"Коридор бессмертия" — фильм о рейсе, который спас не только Ленинград
Фильм Федора Попова "Коридор бессмертия" о Шлиссельбургской железной дороге вышел на экраны накануне Дня Победы, это история двух вчерашних школьниц из Ленинграда, которым в качестве кондукторов поезда предстоит не только спасать город от голода, но и вывезти самый ценный груз из блокады.
В основе сюжета реальные события: в январе 1943 года после прорыва блокады за каких-то 17 дней под обстрелом противника была проложена 33-километровая магистраль от станции Шлиссельбург до станции Поляны. Особенность "Коридора смерти", как его называли в свое время, заключалось в том, что поезда на некоторых отрезках пути проходили в 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций — то есть подвергались атакам не только с воздуха. В опасные рейсы наравне с закаленными бойцами выходили железнодорожники, те, кто выжил в блокадное время, кто не отправился на фронт — а это в основном женщины и буквально дети. Вчерашние школьницы бесстрашно шли в опасные рейсы до большой земли и обратно, одна из них, Мария Яблонцева, работавшая кондуктором на Шлиссельбургской магистрали, и стала прототипом для киногероини Маши Яблочкиной.
В работе использовались реальные документы, публикации, воспоминания железнодорожников и знаменитые на весь мир исследования советского военного историка и писателя Валентина Ковальчука, получившего ученую степень за труды по теме строительства и эксплуатации Шлиссельбургской железнодорожной магистрали.
Автор сценария и режиссер попытались оживить эту "окопную правду" любовной линией, историей дружбы, товарищества и аутентичной лексикой, но все равно фильм оставляет впечатление в некоторой степени научно-популярного кино, что, может быть, и неплохо в преддверии 9 мая. По всей видимости, фильм сделан так аккуратно с учетом критики современных картин про войну, где постоянно встречаются исторические "ляпы" и главный упор делается на "борьбу героя с тоталитаризмом у себя в стране и немножечко с фашизмом", а также часто зрители старшего поколения ругают "стрелялки про войну" за излишнюю "киношность", по их мнению, современные работы ради зрелищности теряют дух времени, и атмосферу Великой Отечественной не передают. Многим кажется, что современный кинематограф опошляет советскую историю, снимая "на западный манер".
Стоит отметить, что сюжет этого фильма развивается неспешно, в каком-то смысле медитативно, что, возможно, роднит "Коридор бессмертия" с советской классикой, хотя именно поэтому может показаться старомодным и давящим слезу, особенно когда с первых же кадров на нас обрушивается сентиментально-трагическое музыкальное сопровождение. Надо сказать, что музыка — простите за каламбур — один из главных мотивов в фильме. Подруга и будущий любимый героини Яблочкиной (читающей авторский закадровый текст) играют на инструментах, возможно, это важная отсылка к легендарной истории, о которой не говорят в фильме прямо, но обозначают ценность для культурной столицы музыки, как символа непобедимости духа — исполнение ленинградским оркестром "Симфонии №7" Шостаковича. Это, конечно, эпизод, достойный отдельного фильма. Возможно, историчность "Коридора бессмертия" обусловлена и тем, что отец соавтора сценария Дмитрия Каралиса был политруком-начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали, а также тем, что литературным консультантом выступил писатель-фронтовик Даниил Гранин.
Несмотря на то, что "Коридор бессмертия" сложно назвать шаблонным, а повороты сюжета предсказуемыми, но и тут не обошлось без обязательной программы "психологического" клише — борьба одного "маленького" человека с "бездушной системой государственной безопасности". Две девочки проходят курс и становятся "проводницами" поезда, машинистов в блокадном городе почти не осталось, их выписывают со всей страны и везут будущих командиров, один из них архитипичный для кинодела персонаж-"бунтарь" — человек, который не привык подчиняться общим правилам.
После первой опасной переправы под обстрелом фашистов складывается то, что на американском сленге можно назвать "командой мечты", а по-советски — дружный коллектив, где царит дух товарищества и неловких попыток ухаживания.
Однажды команда получает задание — перевезти самый важный в их жизни груз. В вагоне с обозначением "красный крест" на крыше в эвакуацию отправляются дети, но не шумная и напуганная ватага ребят является тем самым "ценнейшим грузом", а нечто заколоченное деревянными досками с табличкой "имущество детского дома", короб сопровождают товарищи в светлых дубленках и двое интеллигентского вида господ — ученые.
Ключевой момент фильма — когда перед главным героем — политруком и машинистом (тем самым "правильным" мужиком) встает вопрос: спасти таинственный, но государственно важный ящик и оставить детей на железной дороге или вернуться за оставленным вагоном с детьми обратно в зону обстрела, не подчиняясь размахивающему пистолетом дубленочному командиру государственной безопасности, который, конечно, по правилам пьесы пугает всех "трибуналом".
Герои борются с бездушной системой и побеждают, в итоге, несмотря на потери — из пункта А в пункт Б прибывают дети в полном составе и таинственный заколоченный аппарат. Все-таки в титрах нам объяснят, что вывезти его из Ленинграда было необходимо — это ведь первый в Европе циклотрон, ускоритель заряженных частиц был необходим для научных исследований самого Курчатова, и без него Советский Союз вряд ли бы смог защитить себя "ядерным зонтиком", до сих пор гарантирующим военную безопасность нашей стране. И все это благодаря тем людям, которые не пожалели своих жизней для общего дела.
И все же, заметим, что железная дорога не построила себя сама, и без воли главнокомандующего вряд ли было бы возможно вывезти циклотрон, обеспечить будущую безопасность и эвакуировать детей. Но, как и везде, руководитель СССР — фигура умолчания, Сталин здесь только белесый бюст в затемненном углу кабинета, где проходят совещания высших чинов. Стоит ли тогда удивляться, что сегодня находятся персонажи, называющие его "пособником" Гитлера в деле блокады города, который на самом деле так отчаянно пытались спасти лютой зимой 1942 года?