19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBVv1a
Объявление: http://remont.youdo.com/facing/ceiling/facing/plastic-panels/, описание.
Ремонт под ключ: http://remont.youdo.com/repair/flat/geo/butovo/, подробнее тут.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Роман Силантьев: Нужно не заниматься копанием в грязи, а находить преемственность в нашей истории

В Екатеринбурге прошел форум фантастов, на котором присутствовали известные писатели со всей России, общественные деятели и духовенство. Интересно, что для проведения форума о дальнейшем развитии патриотизма в книгах жанра "фантастика" выбрали патриаршее подворье. Как рассказал один из организаторов форума, наш постоянной эксперт, замглавы экспертного совета при Минюсте РФ по государственной религиоведческой экспертизе, исламовед Роман Силантьев, пишущая братия презентует сборник фантастических рассказов в жанре альтернативной истории, объединенный темой империализма в России. Это первый литературный сборник, шефство над которым взяла и Русская православная церковь. Именно этим обстоятельством обусловлено место проведения форума. Люди творчества, культурологи и представители церкви объединились в поисках новой идеологии, о которой недавно говорил Владимир Путин на Валдае. О необходимости через культуру возрождать национальные ориентиры, внешней ваххабитской угрозе и современном кино - читайте в интервью Накануне.RU c Романом Силантьевым.

Вопрос: Роман Анатольевич, первый вопрос про форум: как соотносятся писатели-фантасты, православие и формирование идеологии?

Роман Силантьев: По-моему неплохо соотносится, большинство фантастов – православные, верующие люди, у нас тут есть и мусульмане – присутствует советник Рамзана Кадырова, тоже известный писатель-фантаст. Никакой религии фантастика не противоречит, да, как собственно говоря, и сказки, этот литературный жанр один из наиболее популярных наряду с дамскими романами и детективами – это самая востребованная литература. Особенно молодежью, если у нас молодежь что-то и читает, то в основном фантастику.

Вопрос: Сейчас очень популярен жанр фэнтези, а он зачастую обращается совсем к другим богам, много языческой мифологии присутствует, та же Семенова основоположник жанра в России. Сейчас формируется плеяда новых жанровиков?

Роман Силантьев: Здесь в основном присутствуют авторы, которые научную фантастику пишут без эльфов, без средневековья. Хотя есть и исключения. Но мы издаем сборники фантастики ближнего прицела, которые научные по определению, но имеют прогностический характер – показывают, что может быть в ближайшее время, не через 300 лет, не через тысячу лет, а лет через 20-30. Еще очень популярен жанр альтернативной истории. Тоже это определенный фантастический прием – что бы было, если бы, например, царя не свергли. Сейчас это отражено в нашем сборнике "Империум", который мы издали, и сейчас презентуем при поддержке Екатеринбургской епархии. Впервые у нас православная церковь поддерживает издание фантастической книжки, книги о том, что бы было, если бы династия Романовых сохранилась, и Россия продолжила бы развиваться по монархическому пути.

Вопрос: А Вы как считаете, что бы было в случае сохранения династии?

Роман Силантьев: Ну, в общем-то, фантасты сходятся во мнении, что было бы получше. Многие считают, что мы к этому и придем рано или поздно. Но опять-таки это вопрос открытый.

Вопрос: Но вот если вернуться к вопросу о жанрах: в советское время был больший уклон на научную фантастику, а сейчас именно средневековье, фэнтези – какой-то шаг назад для человечества пропагандируется? В прошлое?

Роман Силантьев: Нет, даже судя по фильмам – в основном они научно-фантастические. Вот последние – за этот год они все научно-фантастические. А "Властелин колец" - это тоже хорошая идея для пропаганды христианства, книга про христианство, особенно "Силмарион", который предшествует саге, студентам я на примере мира, который создал Толкиен, разъясняю многие вещи. "Нарния" – это классически христианское фэнтэзи. То есть и этот жанр может быть поучительным.

Вопрос: То есть форум нацелен создать в стране плеяду писателей, которые будут делать идеологизированное фэнтези?

Роман Силантьев: На самом деле, он направлен на то, чтобы обсудить, людей консолидировать и лишний раз заявить о том, что это живая литература. И не только литература. У нас обсуждаются компьютерные игры – это новая тема. И через фантастику, и через компьютерные игры можно пропагандировать патриотические идеи. Можно и нужно это реально сделать. Люди на конкретных примерах это показывают. Призывы идут к тем людям, у которых есть власть и деньги, с тем, чтобы они обратили пристальное внимание, чтобы больше у нас было и фильмов патриотических, и игры выпускались достоверные с исторической точки зрения, и чтобы книги такие продолжали выходить. Потому что сейчас очень многие жанры из-за финансового кризиса, распространения пиратства перестали издаваться, потому что это стало невыгодно.

Вопрос: Выгодно это должно быть государству? Вот президент Путин на Валдае в своей речи заявил, что должна формироваться новая идеология, что без самоидентификации русский человек не сможет развиваться дальше. Он отмел как раз монархическую концепцию и сказал, что от советских идеалов мы тоже уже далеко ушли. Как Вы считаете, что же тогда может быть в основе новой идеологии?

