Huawei раздумывает над производством своего бренда автомобилей
Финансовый отчёт Huawei уже несколько дней будоражит общественное мнение в Китае. Самые бурные обсуждения вызвали не только показатели работы за прошлый год, но и планы на будущее. Топ-менеджмент разошёлся во взглядах по вопросу о том, нужно ли компании заниматься производством автомобилей.
Жэнь Чжэнфэй, основатель Huawei, заявил, что не намерен производить автомобили в ближайшие пять лет. Аналогичный запрет применялся ранее в ноябре 2020 года. Тогда Жэнь Чжэнфэй заявлял буквально следующее: "Те, кто собираются производить автомобили, мешают работе компании, [они] могут покидать свои посты и искать другие должности".
На сей раз он не угрожал оппонентам увольнением, однако вновь подтвердил прежние приоритеты и подчеркнул, что бренд Huawei недопустимо использовать для названия марок автомобилей.
А ведь совсем недавно, 8 марта этого года, название марки "HUAWEI Wenjie" появилось в рекламных Wenjie Automobile и официального аккаунта Huawei в Weibo, что вызвало слухи о близости HUAWEI к созданию собственного автомобиля. Эта информация продержалась до 30 марта и была удалена лишь накануне выхода финансового отчёта компании.
Вечером 31 марта глава потребительского отдела Huawei Юй Чэндун опубликовал пост, выглядящий как реакция на решение Жэнь Чжэнфэя:
"Эта эпоха изменилась, и это только усложнит нам задачу! Через несколько лет все поймут! Подождите и посмотрим!"
Ранним утром 1 апреля, после получения срочного уведомления из штаб-квартиры, все логотипы, связанные с "HUAWEI Wenjie", в магазинах Huawei были удалены. Значит, Юй Чэндун, несмотря на своё несогласие, продолжил проводить в жизнь стратегию компании. А уже dj второй половине того же дня Юй Чэндун появился на форуме высокого уровня в государственной резиденции Дяоюйтай, там он рассказал, что Huawei не прекращает работу по созданию авто.
На первый взгляд, дискуссия о том, стоит ли Huawei производить автомобили под собственным брендом, связана с обходом санкций. Не секрет, что именно эта компания сталкивается с наиболее сильным давлением со стороны Запада. Китайские СМИ обращают внимание и на финансовый аспект. Мэн Ваньчжоу, финансовый директор Huawei, впервые упомянула о показателях работы компании в автомобильном бизнесе.
В 2022 году выручка подразделения Huawei по разработке решений для умных автомобилей составила 2,077 млрд юаней, что составляет лишь 0,3% от общей выручки Huawei в 642,3 млрд юаней. Юй Чэндун также соглашался с тем, что работа с автопромом — единственный убыточный бизнес Huawei.
Однако здесь коммерческие интересы компании вступают в противоречие с нуждами государства и общества. Инвестиции в автопром для Huawei велики и чреваты рисками, но Китаю сейчас необходимо модернизировать свою автомобильную промышленность и обогнать в этой отрасли западные страны.
Как рассказал в беседе с Накануне.RU Денис Бобылев, обозреватель сайта китайские-автомобили.рф, компания Huawei на данный момент сильно заинтересована в автомобильной индустрии, но, в отличие от той же Xiaomi, она не собирается производить автомобили самостоятельно. Huawei выбрал другую роль — роль оригинального производителя оборудования (OEM). Проще говоря, Huawei выпускает необходимые комплектующие для производства автомобилей (преимущественно электромобилей или гибридов). Главными продуктами Huawei в этой сфере являются электромоторы, операционная система и система автономного вождения.
При этом Huawei с 2021 года перешёл на ещё одну интересную стратегию. Он предложил автопроизводителям реализовывать их продукцию с помощью флагманских магазинов Huawei. Первым партнёром компании по этому направлению стал бренд автомобилей Seres (в России на основе того же Seres SF5 планируется производить Evolute i-Jet). В итоге продажи Seres, до этого исчислявшиеся десятками, перешли на сотни, ведь у Huawei довольно развитая система шоурумов. Сотрудничество устроило обе компании. Затем Seres основал бренд AITO (по-китайски как раз Wenjie), автомобили которого главным образом реализуются при помощи центров Huawei. Теперь бренд AITO официально продаётся в Китае под названием Huawei AITO. По большей части, это маркетинговый ход, ведь Huawei тут выступает поставщиком некоторых комплектующих и предоставляет площадку для продаж, а само производство автомобилей ведётся компанией Seres.
Сейчас Huawei выступает поставщиком многих, в том числе известных в России автомобильных компаний, включая Changan, Seres, JAC, BAIC. Некоторые из этих автомобилей, наряду с автомобилями упомянутого AITO, реализуются при помощи флагманских магазинов Huawei. Поэтому, хотя на данный момент Huawei и не планирует производить машины, а только выступать поставщиком запчастей для их производства и площадкой для продажи, мы можем встретить на рынке Китая автомобили, брендированные как Huawei. У Huawei есть ряд стратегических клиентов, которые стабильно закупают у компании необходимые комплектующие. Судя по всему, это потенциально может принести больше денежных средств, чем производство и последующая продажа собственных автомобилей.
Разногласия в заявлениях топ-менеджмента в 2020 году вполне понятны — тогда, видно, стратегия развития не была определена. Теперь же Huawei — один из сильных OEM-производителей автомобильных комплектующих Китая, многие компании обращаются к нему за готовыми решениями в сфере силовых установок и систем автономного вождения.