Преступление — не смотреть, смотреть — наказание
В день премьеры на "Кинопоиске" хулиганская экранизация "Преступления и наказания" собрала рекордную аудиторию. За первые сутки — 600 тыс. зрителей. Сериал обошел панк-сказку "Король и шут" и драму "Игры". Первые части вышли в праздничные дни, когда народ отмечал единство, а завершающие серии обещают в конце ноября. Подробнее — в рецензии Накануне.RU.
Столько внимания привлекло к сериалу не только обещание "нового прочтения" Достоевского, но и скандал, который разгорелся незадолго до этого. Терзают смутные сомнения — а не был ли "эль-скандаль" чисто "эль-прогревом"?
Трижды платформа меняла дату премьеры, слухи ходили такие, мол, посмотрев сериал с Янковским, высокая публика осталась в большом шоке, многое не вписывается и в картину дня сегодняшнего, что может повлиять на дальнейшую судьбу ленты, а именно — привести к запрету сериала вообще. С этим можно связать и рекорды по просмотрам, ведь не посмотреть теперь "запрещенку" было бы преступлением, а вот посмотреть — оказалось сущим наказанием.
Для начала стоит указать на внезапную, но вполне объяснимую популярность Федора Достоевского сегодня — как отчиталась Книжная палата, классик стал самым продаваемым автором по итогам 2023 года, оставив позади антиутопии, отметившиеся всплеском интереса пару лет назад. Понятно, почему экранизацию все пошли смотреть.
Также повлияла и история с "Мастером и Маргаритой" — фильм по популярному у бывших школьниц, уже разменявших третий и четвертый десяток, роману стал настоящей бомбой. Чего скрывать — в основном из-за Кота Бегемота и всей шайки-лейки, такое у Булгакова зло получилось дерзкое и очаровательное, ну и любовная линия — вечная драма, где есть он и она.
Не к вечеру помянутый Воланд тут неслучаен. Нет почему-то у Достоевского такого персонажа. Нет? Ну сделаем. Первое, что бросается в глаза — это даже не то, что действие "Преступления и наказания" перенесли в современность, этим уже не удивить, не напугать, инструмент избитый, но вполне работающий, а то, что с Раскольниковым над тележкой с продуктами в супермаркете говорит сам демон-искуситель.
Да, современный Питер и демон, который всех на грех соблазняет — не единственные отступления от сюжетной линии в книге. Тех, кто ждал историческую драму в костюмах, просим не беспокоиться, тех, кто ожидал получить "расследование" в стиле "готики" Северной столицы, тоже к экранам не зовем. На самом деле, дальше ничего нового — все в стиле "Даун Хауса", у нас режиссеры Достоевского иначе воспринимать как будто не умеют. Только карикатурные персонажи, сумасшедшие наряды, псевдоинтеллектуальные диалоги и глубокомысленные взгляды в пустоту.
Тот случай, когда хочешь быть непонятным, чтобы стать интересным, но остаешься лишь непонятным. Так что "демон", очень похожий на Дауни Младшего, даже как-то оживляет эту клоунаду родом из конца 90-х — начала 2000-х. Много монологов в камеру, театральщины и музыкальных отступлений, где Раскольников под музычку очень красиво ходит по городу и грустно смотрит на воду, раздумывая, а не убить ли старуху-процентщицу.
Есть несколько неловких моментов, где по линии ЛГБТ [движение признано экстремистским и запрещено в РФ], как по лезвию ножа, скользят героини сюжетной ветки, мало отраженной у Достоевского. Видимо, здесь и прошлась не дрогнув рука монтажера при переработке материала, пока "Кинопоиск" ставил новую дату премьеры?
В целом, осталась малопонятная "наркомания", осколок прошлого, когда арт-хаус считался ценителями верхом культурного развития. А появление демона-искусителя, даже похожего на Дауни Младшего, это, извините, дурной тон для любой драматургии. Но красивая картинка, очаровательное зло и Янковский, наверное, заставят часть прильнувших к экранам сериал досмотреть. И также тех, кто продолжит проверять, насколько далеко от классического сюжета заведут авторов сериала завидная вера в себя и желание, чтобы не только Гоголь переворачивался в гробу.