Роман Силантьев: Патриотизм – это в принципе любовь к своей стране, это вещь очевидная. Другое дело, что одни считают, что страну можно только сталинскую любить, другие - что романовскую. Можно найти какой-то компромисс. Наши победы можно праздновать вместе - и то, что было при коммунистах, что было при царе, и то, что сейчас происходит – это все наше достояние, наша история. Преемственность наша страна имеет и с царской Россией и с Советским Союзом, не надо про это забывать. Путин тоже на этом настаивает – нам не 20 лет от роду, у нас совершенно четко просматривается преемственность. Просто надо достоверно о своей истории говорить. Не заниматься копанием в грязи, снимать какую-то дрянь, которую смотреть никто не будет – вроде того же фильма "Жила-была одна баба" или про заградотряды, ГУЛАГи, про страдания интеллигенции – это уже неинтересно, не востребовано и просто у людей бешенство вызывает. Люди хотят нормальных книг и фильмов о наших победах. Это давно делают американцы, и в других странах тоже это есть, таким образом формируется нормальное патриотическое воспитание, которое и было в Советском Союзе, в Российской Империи, сейчас в Америке присутствует в полный рост. Нам нужно, чтобы в России было так же. Совершенно справедливое и очевидное требование.

Вопрос: Есть ли кадры для этого? И, кстати, смотрели ли Вы уже фильм Бондарчука "Сталинград", который на днях вышел?

Роман Силантьев: Нет, я пока нахожусь в Екатеринбурге с форумом, и мне пока не до кино, но посмотрю обязательно. Я знаю, что уже есть мнения, что это все-таки некий шаг вперед по сравнению с тем, что у нас раньше про войну снимали, есть надежда на то, что увеличится доля фильмов не "клюквенных", не демшизовых, а нормальных. Даже пусть без какого-либо пафоса, показывающего ситуацию. В общем-то, есть положительные тенденции: от первых лиц государства можно услышать все больше правильных слов в этом направлении, кадры есть для этого. Мы и игры можем делать хорошие и востребованные за пределами страны. Вот мы на рынках тех же США котируемся, и в английский язык вошло слово "штурмовик" благодаря игре "Штурмовик L-2", которую покупают на западе. То есть к "спутнику", "космонавту", "перестройке" добавился в их лексикон наш "штурмовик". Это всего лишь пример, ведь мы таким образом можем транслировать и наши ценности, наши достижения не только у себя, но и в других странах.

Вопрос: Идеология, которую предлагают на форуме, наши ценности, как я поняла, основываются на духовности и империализме?

Роман Силантьев: Да, империализм, традиции, традиционные религии, о чем также говорит и наш президент, что это опора страны, в первую очередь, это православное христианство, которое сыграло исключительную роль, без которой страна была бы не возможна, но и мусульмане не малую роль сыграли.

Вопрос: Исламизация в России, да и в мире, идет большими шагами сейчас, это скорее негативный момент?

Роман Силантьев: Не исламизация, а ваххаббизация. Не думаю, что кого-то из православных радуют свидетели Иеговы, которые распространяют свое влияние, и протестантские секты вряд ли у нас считаются распространением христианства. Так же и в мусульманстве - традиционные мусульмане эту исламизацию без радости воспринимают, поскольку это представители конкретных сект, которые стремительно ведут экспансию. Для самого ислама – это совершенно гибельный путь.

Вопрос: Сейчас многие опасаются, что боевики из Сирии в скором времени ринутся к границам России, что породит еще большую исламизацию.

Роман Силантьев: Если Сирия падет, то да – это очень вероятный вариант. Нас ждет резкое обострение ситуации. У нас улучшилась за последний год ситуация с терактами, стали жестче бороться с террористами, но здесь есть такой момент – большая часть террористов уехала в Сирию. До полутысячи человек воюет на стороне исламистских боевиков и если Сирия падет, то следующими пунктами стоим Иран и мы. А может быть даже и одновременно это все случится. Сразу падет Ливан после Сирии, потому что там тоже очень непростая ситуация, там уже идет война, а следующие - мы с Ираном.

Вопрос: Каким образом нам не допустить такой революции?

Роман Силантьев: Нам надо защищать Сирию любой ценой, понимая, что мы защищаем свои интересы. Одно дело, когда десятки тысяч террористов воюют в Сирии, другое – когда эти десятки тысяч террористов приедут к нам, когда получат соответствующую команду и начнут со всего мира стекаться в одну точку – концентрировать силу. Нам важно, чтобы эти силы против нас не были сконцентрированы.

Вопрос: Чтобы сплотить наш народ перед врагом, нужно не только оружие, должен быть какой-то общий дух?

Роман Силантьев: Да, получше сейчас стало с объединением народа, на самом деле, по многим вопросам видна консолидированная позиция. Те же, например, фильмы про войну, либералами снятые, уходят в глубокий минус – люди просто не смотрят. Если какая-то небольшая группа критиков считает это шедевром, то подавляющее большинство ни копейки на это не потратит, даже бесплатно смотреть не будет. Действительно, люди хотят что-то хорошее о своей стране знать, есть такая тенденция, есть такой спрос на нормальную, качественную литературу, и этот спрос надо как-то удовлетворять.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС