25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"ГРУ прогнозировало почти все события при развале СССР, но политики от этого отмахивались"

Комфортные ожидания часто превалируют над объективными данными и сейчас, считает Григорий Ванин

Военная разведка отмечает вековой юбилей — 5 ноября 1918 года по приказу Реввоенсовета РСФСР было создано разведывательное управление. Полковник ГРУ в отставке Григорий Ванин в беседе с Накануне.RU рассказал о преемственности в рядах разведчиков и о том, какие вызовы готовит для ГУ современность. Примечательно, что накануне 100-летия Владимир Путин предложил переименовать Главное управление Генштаба обратно в ГРУ.

"Война спецслужб, хотя военную разведку называть спецслужбой неправильно, никогда не прекращалась и не прекратится. Поэтому даже в мирное время разведчик всегда на боевой службе — расслабляться и терять закалку нельзя", — говорит Григорий Ванин.

штаб-квартира ГРУ на Гризодубовой(2018)|Фото: wikipedia.org, Андрей Русов

Хоть официально "день основания" ГУ (более известного под старым своим названием ГРУ) в 1992 году, но на самом деле традиционное ГРУ было создано в 1918 году по приказу Реввоенсовета РСФСР, 100 лет назад. Существует ли преемственность, или все же это две разные организации по духу и по смыслам?

Григорий Петрович Ванин, военный эксперт, полковник ГШ в отставке(2015)|Фото: Накануне.RU Военной разведке в России сотни лет, потому что без разведки нет побед. Но до ноября 1918 года она была организована несколько иначе, а революционные события нанесли огромный урон обороноспособности России, в том числе военной разведке. В округах, воинских частях и в высших инстанциях военного руководства разведкой и контрразведкой занимались разрозненные подразделения. И это было в условиях войны! Реввоенсовет республики 5 ноября 1918 года секретным приказом № 197/27 утвердил штат Регистрационного управления — Региструпра, которое стало называться Вторым главным управлением ГШ Красной Армии. Эта дата считается днем создания Главного управления ГШ, которое долгое время называлось ГРУ.

В результате этой реорганизации управление силами разведки и информационная работа стали централизованными, что значительно повысило оперативность и полноту разведданных.

Политические перемены в стране, конечно же, повлияли на работу военных разведчиков, но профессиональная преемственность сохранилась в лучших традициях. Дело в том, что Главное управление обеспечивает военно-политической информацией командование Вооруженных Сил страны. Оно и определяет задачи военной разведки, её дух и смысл.

Путин предложил восстановить название "Главное разведывательное управление". Как вы к этому относитесь?

— Положительно. Думаю, что не только я, но и в самом управлении этого давно ожидали от президента — в прошлом разведчика. В Минобороны и ГШ принято управления нумеровать и также называть по предназначению. Традиционно в мире управления разведки и контрразведки ГШ почти везде нумеруются вторыми. ГРУ было Вторым главным управлением ГШ. Управления КГБ СССР так же именовались — по номерам и по предназначению, например, знаменитое Первое главное управление или ПГУ КГБ. Сейчас это СВР. Либералы переименовали ГРУ в ГУ, чтобы понравиться Вашингтону и Брюсселю и, наверное, чтобы поставить на место военных разведчиков, которые раздражали их своей информацией, разрушали комфортные ожидания. От большого ума переименовали, так сказать. А на деле это принижает славные воинские традиции разведки. Справедливость восторжествовала.

Но от смены названия не поменяется суть, есть определение, что ГРУ "является государственным учреждением, милитаризованным формальным социальным некоммерческим образованием, предоставляющим услуги в области обороны и разведки". Услуги теперь везде – в образовании, в медицине. Служение или услужение – все же разные вещи? Или не стоит придираться к словам?

— Я бы не называл это определение термином. Оно появилось, следуя прозападной либеральной моде в политике, и показывает глубокое невежество тех, кто его придумал. Главное управление — штатное подразделение Генштаба, которое подчиняется приказам и законам. Где тут место услугам? Так можно договориться до того, что солдат на поле боя оказывает кому-то услугу?

Холодная война стала золотым временем для разведки. Конечно, во время Великой Отечественной войны невозможно переоценить роль разведчиков, но именно Холодная война впервые в истории стала войной спецслужб? Как разведка изменилась, закалилась?

— А в чём заключается это золото? Холодная война — политический сленг, а не военный. Обычно задачи разведки делят на задачи мирного времени и военного. Чтобы их успешно выполнить, надо быть постоянно готовым к любым ситуациям, в том числе к войне. Главное в разведывательной деятельности — предупредить войну, добыть упреждающую достоверную информацию. Но решения всегда принимает политическое руководство страны, обязательные для всех, включая министра обороны и начальника Генштаба.

Война спецслужб, хотя военную разведку называть спецслужбой неправильно, никогда не прекращалась и не прекратится. Поэтому даже в мирное время разведчик всегда на боевой службе — расслабляться и терять закалку нельзя.

Было много удачных операций, легендарных людей в военной разведке, но итог — развал Советского Союза, все же почему мы проиграли в Холодной войне? Слишком печальным стал для нас результат. Вынесены ли уроки?

— Этот вопрос лучше задавать политикам. Не военные развалили страну. Они давали присягу "по приказу правительства выступить на защиту своей Родины". Перестроечное правительство предало и Родину, и военных. Никакого приказа правительства военным защищать Родину от кого-то не было. В то время главной задачей командования было не допустить раскола армии и противопоставления её народу, который поддержал Ельцина в августе 1991 года. Иначе была бы большая кровь и дальнейший распад государства. Надо было сохранить и боеспособность армии, чтобы не спровоцировать повод для внешней агрессии.

Специалисты ГРУ и разведки КГБ прогнозировали практически все события, которые произошли потом в советских республиках, но политики от этих прогнозов отмахивались — все увлеклись "перестройкой с ускорением". А потом была приватизация, и про военных вместе с их разведкой на это время забыли.

В мае 2016 года британский эксперт по российским спецслужбам Марк Галеотти проанализировал деятельность структур российской внешней разведки, вывод анализа Галеотти сводится к тому, что до высшего руководства России из-за предпочтительных комфортных ожиданий не доходят ценная информация и аналитические выкладки, собранные российскими военными разведчиками в странах Запада. С этими тенденциями Галеотти связывает ошибочный прогноз Кремля по части консолидированной позиции Запада и длительности антироссийских санкций Евросоюза в связи с присоединением Крыма к РФ, возможности дальнейшего удержания Украины в сфере российского влияния и другим актуальным проблемам международной политики. Согласны ли вы с такими выводами?

— Это очевидно. Комфортные ожидания никак не выветриваются из российской политики. Даже после того, как президент Путин сказал в адрес западных так называемых партнеров: "Наша ошибка в том, что мы слишком вам доверяли и вы этим воспользовались".

В этом контексте атаки на российскую разведку со стороны западных провокаторов не случайные. Это клин между комфортными ожиданиями и объективными данными разведки. Тут бы я согласился с Галеотти.

Российско-египетское учение "Защитники дружбы-2018"(2018)|Фото: Минобороны, Андрей Русов

2014 год или ранее – когда началась гибридная война? Что теперь стоит на кону – целостность самой страны?

— Начнем с того, что гибридная война — термин британской военной доктрины. Она включает в себя все формы боевых действий и применение всех известных видов оружия в зависимости от решаемых задач. Термин легко произносится и поэтому широко используется в публичной информации.

В реальности мы имеем дело с сетецентрической войной. Это термин американский. Под ним подразумевается организация так называемых сетевых военных конфликтов в зоне американских интересов и управление ими из одного координирующего центра. Есть тут и элементы гибридной войны. Сетецентрическая война для нас более опасная, поскольку включает в себя приемы массированной дезинформации и диверсионно-террористическую деятельность внутренней радикальной оппозиции.

Кстати, теоретиком сетецентрической войны является белогвардеец полковник Месснер. В 1960 году он издал в Буэнос-Айресе книгу "Мятеж — имя третьей всемирной". Такую войну он называл "мятежевойной" и разрабатывал её тактику и стратегию против СССР.

Недавние события, о которых мы с вами говорили — дело о Скрипалях это тоже часть большой игры?

— Безусловно. Это провокационная акция по деморализации российской разведки и дискредитации внешней политики Кремля.

Чем грозит обернуться гибридная война и какая роль для разведки в новом мире отведена? Сможет ли Россия отвечать современным вызовам?

— Цель подрывной деятельности против России одна — расчленить её на несколько марионеточных территорий и установить полный контроль над их ресурсами. По сути, реализуется гитлеровский Генеральный план "Ост". Причем, Запад делает ставку на саморазложение российского общества в результате сетецентрической войны, которая может быть длительной. Что касается роли разведки, то в общем она не меняется. Разве что назревает необходимость в так называемой активной разведке, это когда разведка сама же и реализует полученную информацию, как принято в Англии и США. На современные вызовы Россия уже может отвечать и отвечает. Хотелось бы большего, и не столько в военном плане, где есть явные успехи, сколько в экономике и внутренней политике. Консолидированному обществу "мятежевойна" не угрожает.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС