССР, да так и не закончились.

Госкомрыболовство: Во-первых, мы прописали в законе норму, что квоты рыбакам теперь даются на 10 лет. Квоты на 10 лет — необходимость. Невозможно работать в условиях, когда сегодня есть квоты, а завтра нет; когда государство раздаст вам карты, а после этого скажет, что будет играть с вами в шашки. Это огромный шаг вперед, который уже сделан. Рыбак понимает, что если он добросовестный (не нарушает закон, не занимается браконьерством), то на 10 лет государство дало ему право пользоваться этими ресурсами. Этого срока достаточно для того, чтобы взять кредит, построить и окупить судно. Второе — мы планируем на правительственном уровне решить два важных вопроса по этому направлению. По субсидированию кредитов на покупку судов. У нас есть соглашение с Россельхозбанком, который готов выделить 50 млрд руб. на кредитование рыбной отрасли. Но минимальная ставка, под которую он может дать деньги — 12% годовых. Не может он под меньшие дать, у него свои нормативы. И мы предлагаем, чтобы 8% из этих 12% государство субсидировало из бюджета. На самом деле это не очень много. На каждый миллиард рублей кредита нужно 80 млн руб. на субсидии. И по субсидированию процентных ставок при ввозе в Россию судового оборудования, аналоги которого у нас не производятся. Правительство Японии, например, для того, чтобы помочь своим рыбакам, создало такую преференцию: за счет средств федерального бюджета заменило или переоборудовало двигатели. А ЕС старый флот выкупал у рыбаков для того, чтобы процесс замены прошел быстро и безболезненно для отрасли.

Про концепцию

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU По словам Андрея Крайнего, главы Госкомрыболовства, после реализации предложенной ФЦП, производство пищевой рыбной продукции в стране (включая консервы) должно вырасти до 3,4 млн т. Средняя стоимость одной тонны этой продукции, реализованной на внешнем рынке, увеличится на 11%. Рентабельность отрасли достигнет 12%. Чистые поступления в бюджеты всех уровней к 2013 г. (времени окончания действия ФЦП) превысят 51,7 млрд руб. – это в два раза больше, чем в 2006 г. Но все эти прекрасные планы так и останутся несбыточными, пока российские рыбаки будут плавать на "летучих голландцах".

Госкомрыболовство: В проекте концепции предусмотрены меры по развитию рыбоперерабатывающего комплекса, портовой инфраструктуры. В ходе реализации программы предполагается строительство и модернизация 493 рыбопромысловых и рыбоохранных судов; реконструкция 14 морских рыбных портов; строительство и реконструкция 90 рыбоводных заводов в 22 субъектах Российской Федерации; обновление и модернизация рыбообрабатывающего оборудования на предприятиях рыбопереработки.

Объем финансирования мероприятий программы составит 61,6 млрд руб., из них федеральный бюджет – 32,4 млрд руб., бюджеты субъектов Российской Федерации – 0,3 млрд руб., внебюджетные источники – 28,9 млрд руб. Возможность софинансирования мероприятий программы подтверждена администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации, а также коммерческими организациями.

Про рыбную биржу

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU В рыбной отрасли биржа должна появиться до конца лета этого года. Компаний-учредителей биржи должно быть не меньше 10-ти, а форма собственности будет определена в ближайшее время. Биржи планируется создать в пяти российских городах - Мурманске, Владивостоке, Калининграде, Петропавловске-Камчатском и Невельске.

Госкомрыболовство: В настоящее время рынок рыбной продукции в России характеризуется недостаточной организованностью, отсутствием увязки производственных и логистических процессов, большим количеством посредников и, как следствие, высокими ценами на продукцию. Порядка 33% внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта, существенная часть которого является реэкспортом водных биоресурсов, выловленных российскими промысловыми судами, и поставленного зарубежным компаниям в виде сырья. Доля экспорта обработанной продукции крайне низка.

Дополнительным сдерживающим фактором развития отечественного рынка рыбных товаров являются высокие железнодорожные тарифы при транспортировке рыбной продукции с территории Дальневосточного федерального округа на остальную территорию Российской Федерации Решением ФСТ России с ноября 2007 г. снижены в среднем на 12% железнодорожные тарифы на транспортировку отдельных грузов, в том числе продукции из водных биоресурсов, с территории Дальневосточного федерального округа на остальную территорию Российской Федерации. Однако данных мер недостаточно, учитывая что удельный вес тарифа в оптовой цене рыбной продукции составляет около 20%.

Мировой опыт показал высокую эффективность данного вида деятельности. Многие годы рыбные биржи функционируют в Норвегии, Японии, Кореи. Наличие бирж в этих странах позволило убрать с рыбного рынка многочисленных посредников, что положительно сказалось на ценообразовании.

В связи с этим в 2008 г. биржевые торги водными биоресурсами и продукцией в Российской Федерации будут проводиться на постоянной основе. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о возможности введения обязательной продажи экспортируемых водных биоресурсов и продуктов их переработки через систему биржевых торгов, что обеспечит прозрачность финансовых и товарных потоков в рыбохозяйственном комплексе и будет способствовать снижению незаконного вывоза продукции промысла за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Про "Росрыбфлот"

Фото: yanao.ruВ продолжение темы бирж – сейчас сложно найти отрасль, в которой бы не создавалась госкорпорация. Можно долго спорить о том, насколько такой инструмент соответствует рыночной экономике, хотя, пожалуй, такой "убитой" сфере, как рыболовство действительно не помешает вмешательство государства. Только вот насколько быстро будет организована госкорпорация? Опыт других отраслей показывает, что скоро сказка сказывается. Да не скоро дело делается.
Предполагается, что "Росрыбфлот" займет 5-7% рынка и не будет служить препятствием для развития частного рыболовного бизнеса. "Росрыбфлот" планируется создать на основе Архангельского тралового флота, в ее состав войдут 24 судна.

Госкомрыболовство: Приоритетными направлениями для ОАО "Росрыбфлот" будет содержание и эксплуатация находящихся в федеральной собственности судов рыбопромыслового флота и имущества морских рыбных портов.
На первом этапе деятельность "Росрыбфлота" будет направлена на повышение эффективности использования этих активов за счет включения коммерческой составляющей. Путем использования части добывающего и научно-исследовательского флота для предоставления судовладельцам платных услуг в сфере промысловой разведки запасов водных биоресурсов, в том числе мало используемых и находящихся в недостаточно изученных районах промысла территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. В перспективе это также будет способствовать упразднению института научных квот и обеспечению должной прозрачности в деятельности научно-исследовательских организаций отрасли.

На втором этапе целесообразно инициировать инвестиционный проект с участием ОАО "Росрыбфлот" в соответствии с положением об Инвестиционном фонде Российской Федерации. Содержанием инвестиционного проекта должно являться строительство высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота (добывающих, приемотранспортных, танкерных) для последующей эксплуатации в районах действия международных соглашений Российской Федерации в области рыболовства и рыбного хозяйства и в открытых районах Мирового океана, а также реконструкция и создание инфраструктуры отечественных портов, необходимой для обслуживания указанных судов.

Про суда

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU И снова возвращаемся к самой наболевшей теме российских рыбаков – отживающий свой век флот. По прогнозам специалистов, если ситуацию срочно не исправить, то к 2015 г. нас ждет не увеличение, а сокращение вылова, причем более чем на 20%. Основу же флота сегодня составляют изношенные и морально устаревшие суда. Их физический износ составляет около 68%. По данным издания "Эксперт", с 2003 по 2007 гг. на флот поступило 357 судов. Это в основном иностранные суда, бывшие в эксплуатации, срок службы половины из них превышает 15 и более лет. Новых судов поступило всего лишь 26, из них 18 – маломерные суда. При этом списано было 842 судна.

Госкомрыболовство: Рыбопромысловый флот составляет более 70% основных фондов рыбной отрасли. Эффективность работы флота и рациональность использования его производственных мощностей во многом определяет эффективность работы всей отрасли.
Бесконтрольность приобретения морально устаревших судов создает положение, когда производственные мощности действующего флота намного превышает ОДУ водных биоресурсов, включая квотируемые объекты, что отрицательно эффективность их использования и создает благоприятные условия для браконьерства

Передислокация флота в новые промысловые районы открытой части Мирового океана часто связана с необходимостью модернизации судна, в частности, его технологического комплекса. Модернизация судов целесообразна при условии, что затраченные на нее средства окупаются до момента списания судна. Учитывая возраст существующих судов, модернизация большинства из них требует соответствующего экономического обоснования с учетом ограниченных сроков окупаемости капвложений и понижения доходности промысла. Рассматривать модернизацию флота как путь масштабного расширения промысла и увеличения объема добычи в открытой части Мирового океана нецелесообразно.

Предприятия отрасли находятся в сложном финансовом положении и не имеют в настоящее время ресурсов для организации широкомасштабного промысла за пределами ИЭЗ России.
Стратегическая задача рыбной промышленности состоит в том, чтобы всю добытую рыбаками рыбу перерабатывать на российском берегу. Для решения этой задачи нужен современный добывающий флот, поскольку сейчас более 75% судов прибрежного рыболовства выработали свой ресурс и морально устарели. Повседневной практикой стала задержка списания морально и физически устаревших судов, что увеличивает риск их эксплуатации и сопровождается снижением эффективности работы.

В то же время сегодня сложились тенденции в пополнении флота прибрежного рыболовства новыми судами, на которых ради снижения строительной стоимости применяются проектные решения на уровне 60-х годов прошлого века (низкая степень механизации промысловых операций, ухудшены условия обитаемости экипажа и др.), что значительно снижает эффективность их эксплуатации.

порт кран погрузка река обь(2013)|Фото: Фото: Накануне.ru За последний год цены на дизельное топливо выросли на 40% и продолжают дальше увеличиваться. Для рыбаков это означает, что экономика их промысла стремительно катится к черте, за которой эксплуатационные расходы не будут компенсироваться доходами. В этих условиях в отсутствии государственной политики будет усиливаться тенденция к добыче наиболее ценных объектов промысла, а истинные объемы их вылова будут занижаться. На отечественный берег эти уловы не попадут, а Россия будет и далее оставаться сырьевым придатком Норвегии, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и других стран, проводящих разумную политику в области рыболовства. При этом стремительный рост цен на топливо ставит под сомнение не только способность наращивания объемов добычи действующими судами, но и саму возможность обновления добывающего флота за счет современных мощных судов.

Для формирования эффективной экономики промысла требуется учет широкого круга факторов. Судовладельцы в настоящее время не в состоянии гарантировать инвесторам экономически устойчивую стратегию развития. Большинство судовладельцев не располагают квалифицированными специалистами, способными активно сотрудничать с потенциальными инвесторами, и, как следствие, в выборе источников финансирования. В результате пополнение флота новыми судами практически не происходит. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС