01 Декабря 2021
форумfeedback
search

Чубайс оставил "нанодырку от бублика"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo


Аналитика все материалы

"Коридор бессмертия" — фильм о рейсе, который спас не только Ленинград

Фильм Федора Попова "Коридор бессмертия" о Шлиссельбургской железной дороге вышел на экраны накануне Дня Победы, это история двух вчерашних школьниц из Ленинграда, которым в качестве кондукторов поезда предстоит не только спасать город от голода, но и вывезти самый ценный груз из блокады.

В основе сюжета реальные события: в январе 1943 года после прорыва блокады за каких-то 17 дней под обстрелом противника была проложена 33-километровая магистраль от станции Шлиссельбург до станции Поляны. Особенность "Коридора смерти", как его называли в свое время, заключалось в том, что поезда на некоторых отрезках пути проходили в 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций — то есть подвергались атакам не только с воздуха. В опасные рейсы наравне с закаленными бойцами выходили железнодорожники, те, кто выжил в блокадное время, кто не отправился на фронт — а это в основном женщины и буквально дети. Вчерашние школьницы бесстрашно шли в опасные рейсы до большой земли и обратно, одна из них, Мария Яблонцева, работавшая кондуктором на Шлиссельбургской магистрали, и стала прототипом для киногероини Маши Яблочкиной.

В работе использовались реальные документы, публикации, воспоминания железнодорожников и знаменитые на весь мир исследования советского военного историка и писателя Валентина Ковальчука, получившего ученую степень за труды по теме строительства и эксплуатации Шлиссельбургской железнодорожной магистрали.

Автор сценария и режиссер попытались оживить эту "окопную правду" любовной линией, историей дружбы, товарищества и аутентичной лексикой, но все равно фильм оставляет впечатление в некоторой степени научно-популярного кино, что, может быть, и неплохо в преддверии 9 мая. По всей видимости, фильм сделан так аккуратно с учетом критики современных картин про войну, где постоянно встречаются исторические "ляпы" и главный упор делается на "борьбу героя с тоталитаризмом у себя в стране и немножечко с фашизмом", а также часто зрители старшего поколения ругают "стрелялки про войну" за излишнюю "киношность", по их мнению, современные работы ради зрелищности теряют дух времени, и атмосферу Великой Отечественной не передают. Многим кажется, что современный кинематограф опошляет советскую историю, снимая "на западный манер".

Коридор бессмертия(2019)|Фото: kinopoisk.ru

Стоит отметить, что сюжет этого фильма развивается неспешно, в каком-то смысле медитативно, что, возможно, роднит "Коридор бессмертия" с советской классикой, хотя именно поэтому может показаться старомодным и давящим слезу, особенно когда с первых же кадров на нас обрушивается сентиментально-трагическое музыкальное сопровождение. Надо сказать, что музыка — простите за каламбур — один из главных мотивов в фильме. Подруга и будущий любимый героини Яблочкиной (читающей авторский закадровый текст) играют на инструментах, возможно, это важная отсылка к легендарной истории, о которой не говорят в фильме прямо, но обозначают ценность для культурной столицы музыки, как символа непобедимости духа — исполнение ленинградским оркестром "Симфонии №7" Шостаковича. Это, конечно, эпизод, достойный отдельного фильма. Возможно, историчность "Коридора бессмертия" обусловлена и тем, что отец соавтора сценария Дмитрия Каралиса был политруком-начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали, а также тем, что литературным консультантом выступил писатель-фронтовик Даниил Гранин.

Несмотря на то, что "Коридор бессмертия" сложно назвать шаблонным, а повороты сюжета предсказуемыми, но и тут не обошлось без обязательной программы "психологического" клише — борьба одного "маленького" человека с "бездушной системой государственной безопасности". Две девочки проходят курс и становятся "проводницами" поезда, машинистов в блокадном городе почти не осталось, их выписывают со всей страны и везут будущих командиров, один из них архитипичный для кинодела персонаж-"бунтарь" — человек, который не привык подчиняться общим правилам.

После первой опасной переправы под обстрелом фашистов складывается то, что на американском сленге можно назвать "командой мечты", а по-советски — дружный коллектив, где царит дух товарищества и неловких попыток ухаживания.

Однажды команда получает задание — перевезти самый важный в их жизни груз. В вагоне с обозначением "красный крест" на крыше в эвакуацию отправляются дети, но не шумная и напуганная ватага ребят является тем самым "ценнейшим грузом", а нечто заколоченное деревянными досками с табличкой "имущество детского дома", короб сопровождают товарищи в светлых дубленках и двое интеллигентского вида господ — ученые.

Ключевой момент фильма — когда перед главным героем — политруком и машинистом (тем самым "правильным" мужиком) встает вопрос: спасти таинственный, но государственно важный ящик и оставить детей на железной дороге или вернуться за оставленным вагоном с детьми обратно в зону обстрела, не подчиняясь размахивающему пистолетом дубленочному командиру государственной безопасности, который, конечно, по правилам пьесы пугает всех "трибуналом".

Коридор бессмертия(2019)|Фото: kinopoisk.ru

Герои борются с бездушной системой и побеждают, в итоге, несмотря на потери — из пункта А в пункт Б прибывают дети в полном составе и таинственный заколоченный аппарат. Все-таки в титрах нам объяснят, что вывезти его из Ленинграда было необходимо — это ведь первый в Европе циклотрон, ускоритель заряженных частиц был необходим для научных исследований самого Курчатова, и без него Советский Союз вряд ли бы смог защитить себя "ядерным зонтиком", до сих пор гарантирующим военную безопасность нашей стране. И все это благодаря тем людям, которые не пожалели своих жизней для общего дела.

И все же, заметим, что железная дорога не построила себя сама, и без воли главнокомандующего вряд ли было бы возможно вывезти циклотрон, обеспечить будущую безопасность и эвакуировать детей. Но, как и везде, руководитель СССР — фигура умолчания, Сталин здесь только белесый бюст в затемненном углу кабинета, где проходят совещания высших чинов. Стоит ли тогда удивляться, что сегодня находятся персонажи, называющие его "пособником" Гитлера в деле блокады города, который на самом деле так отчаянно пытались спасти лютой зимой 1942 года?



Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Голосование

Вы за или против принятия закона о QR-кодах?

Результаты 6446

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды