До Путина начало доходить, чем нам грозит ВТО
Поездка Владимира Путина на саммит G20 оказалась более чем странной. Фактически ни о чем не договорившись с коллегами (кроме символической попытки "впарить" кредит на $10 млрд Международному валютному фонду), российский лидер попытался соскочить со ступеньки отбывающего паровоза членства в ВТО и выработать линию на принятие протекционистских мер. В условиях нестабильности это совсем незазорно, пытался убедить Путин в своей статье, вышедшей в дни проведения саммита в мексиканской прессе. По мнению эксперта Накануне.RU Андрея Паршева, предложение Путина – почти отчаянная попытка поменять статус России в ВТО накануне ратификации договора о вступлении, который никто из депутатов на русском языке даже не видел. Однако такой перевод и не был обязательным. Протокол о вступлении – как Коран, который является священной книгой только на арабском.
"Наша экономическая политика все последние 20 лет страдает непоследовательностью и противоречивостью. Обычный здравый смысл и экономическая теория говорят о том, что наша экономическая политика должна быть оборонительной и протекционистской, а общее направление, тем не менее, идет в сторону дальнейшей либерализации, свободы и конкуренции с иностранным производителем, что для нашего производителя, как правило, смертельно. Поэтому высказывания нашего президента часто звучат очень противоречиво. Чего стоит замечание о том, что "вступать в ВТО можно по-разному", когда все соглашения уже подписаны. То же касается и нынешнего призыва Путина в адрес стран "большой двадцатки" "не маскировать защитные меры под экологические или технические ограничения, а договориться о допустимом уровне протекционизма в периоды мировых кризисов".
Видимо, Путин начал, наконец, задумываться по поводу последствий нашего вступления в ВТО и как-то реагировать. Дело в том, что некий уровень протекционизма в ВТО допускается для развивающихся экономик, им разрешается поддерживать средний уровень пошлин на уровне около 10%, это примерно соответствует нашим пошлинам. Это довольно много, так как идеальный уровень пошлин по правилам ВТО – это 3-4%. Но тут проблема в том, что этот уровень протекционизма разрешен лишь для группы развивающихся стран, к которым Россия не относится. Эта группа небольшая, речь идет, главным образом о достаточно отсталых странах Африки. То есть, это не для нас. Но, видимо, Путин надеется поменять наш статус в ВТО и признать, что наша экономика является развивающейся. Как это у него получится, я не знаю.
Так или иначе, видимо, наступило осознание, что от ВТО нам придется защищаться. У нас производство в структуре ВВП еще существует - примерно до 20%, и практически все производители высказывают беспокойство о своей судьбе в условиях исполнения договоренностей по ВТО. Беспокойство это вполне обоснованное. Высказывают опасения и депутаты, которые даже не видели протокола на русском языке, который им придется ратифицировать. Но он и не может быть официально переведен. Это как Коран, который является священной книгой только на арабском языке, а все переводы – только "для информации". То же самое в случае с протоколом по ВТО, там есть экономический текст, и равного по правомочности текста на других языках нет – все на английском.
В таком случае, уместен вопрос, чем же было вызвано наше стремление вступить в ВТО, коль так скоро руководство заговорило о мерах протекционизма? Вы знаете, никто из руководителей, которые продвигали вступление в ВТО, не говорил, что нас к этому понуждают. Как Ленин, никто не говорил, что Брестский мир – похабный, но нам приходится его подписать, так никто и из наших руководителей не сказал, что вступление в ВТО – это похабное действие, хотя оно именно таким и является. Возможно, они искренне считали, что для нас вступление в ВТО – это хорошо. Хотя я подозреваю, что это вынужденный шаг. Особенно это видно в условиях, когда против нас действуют дискриминационные меры, в частности, со стороны США. С политической точки зрения я вообще не понимаю, как можно это делать – мы почти являемся членами ВТО, а на нас накладывают какие-то ограничения, экономические в том числе. Сейчас это "закон Магнитского", до этого – поправка Джексона-Веника. Да и как показывает практика, те же США, не колеблясь, прибегают к протекционистским мерам, когда этого требуют их интересы. И сделать с этим что-нибудь очень сложно".
Экономист, публицист, писатель Андрей Паршев