28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

К 120-летию генконструктора Т-34 Михаила Кошкина: Танк Победы – вновь в строю!

Будущий конструктор даже представить не мог, что ему уготовано судьбой

Если о Танке Победы, легендарном Т-34 знают практически во всем мире, то имя его конструктора известно, к сожалению, далеко не многим. Но именно сегодня отмечается 120-летие со дня рождения конструктора "тридцатьчетвёрки" Михаила Кошкина. "Небольшого роста, но с огромной внутренней силой, этот выдающийся человек горел в работе и вёл за собой к цели других", – вспоминали о Кошкине современники. Таким же был и его танк: небольшим, но яростным, несгибаемым бойцом, признанным лучшим оружием Великой Победы в своём классе.

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в крестьянской семье в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. У этого человека была настолько удивительная судьба, что даже историографы трактуют его биографию с определёнными расхождениями.

портрет Михаила Кошкина, музей Уралвагонзавода(2018)|Фото: Накануне.RU

В 14 лет (по другой версии – в 10 лет) Михаил уехал на заработки в Москву, став подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, ныне известной как "Красный Октябрь". С началом Первой мировой войны, которая продолжилась гражданской, бывший рядовой 58-го пехотного полка примкнул к красным, воевал под Царицыным, под Архангельском, сражался с армией Врангеля. Смелого и решительного бойца заметили, назначили политработником, а после нескольких ранений Кошкина отправили в Москву, в Коммунистический университет имени Свердлова. В 1924 году выпускнику поручили руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Там он проработал до 1929 года на различных постах, женился. Будущий конструктор танка Победы даже представить не мог, что ему уготовано судьбой…

Надо заметить, что до 1929 года в Советском Союзе танкостроения практически не было. И руководство страны Советов решило менять ситуацию кардинальным образом: Центральный комитет партии для развития промышленности направил тысячу коммунистов в индустриальные вузы. И Михаил, которому было уже за 30 лет, сел за парту технологического института.

Уже на первом курсе инициативный студент добился перевода в Ленинградский индустриальный (позже – политехнический) институт на машиностроительный факультет. В 1934 году Кошкина приняли на Кировский завод в Ленинграде, где всего за несколько лет он прошел путь от молодого специалиста до заместителя главного конструктора. За участие в создании средних танков (Т-29 и опытной модели среднего танка Т-111) в 1936 году был награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1936 года в жизни Михаила Кошкина случился новый крутой поворот — его отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183.

Биографы Кошкина отмечают, что назначение на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах. Прежний глава КБ Афанасий Фирсов и ряд других конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя. Фирсов успел передать дела Кошкину, который столкнулся со слабостью кадрового состава КБ. Кроме того, приходилось заниматься не только перспективными разработками, но и текущим серийным производством. Тем не менее, под его руководством была проведена модернизация БТ-7.

Осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало задание Харьковскому заводу на разработку нового колёсно-гусеничного танка. И вот здесь снова возникает конспирология: на заводе, помимо Кошкина, в этот момент работает Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания. Но проект был готов позже запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме (но Адольф Яковлевич пережил и Фирсова, и Кошкина, дожив до 1978 года).

Понятно, что Михаил Ильич опирался на работы Фирсова и Дика (как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения). Однако у него было своё видение танка будущего. Кошкин и его помощники (Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев) загорелись "гусеничным" вариантом, который упрощал конструкцию и позволял значительно усилить броню и вооружение. 28 апреля 1938 года Кошкин на совещании Народного комиссариата обороны добивается разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20 чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал Иосиф Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода.

Такая работа потребовала объединения усилий. В декабре 1938 года три танковых КБ по инициативе Кошкина были объединены в единый отдел под шифром "520".

Отметим, что уже после смерти конструктора, в 1941 году этот отдел эвакуировали в Нижний Тагил, где он и остался на уральском предприятии: сегодня "отдел 520" Уралвагонзавода преобразован в АО "УКБТМ".

Что касается "тридцатьчетвёрки", то это был первый гусеничный танк, способный преодолевать большие расстояния. И в декабре 1939 года уже под индексом Т-34 машину приняли на вооружение.

портрет Михаила Кошкина, музей Уралвагонзавода(2018)|Фото: Накануне.RU

Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов. Здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперёд. С учётом замечаний танк доработали — нарастили броню до 45 мм, поставили 76-миллиметровую пушку. Но для того, чтобы выйти в серию, опытные образцы должны были пройти определённое количество километров. Михаил Кошкин принимает решение: Т-34 наберут эти километры, отправившись из Харькова в Москву своим ходом.

Кстати, по мотивам этой истории был снят и в 1980 году вышел на экраны фильм "Главный конструктор" режиссера Владимира Семакова.

Не путать с фильмом "Танки" Кима Дружинина (рабочее название "Увидеть Сталина") – картину выпуска 2018 года военные историки восприняли, мягко говоря, как развлекательное "киночтиво", смахивающее на завуалированное издевательство над памятью и заслугами русского народа.

А Кошкин действительно лично взял на себя ответственность за этот пробег, ставший легендой отечественного танкостроения. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна – два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей "Ворошиловец", один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие "кунга" для отдыха участников. Часть пути Кошкин сам вёл новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье, зимой агрегаты работали на пределе, пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки. Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта 1940 года.

танки Т-34, "За Кошкина"(2018)|Фото: Накануне.RU
Лучшей наградой для Кошкина стала Победа в Великой Отечественной войне...

В назначенный день 17 марта обе машины перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. За время пробега Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки. Два танка, ведомые испытателями Николаем Носиком и Василием Дюкановым, разъехались по Ивановской площади Кремля – один к Троицким, другой к Боровицким воротам. Не доезжая ворот, они эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки, остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте.

