25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Игорь Юшков: На внутреннем рынке ждут металл и нефтепродукты

Президент России Владимир Путин призвал экспортеров не сокращать производство, а направить товары на внутренний рынок, что должно привести к снижению цен в стране. На носу посевная, и сейчас актуально если не снизить, то хотя бы зафиксировать цены не только на товары и продукты, но и на топливо. И часть невостребованного Западом топлива можно направить на внутренний рынок, но из-за высокой ставки ЦБ и высокой инфляции цены на топливо в стране удержать будет очень трудно. Большую роль здесь будут играть аппетиты независимых АЗС. Своим мнением специально для Накануне.RU поделился аналитик Финансового университета Игорь Юшков.

- Путин призвал не сокращать объем производства, когда вы не можете вывезти этот товар, например, он попал под санкции. Прежде всего, ясно, что речь о металлургах, потому что Евросоюз ввёл санкции, запрещающие импорт в Евросоюз отдельных товаров из стали, поэтому металлурги столкнутся с проблемой поиска новых рынков сбыта. И он, по сути, говорит о том, что если для вас какой-то рынок закрылся из-за санкций, если вы туда поставить не можете, грубо говоря, то не надо сокращать объём производства - направляйте их на внутренний рынок, и это приведёт к переполнению внутреннего рынка, и, соответственно, к тому, что цены будут снижаться из-за профицита предложения, либо вы согласовываете вообще эти цены.

С нефтью сложно сказать, в какой степени может это произойти. Да, мы видим - отдельные проблемы есть пока ещё у нефтяников с тем, чтобы пристроить нефть. В основном приходится нефть продавать со скидкой, то есть пока это некоторые проблемы с продажей. Но там проблема заключается не в том, что они не хотят покупать нашу нефть, как они постоянно говорят, что "это политическая позиция". Там вовсе не политическая позиция. В основном проблемы какие-то возникают из-за того, что они боятся попасть под вторичные санкции. Нефть не запрещено покупать российскую, а запрещены определённые финансовые операции, и толком никто не понимает - какие. Вот в чём проблема.

То есть покупатели не понимают, что конкретно можно делать, а что нет. Как именно финансово можно взаимодействовать с Россией, а как нет. Страхование чего можно делать или нет, потому что куча страховых элементов возникает: сама сделка страхуется, вывоз нефти, заход судна в порт и так далее: всё страхуется, всё оплачивается. И вот непонятно, какая безопасная схема всё-таки для покупки российской нефти. И вот эти риски - попасть под санкции - они в итоге и выливаются в снижение цены.

Нефть(2020)|Фото: Накануне.RU

Но по большому счёту, пока никакого обвала спроса на российскую нефть мы не видим, то есть постепенно, с проблемами, но нефть продаётся. Но если будут действительно возникать сложности с реализацией её на мировых рынках, соответственно, можно ли её направить на внутренний рынок? Как-то радикально увеличить объёмы поставок на внутренний рынок невозможно, потому что мы итак полностью закрываем весь свой внутренний рынок, то есть сколько нужно внутреннему рынку - это итак продаётся внутри, никаких сложностей здесь не возникает.

Есть один элемент. Определённые нефтепродукты могут действительно не реализовываться на внешнем рынке, например, дизель мы в основном гоним на внешние рынки, мазут, какие-то ещё продукты, и вот их можно в большей степени поставить на внутренний рынок, продать через биржу.

И вот чуть большее наполнение биржи приведёт к тому, что стоимость понизится, но опять же не факт, что это отразится на конечной стоимости продукции на АЗС. Что делают независимые АЗС, которые в основном покупают топливо, для которых это и важно, чтобы на бирже была низкая цена - они просто дополнительную маржу получают. То есть поскольку они купили дешевле на опте, продали-то всё равно по таким же ценам, какие и сейчас есть. Поэтому у них будет образовываться дополнительная прибыль, это им станет лучше, а не потребителю.

Здесь мы вряд ли увидим какую-то дополнительную конкуренцию именно в рознице. Сколько было заправок, столько их и останется, мы изменение структуры рынка российского внутреннего топливного не увидим, поэтому скорее дополнительные поставки топлива на внутренний рынок приведут к тому, что независимые АЗС просто будут больше зарабатывать. И то, им проще будет, может быть, легче выполнять рекоммендации со стороны государства "не повышать отпускные цены". Потому что всё равно инфляция нарастает, и как минимум она около 20% будет, судя по вкладам государственных банков, судя по ставке ЦБ. Сейчас по официальным данным уже она в годовом выражении достигла 12%. Поэтому будет инфляция, соответственно, все продукты, все товары будут дорожать, и, естественно, топливо тоже.

И вот сдержать рост цен действительно независимым АЗС будет проще, если у них формируется вот такой "жирок", вот такая дополнительная прибыль от того, что на опте они берут топливо чуть дешевле теперь. Вот в этом плане такой эффект возможен.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС