06 Апреля 2020
форумfeedback
search

"Выжить в коронакризис". Спецпроект

Новости все материалы

Больше новостей

Реклама от YouDo
Сколько стоит штукатурка потолка по маякам на http://remont.youdo.com/facing/ceiling/plastered/beacons/other/cost/.
Смотрите: перевозка мебели Воронеж - выбирай нас!
Смотрите: гидроизоляция кирпичных стен, недорого.


Аналитика все материалы


Экономика В России

Для управления Арктикой нужен Госплан

Несмотря на неизученность Арктики, туда стремятся попасть ведущие державы, даже не имеющие выхода в регион. Доклады о стратегии по отношению к полярной зоне выпустили Италия, Южная Корея, Япония – все они являются наблюдателями в Арктическом совете. На статус члена претендует Китай, который участвует в северных проектах России, Норвегии, Финляндии и делает свои инвестиции. Геополитическое значение региона со временем усилится экономическим эффектом от разработки богатых природных ресурсов. Обязательное условие закрепления в Арктике того или иного государства – создание инфраструктуры. В России порядка 20 арктических проектов имеют статус приоритетных и внесены в госпрограммы, однако эксперты говорят об их разрозненности и отсутствии системы планирования территориального развития. Президент Арктической академии наук, профессор Валерий Митько в интервью Накануне.RU рассказал о необходимости создания единого органа управления Арктикой и перспективах международного сотрудничества.

Вопрос: Как Вы считаете, насколько реальны амбициозные планы России в Арктике?

Валерий Митько: Определено 145 арктических проектов, из которых 17 – приоритетные, хотя непонятно, будут на них выделены деньги или нет. Больше половины этих проектов связаны с развитием транспорта, и это неудивительно, ведь именно транспортно-коммуникационный каркас является "скелетом" не только региона, но и всей страны. Но анализ показывает, что эти 17 проектов не связывает единая система. Возьмем порт "Индига" в Ненецком автономном округе и Архангельский морской порт. Они находятся рядом, в обеих гаванях много работы, но "Индига" уже является незамерзающим глубоководным портом, а в Архангельске нужно использовать ледоколы. Зачем нужны два порта?

Есть проект Сабетта, ради создания порта там решили прорыть канал по дну Обской губы. Во-первых, представляете, что стоит прорыть канал для газовозов протяженностью 50 км по вечной мерзлоте? К тому же, сейчас появилась проблема заиливания, кто будет все очищать? Во-вторых, при организации канала произошло уничтожение сиговых пород рыб.

сабетта морской порт|Фото: Накануне.ru

Выходы на Северный морской путь имеют многие европейские и азиатские маршруты, поэтому нельзя противопоставлять его другим логистическим коридорам, тому же Суэцкому каналу. Нужно встраивать его в систему,  тогда появятся колоссальные преимущества и экономические выгоды. К тому же, когда СМП станет частью мировой системы, а не нашим "внутренним делом", мы сможем рассчитывать на инвестиции, а пока что маршрут не обустроен.

Эти примеры говорят о том, что проекты разрознены. Мурманский, Архангельский порты, Белкомур, СМП, Широтный ход – все это нужно объединить в единую систему, создать госпрограмму, но ее нет.

Вопрос: Чья это задача - создать госпрограмму?

Валерий Митько: Раньше у нас был Госплан. Мы говорим о том, что необходим единый центр управления Арктикой, и имеем в виду аналог Госплана, такую же систему. Создание Госкомиссии по развитию Арктики – это половинчатое решение, для того, чтобы осуществлять полноценную работу, она должна напрямую подчиняться президенту, как Госплан подчинялся генсеку. Тогда ответственности будет больше. Сейчас Дмитрий Олегович (Рогозин, председатель Госкомиссии, прим.) говорит, что решения прошлого года не выполнены, видно, что никто ни перед кем не отвечает: рыть золото в Магадан за срыв работы никого не отправили. Я не говорю о том, что нужно возвращаться к тем временам, когда людей ставили к стенке, но и нельзя закрывать глаза на неисполнение своих обязательств! Орган по управлению работами в Арктике должен быть подчинен президенту, как Госплан - генсекретарю.

инфографика, Новый Великий Шелковый путь, Северный Широтный ход, Северный Морской путь, Транссиб|Фото: Накануне.RU

Вопрос: Но стоимость перечисленных проектов огромна, и финансирование ряда из них уже подтверждено. Выделение сотен миллиардов рублей на Арктику разве не является подтверждением декларированных намерений закрепиться в регионе?

Валерий Митько: Неэффективность использования инвестиций в арктических проектах очевидна. Арктическое пространственное планирование – это единая схема действий, которой обязаны следовать все участники программ развития территории, вне зависимости от того, ЛЙКОЙЛ ты, "Роснефть" или "Газпром". Но росси