29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBuZ6v
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/repair/bathroom/other/nedorogoy-remont-vannih-komnat/, полное описание.
Объявление: http://remont.youdo.com/repair/flat/pod-klyuch/kitchen/, выбирай YouDo!
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/repair/flat/price/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

О природе "человеческого фактора"

К вечеру вторника, 11 мая, число погибших при взрывах в шахте "Распадская" составило 52 человека. Еще 38 числятся пропавшими без вести, но очевидно, что количество погибших еще может увеличиться именно за счет последних. На месте работает комиссия, которой предстоит определить причины трагедии, версии выдвигаются самые разные, однако эксперты сходятся в одном – даже если и был взрыв метана, который предотвратить очень сложно, люди должны были быть эвакуированы, а значит, без "человеческого фактора" не обошлось и в этот раз. О наиболее вероятных версиях, последствиях для шахтеров и о том, можно ли было предотвратить ЧП Накануне.RU рассказали эксперты.

Ведущий научный сотрудник лаборатории механики горных пород Института горного дела СО РАН, кандидат технических наук Владимир Скрицкий:

На мой взгляд, наиболее вероятная версия взрывов на шахте "Распадская" – техногенный пожар. Пока что сложно говорить о том, что именно послужило причиной для его возникновения, как именно сложились обстоятельства. Но предотвращение подобных ЧП требует проведения определенных мероприятий, в данном же случае есть вероятность, что они проводились не в достаточной мере. Кроме того, любая шахта – это большой риск, это всегда такие условия, в которых начальные признаки, допустим, концентрирования газа не всегда и не любым оборудованием можно "уловить".

Вопрос: Тем не менее, технологии постоянно идут вперед. Всегда ли производства готовы их внедрить, чтобы, например, улучшить систему безопасности?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Владимир Скрицкий: Да, действительно, разработки есть. И, вопреки распространенному мнению, они не всегда стоят нереальных денег. Проблема состоит еще и в том, что хозяевам тех же шахт не всегда бывает интересно внедрять такие новшества. Например, разработаем мы технологию. Придем с ней в шахту, но там отказываются, в том числе и по причине необходимости длительных и сложных согласований, изменения технической документации, сертификации, проверок в Ростехнадзоре и т.д. Да и, если честно говорить, не всегда топ-менеджеры шахт сегодня бывают заинтересованы в подобных новациях – от этого их зарплата не изменится в большую сторону. В результате мы сталкиваемся с закостенелостью мышления, которая потом приводит к, по большому счету, авариям с надуманными причинами, а до истинных поводов очень редко кто добирается.

Заместитель председателя Независимого профсоюза работников угольной промышленности Рубен Баданов:

Любая авария – из ряда вон выходящая. И каждый случай имеет свои особенности. Поэтому говорить о том, что сценарий ЧП на "Распадской" похож на другие аварии вряд ли можно. С уверенностью в 99% можно сказать, что это не террористический акт, его проведение сомнительно с точки зрения любой логики, да и совершить его было бы очень сложно.

Это очень похоже на выброс метана, был ли горный удар – пока говорить довольно трудно, важны обстоятельства, при которых все произошло. Отмечу, что у шахт есть разные категории опасности, и "Распадская" относится к сверхкатегорным. Это значит, что, действительно, вероятность взрыва метана высока. В любом случае, во всем должна разобраться комиссия, и уже тогда можно будет делать выводы, однако есть несколько моментов, и один из них – создание аварийной концентрации метана.

Сам по себе газ не взрывается, но и работать во взрывоопасной среде шахтеры не должны согласно существующим правилам, этого просто не предусмотрено в технологическом процессе. Как только появляется потенциальная угроза, нужно приостанавливать работу. Почему этого не было сделано – будут выяснять специалисты. Скорее всего, причин был целый комплекс.

Обмануть природу нельзя. Ее можно победить, можно где-то направлять, но только в определенных пределах. Когда природа разыгралась, об управлении и направлении говорить сложно. Похоже, это был выброс угля и газа – это многие тысячи кубов газа под давлением в несколько тысяч бар. Почему это не предвидели, а если предвидели, но не отреагировали,– пока не знаю, надо смотреть обстоятельства.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Второй момент – что именно стало причиной взрыва. Датчики и т.д. – это контроль производственного процесса, а никак не того, что происходит в природе. Датчики отключают электроэнергию, которая является серьезным источником воспламенения – все оборудование безопасное, но несмотря на это в каких-то ситуациях может возникнуть искра. Так вот датчики отключают электроэнергию задолго до того, как опасная концентрация создастся. Другое дело, что когда начинается процесс выброса – это секундное дело. Это как лавина, в этот процесс человеку вмешаться уже нельзя.

Сравнивать "Распадскую", например, с украинскими шахтами не берусь, потому что мы в несколько других условиях работаем, и уровень безопасности у нас наверное все-таки выше, ну а шахта "Распадская" – одно из передовых предприятий страны, а может и в мире. Говорить о том, что это произошло из-за отсталости и технологических несовершенств, я думаю, не стоит. В данном случае технология соблюдалась. Менеджмент на предприятии профессиональный, зарплаты на шахте, может быть, не самые высокие, но относительно нормальные по сравнению с другими местами. То есть говорить о том, что эта шахта отсталая, предприятие, на котором все валится, и такой итог был предсказуемым – вряд ли можно. Это флагман угольной промышленности. Вопросы могут быть к технологии, к проекту, ошибкам, но то, что там экономили на технике – это вряд ли.

Директор группы компаний "Городской центр экспертиз" по науке Алексей Исаков:

Я полагаю, что, за исключением экзотических, к коим отношу и теракт, все версии пока равновероятны. Взорваться в шахте может, по сути ,только метан и его производные. Возможен такой вариант. С горным ударом то же самое – взрываться-то нечему, кроме газа. Первый взрыв был – это явно метан взорвался, дальше он поднял угольную пыль, и со вторым взрывом она просто добавила мощности. Причины, я полагаю, назовет авторитетная комиссия, она более детально разберется и назовет вероятные причины. И тут я должен заметить, что общественность, скорее всего, будет ознакомлена только с наиболее вероятной причиной аварии.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Анализ показывает, что на божий промысел и горное искусство, конечно, часть вероятных причин списать можно. Но также разбор всех аварий показывает, к сожалению, что влияние "человеческого фактора" чрезвычайно велико, в некоторых случаях до 90% причин аварий – это именно люди. Когда кто-то что-то недосмотрел, не включил, вовремя не заменил. В таких сложных условиях как под землей, когда много кабелей, сетей, искра может проскочить, а что-то может вовремя не сработать и не оповестить хотя бы о том, что концентрация того же газа нарастает – вот вам и авария.
Еще раз повторюсь, что сейчас мы можем говорить только о наиболее вероятных причинах. По моей пессимистической оценке, и комиссия, скорее всего, только до них и докопается.

Хозяевам шахты теперь потребуются просто гигантские средства, чтобы привести все в порядок. Судя по той информации, которая сегодня есть в СМИ, там разрушено очень много. А вот то, что под землей, какое там состояние - неизвестно, я думаю, что там все еще гораздо хуже. Наверное, это все сейчас предмет экономических расчетов владельцев – законсервировать, закрыть и т.д. Беда в другом – сотрудникам шахты некуда будет деваться – у них все связано с этим производством, материальное благополучие и будущее, и настоящее.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС