Наши люди в булочную на такси не ездят
С 1 сентября вступает в силу новый закон о лицензировании такси. Наши люди рискуют вновь не ездить в булочную на такси, как говорили в советской комедии, но для многих новации уже обернулись трагедией. Агрегаторы давно знали о законе, но меры начали вводить внезапно и буквально в лоб — у многих водителей с хорошим стажем, положительным рейтингом и работавших без нареканий, понизили статус, причем сразу "в минус" — такие сотрудники "отсекаются" от большинства заказов. По новым нормам важно, есть ли на авто "шашечка", соответствует ли цвет, среди параметров также регулярность техосмотра и коммерческая страховка, цена которой варьируется от 70 до 100 тыс. руб. Существуют опасения, что большинству водителей таксовать станет неудобно и невыгодно, что приведет к сокращению автопарка, и цены на заказы для пассажиров увеличатся настолько, что вновь вызов автомобиля будет маркером роскоши. Подробности — Накануне.RU.
С начала осени вступает в силу новый закон о такси, согласно которому, водители должны оформить лицензию на работу. Без этого агрегаторы не будут давать заказы, так как нарушение нормы приравняли чуть ли не к распространению заведомо ложной информации, нарушат — приложение просто заблокируют и придется платить штраф до полумиллиона рублей. Выхода нет. Также из списков водителей исключаются на законодательной основе сотрудники с судимостью: за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж или разбой, преступления против половой неприкосновенности, средней тяжести и более тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности.
Для работы в отрасли обязательным станет договор со службой заказа такси — агрегатором. Здесь одна проблема — не во всех населенных пунктах есть агрегаторы, это реалии больших городов, а что же будет в малых, все — в нелегалы? Да и в больших городах тоже возмущаются — для получения лицензии требования считают избыточными. Тут и ОСАГО на машину в 70-100 тыс. руб., лицензия, наклейки, шашечки, прохождение ТО, медосмотры чуть ли не дважды в день, путевые листы, желтые номера. Каждый регион должен выбрать для себя цвет автомобилей такси, вряд ли автовладельцы под это дело решат перекрашивать собственные автомобили, также говорят и про "комфорт плюс", где сами пассажиры не хотели бы ездить на стандартного цвета машине. Да и зачем красить такси в один цвет, если его не надо выискивать в потоке машин, а агрегатор сам направляет заказ к подъезду, сообщая цвет, марку и номер авто? Главное, что закон еще не вступил в силу, а рейтинги у водителей уже серьезно просели.
"Эти рейтинги — реакция на работу без разрешения, пока это такая подготовка, — поясняет в беседе с Накануне.RU председатель московского профсоюза такси "Добро" Николай Кодолов. — Потому что большая часть такси работают незарегистрированными, они не получают разрешение от региональных транспортных ведомств, поэтому вот такой первый звоночек, некая стимуляция".
При этом эксперт объясняет, что отношение к нововведениям в профессиональном сообществе негативное в силу того, что наш человек консервативен и любые изменения даются с трудом. Ждать позитивной оценки от водителей не стоит.
И, действительно, в сети многие жалуются, что разрешение на работу теперь трудно получить, считают одни, а значит, водители уйдут в серую зону. Отток водителей приведет к кризису кадров, повышению цен на перевозки и вернет долгое ожидание машины для заказчика. Из плюсов — закон разрешает работать таксистом самозанятым, без создания ИП. Для трудоустройства у водителя не должно быть непогашенных судимостей и более трех неоплаченных административных штрафов.
Другие напоминают: все эти правила существовали и до принятия закона, только мало кем исполнялись. В беседе с Накануне.RU заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков говорит, что возвращения в 90-ые не будет.
"Законы и до 1 сентября были и их должны были соблюдать, к сожалению, их никто не соблюдал. Медосмотр — и сейчас нужно проходить медосмотр, и два года назад надо было, и пять лет назад, но никто не проходил. По сути, все подделывали путевые листы, бумажные путевые листы покупали, штампики ставили. Сейчас, да, есть у нас электронные медосмотры, которые внедряются, и я был одним из инициаторов введения этих медосмотров еще десять лет назад. Мы первые начали внедрять медосмотры вообще, чтобы уйти от сертификации этих путевых листов, чтобы люди на самом деле проходили медицинский осмотр. Многие не понимали, зачем им это надо, но для водителей же это и нужно в первую очередь, надо следить за своим здоровьем. А кто саботирует это — тот получается, что хочет залить кровью наши дороги", — говорит эксперт.
При этом Попков напоминает, что у агрегаторов было время подготовиться, а учитывая, что они забирают 20-30% от стоимости поездки, этот "вой на болотах" больше походит на саботаж. Цены на поездки в такси действительно повысятся, считает он, но не потому, что принят закон, а потому что доллар перевалил за 100 рублей, а все запчасти и автомобили привязаны по цене к доллару, подорожание идет из-за гиперинфляции в стране.
"А то, что судимым нельзя работать — это не наша "хотелка" профсоюзная, тут не могу ничего комментировать. Но я бы, на самом деле, запретил иностранцам работать, не допускал бы до транспортных перевозок, чтобы гастарбайтеров на транспорте вообще не было", — подводит итог эксперт.
Таким образом, работать в такси станет трудно и невыгодно, говорят, что один медосмотр перед дорогой — уже 300 руб., а работают ли пункты круглосуточно, будут ли там очереди — пока неясно. Создается масса проблем, по словам водителей. Плюс техосмотры, страховки… Нехватка кадров станет катастрофической, ни один официальный таксопарк не осилит запросы миллионника, где в час пик на смену может выйти до 20-30 тыс. "самозанятых" перевозчиков.
Общероссийское объединение пассажиров направило секретарю генсовета "Единой России" Андрею Турчаку официальное письмо с предупреждением о том, что с 1 сентября в России может начаться дефицит такси, пользоваться заказом машин будет чем-то элитарным. Один из соавторов законопроекта об отсрочке принятых мер, член думского комитета по экономической политике Станислав Наумов в беседе с Накануне.RU говорит, что об этих проблемах в Думе известно:
"Мы получаем обратную связь от наших простых граждан, пассажиров, которые, конечно, обеспокоены тем, что доступность такси станет ниже, и, соответственно, подорожает, мы должны на это своевременно реагировать. Причиной этого может стать, действительно, слишком резкий, слишком кардинальный переход для бизнеса, который занимается перевозками, на более жесткие правила игры. Надо понимать, что эта сфера пока еще "серое пятно", и когда вы хотите в серой зоне что-то делать, в первую очередь обелять финансовые отношения, денежные потоки делать более прозрачными, вы должны всегда себя как регулятор проверять на то, что не приведет ли это к наоборот к "потемнению" этих оттенков серого, к уходу в какие-то старые времена, когда можно было просто таксовать самозанятому, причем без формального статуса самозанятого, просто оказывать услуги. Можно было часами ждать такси, которое принадлежит муниципальному предприятию, ничего хорошего это в себе не несет", — говорит Наумов.
Депутат рассказывает, что еще в конце весенней пленарной сессии был внесен разработанный самим Наумовым и его коллегами законопроект, подразумевающий переходный период для закон о такси, перенос ряда нормативов на 2024-2025 годы. К тому же стоит еще раз проверить информационные системы.
"Когда государство начинает создавать информационные системы, это все нужно умножать на десять по стоимости и на пять по срокам реализации. Мы пока не получили реакции на свой законопроект, мы ждем, как это часто бывает, со дня на день", — сказал Наумов в беседе с Накануне.RU.
А поскольку водители уже начали получать "отрицательные оценки" за свою работу без каких-либо отсрочек, возникает ощущение, что с 1 сентября все, действительно, изменится. Да, соглашаются в профессиональном сообществе, прежде всего удар будет по совместителям или тем, кто в силу возраста или других обстоятельств не может устроиться на другую работу. Проблема в том, что таких в отрасли большинство.
"Уйдут подработчики, те, кто берет заказы, когда им удобно: по пути на работу, по пути с работы, вот эти водители могут в массе своей уйти с рынка. Это достаточно большой контингент, но это будет временно, я полностью уверен, что в течение полугода — девяти месяцев эта ниша будет занята", — говорит эксперт Николай Кодолов.
В итоге становится ясно, почему водительское сообщество таксистов новый закон воспринимает в штыки. С другой стороны, как говорят эксперты, отрасль давно нуждалась в том, чтобы там навели порядок, чтобы было больше легальности, но и ответственности станет на порядок больше, и цена — выше.