28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Непростой интерес

Скупка акций Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) продолжается. Причем, если еще совсем недавно, в сентябре, неизвестные предлагали за одну акцию этого авиаремонтного завода 350 тысяч рублей, то, начиная с минувших выходных, уже по 500 тысяч рублей. Таинственный микроавтобус "Газель", с наклееным на его стеклах объявлением, "дежурит" у заводоуправления с утра и до вечера каждый день. Молодые и крепкие ребята из этой "Газели" представляться отказываются, заявляя, что "представляют людей, у которых есть деньги". "Точных данных о том, сколько акций работниками завода уже проданы, к сожалению, у нас нет, - сообщил Накануне.RU помощник коммерческого директора УЗГА Александр Плотников, - Деньги, конечно, предлагаются несусветные... у меня у самого есть акция, но я её не продал".

Краткая справка: ОАО "УЗГА" является правопреемником завода 404 Гражданской авиации и работает более 65 лет, основное направление деятельности - ремонт авиационных двигателей ТВ2-117А/АГ, ТВ3-117 (всех модификаций), главных редукторов ВР-8А, ВР-14, ВР-24. Свою ремонтную деятельность завод осуществляет на собственных производственно-технических базах. Капитальный ремонт авиатехники производится в полном объеме. Выручка УЗГА в 2004 году составила $51,8 млн, чистая прибыль – более $1 млн. Около 59% акций УЗГА контролируется менеджментом, еще 41,96% распределены среди трудового коллектива.

Скупке акций Уральского завода гражданской авиации предшествовала крупномасштабная PR-компания. В сентябре в СМИ появилась информация о том, что на УЗГА при ремонте самолетов и вертолетов используется контрафактная продукция, и это привело к нескольким авиакатастрофам. Скандальные сообщения привели к тому, что на заводе начались проверки свердловской транспортной прокуратуры, а гендиректор предприятия заявил, что под угрозой срыва оказались несколько крупных контрактов.

Вообще, на фоне все возрастающего внимания российского правительства к авиапромышленности, PR-атака на УЗГА выглядела весьма эффектно. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель даже отдал поручение "соответствующим структурам" выяснить "заказчика" этих скандальных сообщений. "Я не знаю, делает ли это компания "Ренова" или нет. Сейчас идет расследование и предполагается, что это действительно "Ренова". Я поручил соответствующим службам заняться этим вопросам. Завод хорошо работает, и мы будем следить за происходящим, чтобы не допустить развала предприятия", - заявил на пресс-конференции Эдуард Россель, комментируя развернувшуюся скупку акций УЗГА. Добавим, что информация о выпуске заводом контрафактной продукции не подтвердилась. В возбуждении уголовного дела было отказано, - сообщил Накануне.RU старший помощник прокурора Свердловской области по связям с общественностью Виктор Яксон.

В то же время руководство самого завода своих "захватчиков" до сих пор внятно не обозначает, ссылаясь на предположение, публично озвученное губернатором. Среди независимых наблюдателей, заметим, такая версия также не исключается, учитывая хотя бы возможности УЗГА как авиаремонтной базы и удачное расположение принадлежащих заводу землевладений и производственных площадок - по соседству с международным аэропортом "Кольцово" (45,26% акций которого владеет компания "Кольцово-Инвест", подконтрольная структурам "Реновы"). "Факты, говорящие в пользу этой версии, общеизвестны: заявление Росселя о том, что скупку ведет "Ренова",  заявление Вексельберга о том, что ему интересен авиастроительный бизнес, расположение одного из производственных корпусов УЗГА недалеко от аэропорта "Кольцово", - отмечает в интервью Накануне.RU руководитель отдела M&A инвестиционного банка "ФИНАМ" Михаил Кузнецов. А аналитик "Банка Москвы" Дмитрий Скворцов интервью Накануне.RU напомнил, что "Ренова" таким вот "частным методом" в 2003 году скупила акции Верхнесалдинского титанового комбината.

Добавим, что совсем недавно представитель "Реновы" Андрей Шторх признался журналистам, что "Ренова", будучи акционером корпорации "ВСМПО-Ависмы", видела ее будущее в интеграции с отечественным авиапромом.

Тем временем накануне в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция с участием главы Правления АНО "Институт корпоративного развития", члена Наблюдательного комитета Группы компаний "РЕНОВА" Александра Зарубина. Он категорически опроверг информацию о причастности "Реновы" к скупке акций Уральского завода гражданской авиации: "В ряде СМИ можно было прочитать такое выражение: какому СМИ "Ренова" "заказала" этот завод? - припомнил он, - Нет, здесь пиар явно представлен определенными технологами, которые, к сожалению, используют чужой брэндинг для достижения своей цели. Мы не интересуемся этим заводом. Официально заявляю, Группа компаний "Ренова", все ее партнеры, не имеют к этому отношения. Готов нести ответственность за сказанные мною слова". Он подчеркнул, что у "Реновы" "нет принятых решений или проектов в области авиастроения, ремонтных работ, обслуживания самолетов или вертолетов". Здесь, правда, стоит напомнить, что в свое время представители родственной "Ренове" структуры также со всей ответственностью заявляли , что титановая промышленность не входит в сферу их интересов. И, когда началась масштабная скупка акций ВСМПО и Ависмы, слухи о причастности решительно опровергались... как выяснилось спустя четыре месяца, "захватчиком" была именно "Ренова" , компания, управляющая активами Виктора Вексельберга.

Комментируя ситуацию вокруг УЗГА, Александр Зарубин особо акцентировал внимание на том, что г-н Вексельберг, говоря о планах, имел в виду не авиастроение, а кооперирование бизнеса "СУАЛа" и "ВСМПО-Ависмы" в качестве основных поставщиков продукции для отечественного авиастроения. "У нас есть такие планы и в России, и на Украине [на Украине "Ренова" владеет 70% акций ЗАО "Титано-апатитовая компания", - прим.ред]. Но что касается присутствия в группе активов, занимающихся непосредственно авиастроением – сборкой самолетов – мы пока этот вопрос не решили. Сказать честно, мы не готовы к этому", - заверил он.

Кстати говоря, независимые эксперты рынка недоумевают, как "Ренова", лишившись доли в "ВСМПО-Ависме", продолжает строить амбициозные планы по созданию некоего титаново-алюминиевого холдинга. Ведь даже если "Ренове" удастся-таки вернуть свой 13-процентный пакет акций в титановой корпорации, шансов по объединению активов от этого не прибавится. "С "СУАЛом" "ВСМПО-Ависму", конечно, можно будет объединить, но только если "Ренова" получит 60% акций этой титановой корпорации", - отмечает аналитик "Банка Москвы" Дмитрий Скворцов. К тому же, продолжает он, российскому авиастроению отнюдь не грозят проблемы с поставками продукции "ВСМПО-Ависмы", в общем-то и смысла особого в объединении титанового комбината с какими бы то ни было активами нет. "Вексельберг заявлял, что ВСМПО может поставлять больше продукции отечественному авиапрому, поскольку потребности страны в титане возрастут с созданием, по инициативе российского правительства, Объединенного авиастроительного холдинга. Но на самом деле, производственные мощности ВСМПО загружены сегодня менее чем на 50% и, если спрос со стороны российских авиастроительных заводов возрастет, ВСМПО сможет нарастить производство и поставлять титан как для Boeing и Airbus, так и на внутренний рынок. Проблемы нет, - подчеркивает Дмитрий Скворцов. - Будут заказы в России – ВСМПО увеличит производство".

Но вот что еще примечательно. Александр Зарубин, будучи в Екатеринбурге и рассказывая о планах Группы, заявил, что "Ренова" готова построить титано-алюминиевый холдинг на принципах государственно-частного (!) партнерства: "Что касается ВСМПО, как возможного базиса для создания некоего холдинга, вы знаете, что г-н Тетюхин [совладелец и генеральный директор Корпорации "ВСМПО-Ависма", - прим.ред] предлагал участие государства. Это [титан] все же достаточно стратегический продукт, мы поддерживаем такую идею, ведем консультации на эту тему с Минпромом и областным правительством в том числе. У нас есть активы, которые могут также участвовать в этом холдинге - мы не претендуем на доминанту, нас устроило бы партнерство с государством и другими корпорациями". Любопытно, что на самом деле первой реакцией на предложение г-на Тетюхина (высказанное, кстати, во время обострения отношений со своим компаньоном г-ном Брештом и миноритарным акционером – "Реновой") было непонимание и откровенное негодование со стороны его партнеров. По мнению экспертов, заявление Тетюхина о том, что он выступает за вхождение государства в капитал "ВСМПО-Ависмы" было не более, чем неким устрашением своих партеров и говорило, скорее, о серьезных разногласиях относительно будущего титановой корпорации.

Сегодня "Ренова", пересмотрев, по всей видимости, некие жизненные ценности,  не только зовет государство в партнеры, но и амбициозно заглядывает за горизонт. "Что греха таить, - признался Александр Зарубин, - в дальнейшем мы видим межнациональный холдинг российско-украинских активов, что позволит двум странам сохранить эту отрасль [титановую промышленность] и получить, если не доминанту на международном рынке, то позицию, с которой можно развиваться. Иначе и там, и там это все погибнет", - убежден он. Очень интересный, учитывая современные политико-экономические российские тенденции,  подоход, согласитесь. Который, кстати, крепко бьет по репутации Тетюхина, как не слишком ответственно заявлявшего некогда - мол, государство, я же готов с тобой поделиться. И забывшего, по крайней мере, пока о собственном высказывании. Правда, есть нюанс. В сентябре Березники (там расположена "Ависма") посетил с совершенно почти закрытым для прессы визитом российский премьер Михаил Фрадков. Зачем? Пока ответа нет, но встречал и сопровождал премьера по заводу именно Тетюхин.   

"Ренова", напомним, уже владеет на Украине титано-апатитовой компанией, получившей в 2003 году лицензию на разработку Федоровского титано-апатитового месторождения, в планах - строительство комбината по выпуску титаномагнетитового, апатитового и ильменитового концентратов (последний необходим для производства титановой губки - сырья для производства титановых слитков и проката). И, несмотря на значительные политические риски, "Ренова" готова инвестировать в создание на Украине титановой вертикально-интегрированной компании, объединяющей в себе добычу, производство и сбыт продукции.

Определенный смысл в этом, конечно же, есть, хотя бы потому, что российский титановый гигант "ВСМПО-Ависма" до сих пор не имеет собственной сырьевой базы . Так исторически сложилось, что в титановой промышленности СССР была выстроена сложная схема кооперативных поставок: добыча и обогащение титан-циркониевых песков были полностью сосредоточены на Украине - сырьем обеспечивалось производство титановой губки на трех титано-магниевых комбинатах СССР – Запорожском (Украина), Березниковском ("Ависма", Россия) и Усть-Каменогорском (Казахстан); производство титановых слитков и проката было сосредоточено в России на Верхнесалдинском МПО. Сегодня 90% потребностей "Ависмы" в ильменитовом концентрате по-прежнему закрывает украинский Вольногорский ГМК, еще один вид сырья (рутил) на комбинат поставляет украинский Иршанский ГОК. В свою очередь, у "ВСМПО-Ависма", хорошая контрактная база. "ВСМПО-Ависма" обеспечивает около 30% мирового производства губчатого титана и 20-25% титановых полуфабрикатов, экспортирует свою продукцию в 39 стран мира, является основным поставщиком титана для Airbus (70% потребности) и поставщиком номер два для Boeing (17% потребности).

Однако главным препятствием для создания титанового холдинга является утрата "Реновой" своей доли в "ВСМПО-Ависме" и конфликт с ее основными акционерами. "С учетом выхода "Реновы" из ВСМПО, предпосылки для создания холдинга отсутствуют", – считает руководитель отдела M&A инвестиционного банка "ФИНАМ" Михаил Кузнецов. "Ренова" не является акционером ВСМПО, объединить ВСМПО с "СУАЛом", например, она никак не сможет. Сейчас отношения "Реновы" с собственниками "ВСМПО-Ависма" – это, скорее, корпоративный шантаж, в лучшем случае, можно получить некие откупные, но никак не пакет акций", - убежден его коллега Владислав Кочетков. При этом Михаил Кузнецов отмечает, что "УЗГА - не та база, на которой можно строить холдинг. А "Кольцово" имеет лишь косвенное отношение к авиастроению".

Впрочем, "Ренова", как известно, не теряет надежд повернуть "русскую рулетку" вспять и вернуться в состав акционеров "ВСМПО-Ависма", затем - усилить позиции, предприняв еще одну попытку выкупить у своих партнеров 60% акций этой титановой корпорации, о чем мы уже писали.

Непростой интерес

Что же касается Уральского завода гражданской авиации, несмотря на решительные заявления "Реновы" о своей непричастности к скупке акций этого завода, у участников рынка нет уверенности в том, что "захватчиком" не окажется структура, близкая г-ну Вексельбергу. Как это было в случае с "ВСМПО-Ависмой". Возможно, авиаремонтный завод, действительно, не вписывается в идею создания титанового холдинга. Возможно, пока не вписывается, но может оказаться весьма перспективным, учитывая усилия государства по реанимации авиастроительной отрасли в стране. Аналитики сомневаются, что "Ренова" будет участвовать в Объединенной авиастроительной корпорации, поскольку контроль будет оставлен за государством (разве что стать миноритарным акционером, если захочет), однако может попытаться зайти в отрасль другим путем. Ведь авиационный бизнес может быть интересен и в его различных составляющих – это и авиаремонтный комплекс, и аэропортовый, в том числе и авиаперевозки.

Среди слухмейкеров, кстати, совсем недавно озвучивалась версия о том, что информационный натиск на страницах отдельных СМИ против "Уральских авиалиний" (базовой авиакомпании аэропорта "Кольцово")  может быть выгоден именно структурам "Реновы". Якобы в  ее планах есть намерение выкупить основной пакет акций этого авиаперевозчика.

В последнее время "Уральские авиалинии", заметим, находятся не в самом лучшем положении. Новое руководство аэропорта "Кольцово" с его высоким бизнес-потенциалом уже дало понять, что появление новых авиакомпаний в регионе только приветствуется. "Со всеми компаниями, которые летают, у нас очень хорошие взаимоотношения, - высказался недавно журналистам исполнительный директор АНО "Институт корпоративного развития" Василий Вербин, - Но мы все-таки занимаемся аэропортовым бизнесом, поэтому стремимся к тому, чтобы к нам летало максимально большое число авиакомпаний". Так что, "Ренова", похоже, не намерена создавать "Уральским авиалиниям" особых преференций.

Эксперты, правда, покупку "Уральских авиалиний" "Реновой" считают маловероятной. "Уральские авиалинии", действительно, могут быть скоро выставлены на продажу, но, скорее всего, компанию купят тот же "ЮТэйр" или "Сибирь". Есть такая информация на рынке", - говорит в интервью Накануне.RU аналитик ИК "ФИНАМ" Владислав Кочетков. "Почему "Ренова" не может одновременно владеть аэропортом "Кольцово" и "Уральскими авиалиниями"? Тут все достаточно просто, - объясняет эксперт, - сейчас осуществляется реформа авиационной отрасли, и одна и та же компания не может быть оператором аэропорта и хозяином авиакомпании, которая этот аэропорт использует. "Красэйр" пытается поступить по-своему, конечно, там просто два брата Абромовича - один будет хозяином аэропорта, другой – авиакомпании, - отмечает он. – Но овладеть "Уральскими авиалиниями" и одновременно "Кольцово" и будет достаточно сложно". По мнению Владислава Кочеткова , скорее всего, для "Реновы" сейчас наиболее интересна другая схема развития компании – околоавиационный девелопмент – развитие аэропорта и окружающей его территории, но о создании авиационного холдинга речи идти не может.

О том, что до конца года планируется разделить крупные авиапредприятия на авиационный и аэропортовый бизнес недавно заявил глава Минтранса РФ Игорь Левитин, мотивировав эту меру тем, что "мы хотим понимать, какие авиакомпании способны будут существовать самостоятельно, без аэропортов, чтобы конкурировать и быть заказчиком авиационной техники". На деле, впрочем, может оказаться и так, что формально авиакомпанией будет владеть одна фирма, аэропортом - другая, авиаремонтным заводом - третья, но все они будут подконтрольны одним и тем же лицам.

Поэтому, все же возьмем смелость не совсем согласиться с мнением рыночных аналитиков. У "Реновы", надо думать, все же непростые дальновидные интересы...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС