20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBzZ7t
Бытовой ремонт: http://perevozki.youdo.com/cars/automobile/, в Москве.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/city/loaders/geo/tula/, посмотреть.
youdo.com


Аналитика все материалы

Клубок экспортных проблем

Объем экспорта России увеличивается из года в год. И, вместе с этим, из года в год ситуация остается неизменной: иностранцев интересуют наши сырьевые ресурсы, а не высокотехнологичная продукция. Так получается, что ее-то российские предприятия предложить не могут. Перекос в сторону сырьевой части удивляет. Так, например, доля экспорта высокотехнологичной продукции в Уральском федеральном округе составила всего 2,5%. По России эта цифра выглядит в два раза лучше – 5% - но все равно остается ничтожной. О том, как изменить эту тенденцию, почему фирмам порой бывает невыгодно возмещение НДС, зачем предприятия портят себе репутацию на международном рынке, говорилось накануне на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей УрФО.

Объем экспорта УрФО за девять месяцев текущего года превысил $38,5 млрд, из них на сырьевую составляющую пришлось $35 млрд. Как рассказал заместитель полпреда Виктор Басаргин, в "лучшие времена" соотношение сырьевой и машиностроительной части было 50/50. Сейчас же, по словам заместителя полпреда, единственным предприятием, входящим в десятку лидеров округа и поставляющим высокотехнологичную продукцию является "Уралвагонзавод". Одной из причин, почему наши предприятия-производители оказываются за бортом мирового рынка является отсутствие сертификатов международного качества. Виктор Басаргин отметил, что пару недель назад разговаривал с руководителем ассоциации систем качества на европейские стандарты, Виктор Басаргин(2014)|Фото: Фото: Накануне.RU выяснилось, что необходимыми сертификатами обладают всего два предприятия УрФО. Между тем, руководитель ассоциации, являющийся русским, заверил заместителя полпреда, что готов пролоббировать интересы предприятий, чтобы те быстрее получили необходимые сертификаты, пусть только предприятия шлют заявки. "Это не неспособность предприятий, а информационный вакуум, который сегодня существует по этим вопросам. Просто надо изучить все эти темы, подать заявку на сертификацию своей продукции", - объяснил потом журналистам ситуацию Виктор Басаргин.

А президент Группы компаний "Ренова" Виктор Вексельберг подчеркнул, что ситуация все-таки не остра, как кажется. "Все экспортеры соответствуют международным стандартам, надо просто получить соответствующие сертификаты. Проблема не настолько драматична, как может показаться", - заявил Вексельберг.

Самой серьезной проблемой для экспортеров, как выяснилось в ходе анкетирования руководителей 797 предприятий в 71 субъекте федерации, проведенном МЭРТ, является отсутствие содействия со стороны региональной администрации. Этот вопрос волнует 58% опрошенных. 36% в качестве барьера для выхода на международный рынок назвали недостаток оборотных средств, 31% беспокоят проблемы с возмещением НДС и 26% не устраивает отсутствие информации о рынках сбыта.

Как бы иллюстрируя то, что регионы мало работают с экспортерами, торговый представитель РФ в Австрии Юрий Стеценко заметил, что представители регионов вначале завязывают контакты, а потом забывают отвечать на письма. Со слов Стеценко, со Свердловской областью все иначе. "Если Ткачев [губернатор Краснодарского края] приезжает и с балетом, и с казаками, то от Свердловской области приехал губернатор, Виктор Кокшаров и еще несколько человек. Но презентация была настолько четкой!", - поделился воспоминаниями торговый представитель РФ в Австрии.

Видимо, такой же четкой презентацией свердловские власти добились того, что сейчас рассматривается вопрос о создании кластера "Титановая долина". Об особой экономической зоне с тем же названием речи не идет, так как, по словам
Фото: Накануне.ruпредседателя правительства Свердловской области Виктора Кокшарова, МЭРТ отказалось от проведения дальнейших конкурсов на создание этих зон, так как им с двумя ныне существующими бы разобраться. "Можно проект "Титановая долина" реализовать в форме титанового кластера, под тем же названий. Дело в том, что для организации новых особых экономических зон необходимо снова проводить конкурс, это очень сложная процедура, поэтому предлагается пойти по другому пути. Мы не возражаем. Главное – продвинуть вперед, применить меры поддержки, это и введение особых таможенных режимов, и применение налоговых льгот", - заявил Виктор Кокшаров.

