Три кита ЖКХ. За что мы платим?
Казалось бы, в платежке на оплату коммунальных услуг все расписано предельно ясно: сколько надо заплатить за воду горячую, сколько за холодную, сколько за отопление, техническое обслуживание, антенну и тд. Однако не будет преувеличением утверждение, что российское жилищно-коммунальное хозяйство стоит на трёх загадочных китах, которые делают и будут делать "коммуналку" дорожающей ежегодно и, что самое печальное – дорожающей бесконечно. Потому что бесконечный рост тарифов и услуг заложен системой.
Первый кит – это ежегодный гарантированный рост прибыли управляющих компаний, обеспеченный государством. 1 июля давно надо назвать "Днем коммунальщика", потому что в этот день традиционно повышаются тарифы. Причем повышаются ЗАКОННО. И что интересно, при этом абсолютно неважно, какая экономическая ситуация в стране.
Растет инфляция или, наоборот, наблюдается дефляция, дешевеет или дорожает электроэнергия, уголь или нефть – 1 июля тарифы железно вырастут на несколько процентов. Это также неизбежно, как приход зимы. Причем тарифы растут по-разному, в зависимости от региона, области и города, но растут везде.
Этот рост объясняется до смешного просто – инфляцией. Той самой инфляцией, с которой уже не одно десятилетие борются лучшие экономисты, лучшие министры, да и вообще все самые светлые умы, коими располагает Россия и которые засели в экономическом блоке Правительства. Эта соль земли русской, подобно древним богатырям, который год не на жизнь, а насмерть бьется с многоголовым драконом – инфляцией. Но как только богатыри экономического блока отрубают одну голову, то тут же вырастают три новых. И эта битва грозит затянуться на неопределенный срок, точно так же, как и стабильный рост услуг за "коммуналку".
И еще не факт, кстати, что богатыри-экономисты победят многоголовую гадину-инфляцию. Ведь столько лет изнемогали они в страшной борьбе, но воз и ныне там, и нет никакой гарантии, что эту гадину они когда-нибудь смогут одолеть. Или захотят одолеть.
Второй кит – это удивительно гибкая схема оплаты отопления. Неизвестно, как с этим обстоит дело в других городах и весях, но в Москве за отопление приходится платить круглогодично. Даже когда на дворе +30. Объясняется это тем, что таким образом москвичей не "травмируют" слишком большой единовременной оплатой за отопление в холодное время года, которую "размазывают" ровным слоем по всем 12 месяцам. Говоря другими словами, такой "гуманный" подход не так сильно бьет по карману плательщиков зимой.
Не правда ли – гениально? И ведь действительно гуманно! Правда, сразу возникает вот какой вопрос: а почему оплата не меняется в зависимости от характера той или иной зимы? Зимы ведь бывают разные, особенно сейчас. Не редкость, когда в январе отмечается плюсовая температура, точно так же, как и в феврале. Да и в декабре тоже. Но на оплату отопления это никак не влияет.
Например, зимой может быть всего 30-40 дней с отрицательной температурой, но платить придется, как будто трескучие морозы стояли с ноября по март. Грубо говоря – неважно, какая была зима и была ли она вообще похожа на зиму, но платить будешь весь год по стандартному тарифу.
Не правда ли, такой подход очень удобен коммунальщикам? Допустим, на улице -1 градус, котельные работают с минимальным расходом топлива, но платежи собираются такие, как будто термометры фиксируют сибирские морозы. И никого это не удивляет. Наоборот, давно стало нормой для московских коммунальных служб.
И, наконец, третий кит – платеж за капитальный ремонт. Это изобретение без всяких кавычек можно признать гениальным. Это каким же изощренным умом надо обладать, чтобы в принудительном порядке навязать населению услугу, о которой практически ничего неизвестно.
Даже пресловутый кот в мешке - это всё-таки какой-никакой, но кот и мешок. Их хоть потрогать можно. А вот капитальный ремонт - это что-то из области астрономии. Если быть точнее, то из области чёрных дыр, где, как утверждается, пропадает всё, что там оказывается. Вот и наши деньги, отданные за капремонт, напоминают объекты, попавшие в черную дыру и пропавшие там с концами. Фактически мы платим за то, что лишь подразумевается в абстрактной перспективе, непонятного качества и объёма.
Причем сроки этого платежа неограниченные. Платеж за капремонт, судя по всему, можно платить десятилетиями и этого самого ремонта в глаза не увидеть.
В романе французского писателя Мишеля Уэльбека "Возможность острова" описывается один циничный и хитроумный персонаж, который изобрел новую религию и обобрал тысячи одураченных адептов. Полученные от них немалые суммы он пообещал потратить на строительство храма, куда в скором времени должны прибыть из космоса праотцы человечества. Само собой, праотцы человечества не могли прибыть в убогую халупу, поэтому храм нужно было построить роскошным. На что якобы и должны были быть истрачены огромные деньги.
Уэльбек описывает псевдорелигиозного мошенника с юмором, давая читателю возможность от души посмеяться над подобной гротескной ситуацией. Но знал бы он, что в России описанный им гротеск стал реальностью. У нас так же собираются деньги, причем не в добровольном, а в принудительном порядке на такое же непонятное "строительство", вернее, капитальный ремонт. Который случится, по-видимому, не раньше, чем в построенный храм прибудут праотцы человечества. Если вообще случится. Так как никаких конкретных сроков не называется.
И если строительство храма из опуса Уэльбека все же имело какую-то конечную стоимость, то поборы за капитальный ремонт бесконечны, как космос. И как в космос, точнее, в черную дыру, летят ежемесячно со всей России миллионы рублей, оседая на счетах управляющих компаний. А последние, не будь дураками, что-то не особо спешат моментально их тратить по назначению. А зачем? Ведь их никто не подгоняет, в затылок не дышит, грозные директивы не шлет, проверками не грозит, а там… либо падишах помрет, либо ишак сдохнет. Такой вариант тоже не исключается.
Разумеется, есть множество управляющих компаний, работа которых не вызывает нареканий. Ну или почти не вызывает. Однако есть и такие, которые регулярно становятся героями скандальных репортажей, а то и судебных разбирательств. И это совершенно не удивляет, ведь вся система построена так, что ЖКХ – это очень и очень широкое поле для деятельности. В том числе и незаконной. Впрочем, о какой законности можно говорить, когда узаконены поборы за капремонт? Которые ещё каких-то десять лет назад были просто немыслимы.
С такими "тремя китами" коммунальщики никогда не останутся без куска хлеба с маслом. А может, и с икрой. Нам же остается надеяться на то, чтобы в недрах экономического блока правительства не родился четвертый кит. Очертания которого пока смутно, но уже начинают проступать.