Иосифу Сталину понравилась быстрая изящная машина. Его слова источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: "Это будет ласточка в танковых войсках", по словам других, фраза звучала: "Это первая ласточка танковых войск".

После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности новинки. В апреле предстоял обратный путь в Харьков. Кошкин предложил снова ехать не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. По пути один танк провалился в болото. Едва оправившийся от первой простуды конструктор сильно промок и замерз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В Харькове Михаил Ильич надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, врачи удалили ему одно легкое. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Провожать 41-летнего конструктора в последний путь вышел весь завод.

Кошкин не увидел, как его танк был поставлен на массовое производство на Уралвагонзаводе и других предприятиях, не узнал, какую роль он сыграл в Великой Победе. Но пройдёт меньше года, и немецкие фашисты в ужасе будут сообщать о невиданном русском танке, сеющем панику в их рядах. Согласно легенде, конструктора танка Т-34 Адольф Гитлер объявил своим личным врагом посмертно. Могила конструктора не сохранилась – она была (скорее всего, намеренно) уничтожена гитлеровцами во время оккупации Харькова. Но Михаил Кошкин выиграл свой бой.

танк Т-34(2018)|Фото: Накануне.RU

Кстати, награждены за создание танка Т-34 были сразу три его создателя. В 1942 году Александр Морозов, Николай Кучеренко и Михаил Кошкин (посмертно) – были удостоены Сталинской премии. Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой являлся его Т-34.

Сегодня скептики любят сравнивать технические характеристики Т-34 с другими танками Второй мировой войны, доказывая, что якобы детище Михаила Кошкина уступало многим из них. Но вот что сказал профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги "Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы":

"Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Манёвренные советские Т-34 "охотились стаями", как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким "Тиграм". Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике".

В связи с днем рождения Михаила Кошкина руководство Уралвагонзавода (входит в Ростех) организовало для журналистов демонстрационный показ боевой техники, чтобы напомнить о великом вкладе этого яркого человека в Победу советского народа в Великой Отечественной войне с фашизмом.

танки Т-90, Т-34, Т-72(2018)|Фото: Накануне.RU
Уралвагонзавод сегодня крупнейший в России производитель танков

Генеральный директор Уралвагонзавода Александр Потапов, находящийся сейчас в Египте на первой в этой стране военной выставке EDEX 2018, в которой корпорация принимает участие в составе Рособоронэкспорта, так прокомментировал Накануне.RU 120-летие конструктора Т-34:   

"Михаила Ильича Кошкина безусловно можно считать одним из основоположников отечественной школы танкостроения, а его "Танк Победы" – прародителем современных танков. Все модели, которые были выпущены в послевоенное время на наших заводах, так или иначе, вобрали в себя конструкторский  и боевой опыт легендарной "тридцатьчетвёрки". Кроме того, напомню, что Т-34 был и одним из первых танков, которые широко поставлялись на экспорт, а одной из первых арабских стран, принявшей "тридцатьчетвёрку" на вооружение, был как раз Египет, где буквально в эти дни проходит выставка обороны и безопасности EDEX 2018".

Отметим, что танкостроение на УВЗ, как и немалая часть оборонки на Урале, результат эвакуации оборонных заводов из западной части СССР во время войны. С 1941 по 1945 годы производство здесь сумели развернуть так, что "тридцатьчетвёрок" выпустили более 30 тысяч. В дальнейшем УВЗ под руководством других замечательных конструкторов пройдет самостоятельный путь развития: от Т-34 до "Арматы".

портрет Иосифа Сталина, схема танка Т-34, музей Уралвагонзавода(2018)|Фото: Накануне.RU

чертеж общих видов танков А-34 (Т-34), 1940 год., музей Уралвагонзавода(2018)|Фото: Накануне.RU

В бронетанковом музее УВЗ: с этого уникального рабочего чертежа, выполненного в 1940 году, началось серийное производство Т-34

танки Т-90, Т-34, Т-72(2018)|Фото: Накануне.RU

танки Т-90, Т-34, Т-72(2018)|Фото: Накануне.RU

На полигоне УВЗ специально для журналистов устроили демонстрационный пробег танков Т-34-85, Т-72 и Т-90. Своими впечатлениями от вождения "тридцатьчетвёрки", выпущенной в марте 1945 года, с Накануне.RU поделился водитель-испытатель специальных боевых машин Павел Семёнов:

"У Т-34 коробка механическая, а не гидромеханическая, как у современных танков, поэтому передачи включаются потяжелее. Здесь движок 500 "лошадей", а у них [Т-72 и Т-90] – 1130 лошадиных сил, но свои 55-60 километров в час эта боевая машина идёт. Она – 35-тысячная по счёту сошла с конвейера завода. Долгое время стояла как памятник на постаменте, но однажды решили её продемонстрировать на Параде 9 мая – завелась с первого раза!"

А вот что сказал Накануне.RU ведущий конструктор УВЗ, 28 лет проработавший заместителем главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, Николай Молодняков:

"Михаил Ильич Кошкин – родоначальник направления в танкостроении, которого мы, инженеры и конструкторы, придерживаемся сегодня. Он создал принципиально новую машину, и она заслуженно стала танком-легендой Великой Отечественной войны".

P.S. Как сообщили Накануне.RU на УВЗ, в конце декабря этого года дочери Михаила Кошкина исполняется 90 лет. Пожилая женщина нуждается в особом уходе, в том числе медицинском, поэтому внучка конструктора Вера Серик занимается сбором средств на помощь и лечение. В канун дня рождения есть возможность поздравить Елизавету Михайловну Кошкину, оказав ей внимание посильным пожертвованием.

Реквизиты банковской карты "Сбербанка" Веры Леонидовны Серик: 2202 2003 7231 9598


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС