29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


"В "райсоветах" ругаются и бьются головой о стенку": районы Челябинска готовятся к урезанию "пайка" из-за экономии города

Челябинск уже год живет по новой схеме местного самоуправления: город вернулся к "одноглавой" системе, в каждом районе избран представительный орган и назначен руководитель внутригородского района. Муниципалитет стал пилотным в рамках реформы МСУ и внедрения так называемой "советской системы" с единым назначаемым главой и "райсоветами". Каждый район получил и собственный бюджет, который формируется из собственных доходов и межбюджетных трансфертов из казны Челябинска.  В 2015 году город направлял районам деньги на благоустройство и работу депутатов с наказами избирателей. В свою очередь парламентарии сами решали, куда направить бюджетные средства и какие проблемы решить в своем округе. В 2016 году, по предварительным данным, бюджет города потеряет 1,2 млрд руб. собственных доходов и возмещать дефицит придется за счет сокращения статей расходов. Отразится экономия городских средств и на районах, которые живут на дотациях казны Челябинска.  

В сентябре 2014 года в столице Южного Урала прошли выборы в районные советы города. В шести районах представительный орган состоит из 25 депутатов, в Центральном районе – из 20 парламентариев. Из 170 депутатских мандатов 156 достались "Единой России", три получила КПРФ, по одному - ЛДПР, "Родина" и партия "Пенсионеров за справедливость". Еще восемь мандатов на выборах завоевали самовыдвиженцы.

На первых заседаниях избранные депутаты районов из своего состава делегировали по семь представителей в состав городской думы. Челябинская гордума в свою очередь избрала главу города и провела конкурс на пост главы администрации. И если избрание главы города было предсказуемым – пост получил Станислав Мошаров, то сити-менеджером стал новый человек: Сергей Давыдов, возглавлявший городскую администрацию с июня 2010 года, не стал участвовать в конкурсе, и пост достался экс-главе Магнитогорска Евгению Тефтелеву.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Летом 2015 года Челябинск решил отказаться и от "двуглавой" системы управления. Станислав Мошаров сложил полномочия главы города и получил пост председателя Челябинской городской думы, а главой Челябинска по результатам конкурса стал Евгений Тефтелев. То же самое произошло и в районах: избраны председатели советов, а главы районов назначены по конкурсу и теперь возглавляют и местные администрации.

совещание по реформе МСУ, Станислав Мошаров|Фото: Накануне.RU

Таким образом, Челябинск получил одного главу города, семь районных администраций и 170 парламентариев. Главная цель – сделать власть ближе к народу и решать проблемы на местах. Для этого районы наделили полномочиями и дали возможность формировать собственный бюджет.

Так, к полномочиям районных властей отнесли создание условий для обеспечения граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создания досуга и предоставления услуг организаций культуры; развития культуры и массового спорта; организации массового отдыха граждан; расширения рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, развития малого и среднего бизнеса, а также благотворительности и добровольчества. Также районы должны формировать архив, реализовывать первичную пожарную безопасность, организовывать мероприятия по работе с детьми и молодежью и решать вопросы благоустройства.

В марте 2015 года районам добавили еще 11 полномочий. Теперь они отвечают за вопросы организации электро-, водо-, тепло-, газоснабжения населения, осуществляют земельный контроль в границах района, занимаются профилактикой терроризма и экстремизма, принимают меры по противодействию коррупции и сохранению объектов культурного наследия, а также утверждают схемы размещения рекламных конструкций.

Для решения поставленных, вполне важных и необходимых, задач районы получили право на собственный бюджет, который формируется за счет собственных доходных источников и межбюджетных трансфертов из городской казны. Но суммы получились небольшими. Так, к собственным доходам районов относятся 10% отчислений от сбора налога на имущество физлиц, 3% от земельного налога и перечисления от платы за патенты.