Итак, в Свердловской области предприятия жалуются на отсутствие содействия не региональной власти, а федеральной. "Мы не Фото: Накануне.ruждем манны небесной, давно поняли, что рассчитывать надо только на себя, но хотели бы, чтобы государство с нами работало. А работу МЭРТа можно считать неудачной", - заметил заместитель генерального директора ФГУП "ПО "УОМЗ" Вениамин Элинсон. Он пояснил, что экспорт является источником выживания для Уральского оптико-механического завода, так как 70% продукции поставляется за рубеж. "Если "Сухой" берет кредит, то ему его гасят, а если мы поставляем существенную часть для самолета, то нам никто ничего не гасит! Сегодня для нас экспорт становится убыточным. Выступления о господдержке экспорта остаются декларацией!", - возмущался Вениамин Элинсон.

Позже директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности МЭРиТ РФ Галина Баландина попыталась оправдать свое ведомство: "Сегодня Минэкономразвития вызывает огонь на себя, выслушивая критику, не всегда относящуюся к компетенции нашего ведомства. Мы хотим найти те новые инструменты, которые были бы наиболее востребованы бизнесом". Одним из таких инструментов является возмещение экспортеров НДС. Но, как выяснилось, и здесь предприниматели далеко не всем довольны.

Генеральный директор ОАО ИПФ "Сибнефтеавтоматика" Генрих Абрамов посетовал, что, пока докажешь налоговым органам, что Фото: Накануне.ruНДС тебе возместили правомерно, пройдет много времени. По его словам, каждые три года налоговики приходят с соответствующей проверкой, требуют всевозможные документы, которые, порой, невозможно предоставить. "Например, требуют подтвердить затраты на конкретную продукцию", - рассказывает Генрих Абрамов. Но, с его слов, таких документов не существует, так как сопоставить, что было потрачено на эту серию, а что на другую, невозможно, поскольку серии одинаковые. Генеральный директор ОАО ИПФ "Сибнефтеавтоматика" отмечает, что предприятие обвиняют в недобросовестном возмещении НДС, и приходится идти в суд. "Все суды мы выигрываем, но времени и нервов тратим больше, чем получаем денег. Человек [представитель налоговой службы] живет на мои деньги и еще надо мной издевается!", - подытожил Генрих Абрамов.

На что Виктор Вексельберг заметил, что "тема НДС является одной из самых болезненных для экспортеров". Но, по Фото: Накануне.ruзаявлениям Минфина, на сегодняшний день объемы лжеэкспорта внушительны. А, по мнению бизнеса, он не должен страдать из-за лжеэкспортеров. "В этой парадигме мы и находимся", - заключил Вексельберг.

К слову, недавно представители бизнеса вновь подняли вопрос о снижении ставки НДС, написали соответствующие письма во властные органы. Но пока вопрос не решен, и неизвестно, решится ли. "Дискуссии на эту тему ведутся давно, на самом высоком уровне. Пока, в том бюджете, который принят на три года, НДС заложен в прежнем виде. Может ли он снизиться? Да, может, но эта тема очень сложна", - заявила Накануне.RU директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности МЭРиТ РФ Галина Баландина.

Но претензии есть не только у бизнеса к власти, но и у власти к бизнесу. Заместитель директора департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности МЭРиТ РФ Вадим Зингман рассказал, что его ведомство периодически сталкивается с факторами, наносящими ущерб репутации России на международном рынке. Зингман вспомнил пример, когда "Силовые машины" согласились построить энергоблок в Китае, а спустя три месяца написали письмо, что отказываются, так как у них есть более выгодные проекты внутри страны. На что генеральный директор Уральского турбинного завода Владимир Ермолаев попытался возразить, что такие международные сделки зачастую могут быть убыточными для предприятий, поскольку заранее не обговорены темпы, тип оборудования, преференции и многое другое.

Однако Вадим Зингман заместил, что государство должно помогать на том этапе, когда предприятия участвуют в тендере, а "Силовые машины" же выиграли тендер, подписали контракт и отказались от его выполнения.

Как оказалось, взаимных обид и замечаний у государства и бизнеса друг к другу предостаточно, но деваться некуда: проблемы нужно решать сообща, поскольку, как заявил Виктор Вексельберг, "сегодня рамки тех рынков, на которых работает большинство предприятий, уже становятся узкими. Российский капитал дозрел до того уровня, когда он перешагивает границы нашей страны. Это просто влияние времени, когда мы должны решать принципиально новые задачи".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС