Валерий Шкарупа: Понимаю, что не наберу в консерваторию "белых и пушистых" сотрудников
Руководство Уральской государственной консерватории (УрГК) имени Мусоргского продолжают критиковать как бывшие, так и нынешние сотрудники. 7 сентября в интернете была размещена статья теперь уже экс-работника УрГК Сергея Белоглазова, в которой содержались обвинения и критика в адрес администрации вуза. По его же инициативе продолжается борьба за создание и существование профсоюза образовательного учреждения.
Корреспондент Накануне.RU пообщался с ректором УрГК Валерием Шкарупой, он рассказал о своем видении этого конфликта, о выстраивании работы с преподавателями, о том самом профсоюзе, большинство членов которого ему неизвестно, и о достижениях консерватории. Присутствовали на нашей беседе и сотрудники ректората, которым, по их словам, просто обидно за престиж вуза.
– Валерий Дмитриевич, расскажите, на самом ли деле в этом году снизился поток абитуриентов, о чем говорят преподаватели?
– В июне этого года я был на совещании руководителей вузов культуры, где было отмечено, что мы, по конкурсной ситуации, в 2017 году заняли второе место в России после Академии музыки имени Гнесиных. В этом году ситуация во всех музыкальных заведениях иная – мы, как и все, ощущаем сейчас последствия так называемой "демографической ямы" конца 1990-х – начала 2000-х годов. Потому в этом году конкурс был несколько меньше, но все равно достаточно приличный – около трех человек на место.
– В профсоюзе "Университетской солидарности" говорят, что многие сотрудники не видят среднюю зарплату, озвучиваемую руководством вуза, и зачастую эта сумма составляет около 15 тыс. руб. Правда ли, что сотрудники УрГК получают такие деньги?
– Вранье! Абсолютное вранье! Я не могу разглашать персональные данные, но месячный оклад некоторых педагогов превышает мой, установленный Министерством культуры РФ. Например, недавно подписывал справку одному профессору для оформления визы – его среднемесячная зарплата составила 101 тыс. руб.
– Ваше отношение к профсоюзу, созданному в консерватории? Почему судебные процессы до сих пор не закончились? Сколько человек в этом коллективе?
– Мы до сих пор не знаем ни одного члена этой организации, кроме председателя Сергея Белоглазова и двух сопредседателей: С. Мусафины (его близкой родственницы) и Алексея Букреева. Они говорят, что в профсоюзе консерватории около 20 человек, о которых не рассказывают – тайна. Большая часть сотрудников вуза и не знает об этой организации. Людям некогда этим заниматься – они работают.
Встреча ректората с представителями профсоюза
– Всё-таки с чем связано увольнение профессора Белоглазова?
– Это не увольнение за что-то – это просто окончание трудового договора. Сейчас в журналистике возникла некая парадигма: "бедный сотрудник и плохой начальник", но я хотел бы, чтобы вы посмотрели на ситуацию с другой стороны.
У нас переизбрание происходит по конкурсной системе: договор заключается на пять лет, после этого преподаватель выходит на новый конкурс, представляя свои достижения. Так вот, за пятилетие с последнего конкурсного избрания Белоглазова произошел небывалый в истории консерватории случай, когда от него за три года ушли сразу четыре студентки. А одна весьма талантливая выпускница просто не смогла выйти на госэкзамен по специальности по причине так называемых "переигранных рук", когда руки начинают болеть от неправильных занятий.
В этой ситуации он не мог претендовать на новое конкурсное избрание, так как ему нечего было предъявить в качестве своих профессиональных достижений за этот срок, однако я решил оставить его на кафедре с нагрузкой 0,1 ставки (одна студентка). Так продолжалось два года. Но дольше это продолжаться не могло, поэтому в целях оптимизации учебного процесса была сокращена должность профессора с нагрузкой 0,1 ставки. Его увольнение никак не связано с профсоюзом.
– Ваша оценка понятна. А поступали ли на него жалобы?
– В отношении жалоб я уже частично ответил на ваш вопрос. В свое время, когда Белоглазов более ответственно относился к своей работе, у него были и успехи, и хорошие выпускники. А где-то, лет десять назад, когда, волею судеб, он стал скандально известным профессором в интернете, он, вероятно, понял, что виртуально знаменитым быть гораздо легче. К тому же, он приобрел стиль высказываний, который несовместим не только со званием профессора, но и вообще воспитателя молодежи. Как бы вы отнеслись к тому, что профессор консерватории в социальных сетях выражается в адрес ректората: "не их свинячье дело", "ну ее в "ж…" эту консерваторию" и так далее? С моих уст в его адрес никогда не было сказано никакого некорректного слова или ругательства, но при этом я же остался виноват.
Когда идут нападки на ректорат – это слишком. Я понимаю, что, как руководитель, не наберу в коллектив только "белых и пушистых", но для меня главное – высокий профессионализм и этическая чистоплотность работника. Однако профессиональная и человеческая деградация, которая произошла с этим человеком, невероятна. Десятилетиями он не выходил на сцену с сольными концертами, в 2015 и 2016 годах, решившись все-таки сыграть, несколько раз срывал свои афиши, переносил даты концертов, а когда все-таки решился выступить, результат был ниже всякой критики.
– Но есть и другое мнение. Также в статье "Университетской солидарности" говорилось о том, что "консерватория погружается в глубокий кризис", а вы центром своей деятельности якобы ставите "неустанные попытки воплощения своих нереализованных исполнительских амбиций" и "используете симфонический оркестр консерватории в качестве личного аккомпаниатора и средства для поездок за рубеж". Что можете сказать по этому поводу?
– В отношении "погружения в глубокий кризис". В 2017 году консерватория получила Президентский грант, что позволило нам существенно поднять зарплаты штатным преподавателям. Также в течение последних трех лет консерватория на конкурсной основе выигрывает губернаторские гранты на осуществление различных творческих проектов. И это приносит свои плоды. Так, за последние семь лет спектакли Оперной студии консерватории трижды становились лауреатами Губернаторской премии "За выдающиеся достижения в области литературы и искусства".
Симфонический оркестр уже дважды выезжал с гастролями и для участия в престижнейшем фестивале "Young Euro Classic", который проходил на сцене знаменитого KonzertHaus в Берлине. Также с огромным успехом концерт оркестра прошел в Российском посольстве в Берлине, а в консульстве РФ в Бонне состоялся камерный концерт с моим участием и с участием выпускников Уральской консерватории. Причем, оркестр ездил на спонсорские деньги. Этот фестиваль был для нас особенный: ведь до нас от России в нем принимали участие Российский молодежный оркестр под управлением Ю. Башмета, а также Молодежный оркестр Свердловской филармонии. А тут впервые был приглашен не сводный оркестр, а студенческий оркестр одной консерватории, причем – не столичной.
Что же касается моих "нереализованных исполнительских амбиций", то мне даже неловко комментировать нелепость и смехотворность этого утверждения – давайте, я дам вам свой пресс-релиз, откуда вы почерпнете всю необходимую информацию о том, где я играл и играю, с какими оркестрами и дирижерами, с какого времени и с какой интенсивностью я "реализую свои исполнительские амбиции".