"Решением Челябинской городской думы мы отдали районам несколько источников для пополнения бюджета. Депутаты формируют свой бюджет самостоятельно, а мы им помогаем в рамках межбюджетных взаимоотношений. Как Челябинская область помогает городу, так и Челябинск помогает районам. Передавая источники доходов, мы надеялись, что это будет стимулировать районы зарабатывать деньги самостоятельно", - рассказали в пресс-службе челябинского парламента.

Так, на прошедшем заседании Челябинской городской думы депутаты утвердили изменения в бюджет Челябинска. Согласно поправкам, 210 млн руб. выделено районам города на работы по благоустройству, по 30 млн руб. каждому. "Эти деньги в районах распределялись при непосредственном участии депутатов районных советов, которые лучше знают проблемы в своем округе, поэтому в праве решать, куда лучше деньги направить", - отметили в гордуме.

Кроме того, что город направляет районам деньги на благоустройство, депутатам также выделяются средства на работу с наказами избирателей. Парламентарии сами определяют, какие проблемы решить в своем округе на бюджетные средства: отремонтировать двор, сделать обрезку деревьев или провести ямочный ремонт. На эти цели все районные советы получили по 10,5 млн руб.

Как сообщили корреспонденту Накануне.RU в совете депутатов Калининского района Челябинска, у парламентариев составлен план первоочередных мероприятий по наказам избирателей. На эти цели совету было выделено 10,5 млн руб. Депутаты сами решали, на что эти деньги направить. Так, были проведены работы по благоустройству и ремонту многоквартирных домов. Кроме того, средства пошли в систему образования.

"Направленные на работу с наказами избирателей деньги были распределены между всеми депутатами, и они сами решали, куда их направить. Средства были потрачены на благоустройство дворов, ремонт многоквартирных домов и на образование. Также деньги направлены в качестве социальной поддержки в совет ветеранов", - рассказали в райсовете Металлургического района.

В Тракторозаводском районе 10,5 млн руб. также распределили между всеми депутатами. Каждый парламентарий знает, какие в округе у него проблемные места, и определял, что необходимо сделать в первую очередь.

"Деньги были потрачены на решение проблем в трех сферах. В социальной сфере субсидия была выделена на образование. Средства пошли на проведение ремонтных работ и улучшение материально-технической базы школам и садикам. Львиная доля у нас ушла на благоустройство района – более 7 млн руб. В частности, деньги направлены на озеленение и санитарную обрезку деревьев, установку малых архитектурных форм. В данном направлении работы еще не закончены, но подрядчики обещают, что в скором времени все поставят и установят. Ямочный ремонт у нас выполнен на 100%", - рассказали в районном совете.

челябинск  администрация города|Фото: Накануне.ru

В Советском районе 7 млн руб. направили на благоустройство и ремонт многоквартирных домов, а 3,5 млн руб. потратили на сферу образования.

"Депутаты совместно с жителями определяли, куда направить деньги: на ремонт домов или благоустройство. На благоустройство выделено 2 млн 141,5 тыс. руб. Здесь и установка малых архитектурных форм, в частности, детских городков, и ямочный ремонт, и обрезка деревьев. На ремонт многоквартирных домов выделено 4 млн 858,5 тыс. руб. В основном деньги пошли на ремонт подъездов, освещение и замену оконных блоков", - рассказал и.о. председателя совета депутатов Советского района Алексей Локоцков.

По словам парламентария, первый год работы районного совета был сумбурный. Необходимо было создать нормативно-правовую базу, определить полномочия районных депутатов и наладить взаимодействие с администрацией, но работа идет в правильном направлении. Депутаты стали ближе к своим избирателям: чаще проводят приемы, знают проблемы своего округа и могут оперативно решать их с администрацией района.

"Раньше у депутата в округе проживало 20 тыс. человек, и он проводил прием один раз в месяц. Сейчас в округе 4 тыс. человек и я принимаю три раза. Люди приходят со своими проблемами, и мы стараемся оперативно их решать. Раз в неделю встречаемся с заместителем главы района по ЖКХ и проговариваем все проблемы", - рассказал Алексей Локоцков.

По мнению парламентария, совместная работа районного совета депутатов и администрации позволяет решать проблемы жителей быстрее и качественнее. "Мы постоянно проводим совместные мероприятия с администрацией района: комиссии, собрания, совещания, и можем оперативно обозначить проблемы. Не нужно писать официальное письмо и ждать ответа 30 дней. Администрации района также стало легче работать, потому что у нее появились 25 помощников. Наверно, люди ждали от реформы МСУ большего, думали, сразу все улучшится, но этого не произошло по ряду объективных причин. Но мы видим, что работа идет в правильном направлении", - отметил парламентарий.

Работа осложняется и непростой экономической ситуацией. Так, в новом году город перейдет на однолетнее планирование бюджета. Сократятся и поступления собственных доходов в казну. По предварительным данным, в 2016 году бюджет Челябинска потеряет 1,2 млрд руб. собственных доходов и возмещать дефицит планируется за счет улучшения работы по ряду направлений. В частности, по усилению работы по аренде и эффективности кадастровой оценки земли. Челябинские депутаты предлагают отказаться от регулируемого тарифа на проезд в общественном транспорте и сократить статью расходов бюджета на оплату топливно-энергетических ресурсов.

Отразится это и на районах, которым также придется перейти на однолетнее планирование бюджета и сокращение статей расходов.

Челябинский политолог Александр Подопригора считает, что у районных парламентариев нет ни полномочий, ни денег, и сложившуюся ситуацию можно назвать "трагикомедией". Районные депутаты были практически не знакомы с деятельностью муниципалитетов, с их текущей работой, бюджетированием, нормативной базой. Минусы реформы МСУ, по мнению политолога, абсолютно очевидны, а плюсов пока не видно.

"Это вообще трагикомедия, потому что у районных депутатов денег нет, полномочий нет. Образовалась определенная прокладка между администрацией района и избирателями. Теперь по всем текущим делам управляющая компания отправляют людей в администрацию района, которая переправляет к депутатам, а парламентарии в отчаянии кричат, ругаются и бьются головой об стенку перед избирателями. Кроме того, появилась и масса конфликтов между главами районов и председателями советов. Самый яркий конфликт в Курчатовском районе между главой района Максимом Осипенко и председателем совета Вячеславом Ершовым, которые друг друга выгоняют из партии "Единая Россия" и ссорятся через СМИ. В настоящий момент чиновники районной администрации 40% своего времени посвящают разборкам и выяснениям отношений с депутатами. Если власть и стала ближе к населению, то лучше бы она этого не делала, потому что власть от этого никак не выиграла в эффективности, а стало быть проиграла политически", - считает Александр Подопригора.

Кроме того, сократились и бюджетные средства, предоставляемые районам, поскольку необходимо содержать и советы депутатов. "Собственно говоря, у районов и нет своих бюджетов. Просто назвали те деньги, которые всегда передавались из города в районы на деятельность администраций, бюджетами. Никакие налоговые поступления или сборы туда не идут, им просто передают суммы, которые в городском бюджете заложены на деятельность районов. Суммы эти стали меньше из-за сокращения бюджета и в результате того, что часть этих денег идет на содержание районных советов. И если будут проблемы у городского бюджета, тогда будут сокращения и у районов", - отмечает политолог.

С ним несогласен и.о. председателя совета депутатов Советского района Алексей Локоцков. За прошедший год парламентарии набрались опыта и продуктивность их работы возросла, уверяет он. "В составе районного совета было не более семи опытных депутатов, которые знали, как работает внутренняя система, остальные ребята активные, но в некоторых вопросах их опыта было недостаточно. Спустя год все понимают, что и как происходит, следовательно, и продуктивность работы возросла в несколько раз. Полномочий у депутатов стало больше, а значит и стало больше возможностей решать те или иные вопросы. Конечно, денег в бюджете больше не стало, но средства районам на работу из городской казны выделяются, а где-то депутаты помогают и собственными ресурсами", - поделился Алексей Локоцков.

Мария Подгузова


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС