20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

"Экзаменационный туризм" набирает обороты: детей везут сдавать ЕГЭ в дагестанские аулы - там дешевле!

"Дагестанский феномен" – еще одна изощренная форма коррупции, которую породил ЕГЭ

Единый государственный экзамен некогда вводился специально для того, чтобы избежать подкупа в любом виде, но и эту задачу выполнить не удалось. Помимо скандалов с "вылитыми в сеть" ответами для экзамена, появилась информация о прейскуранте, по которому совершаются различные манипуляции с заданиями: 15 тысяч рублей – за то, чтобы вынести работу из класса, а чтобы занести обратно – 20-25 тысяч рублей, передают СМИ расценки со ссылкой на слова родителей. Учитывая, сколько еще платят "экспертам", заполняющим тесты, – получается прибыльный бизнес. А, как известно, в больших городах жизнь вообще дороже, поэтому в Дагестане старшие классы резко редеют к концу года – родители перевозят детей в деревни, записывают за определенную сумму своих выпускников в местные школы и платят за тесты гораздо меньше - такой "эконом-вариант" по-дагестански.

В федеральном центре в связи с этим приняли неоднозначные, но все же меры: сверху спустили негласную директиву, чтобы слишком блестящие, "стобалльные" работы из районов с сомнительной репутацией не допускались. Возникает вопрос – а что если ребенок действительно готовился, сдавал ЕГЭ на высший балл, а получать будет заниженный, разве это не дискриминация, не лишение возможностей? СМИ сообщают, что даже лучшие ученики – медалисты – перестраховываются и уезжают в села, то есть не сдать экзамен в таких условиях боятся даже хорошие ученики. В итоге - именно по талантливым и одаренным детям ЕГЭ наносит основной удар, считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, он объясняет, что творческие дети с трудом могут зазубрить что-то для тестов, но могут находить оригинальные ответы сами, такие дети панически боятся ЕГЭ, это и толкает даже "звездочек" из класса идти на преступления. По словам нашего эксперта, именно ЕГЭ превратил существенную часть населения страны в преступников. Об этом он рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU.  

Вопрос:
Сергей Константинович, как вы прокомментируете феномен "дагестанского ЕГЭ", чем можно объяснить его?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Сергей Комков: Феномен "дагестанского ЕГЭ" объясняется очень просто. ЕГЭ по замыслу его разработчиков должен был стать неким "социальным лифтом". То есть способствовать поступлению в ведущие ВУЗы страны выпускников из глубинки. И, в первую очередь, из депрессивных национальных регионов. На Северном Кавказе в целом и в Дагестане, в частности, нет рабочих мест и нет возможностей продвижения в профессиональном плане. Поэтому все семьи ставят задачу любыми средствами отправить своих детей, окончивших школу, в Москву и другие крупные административные центры России. В этом заинтересованы и сами выпускники, и их родители, и учителя школ, и администрации органов управления образования. Поэтому организуется тотальная фальсификация ЕГЭ. Это уже давно всем известно. Этим, кстати, грешит не только Дагестан, но и все северокавказские республики. При этом уровень образования в Дагестане с каждым годом снижается. Сказывается недостаток финансирования и большой "кадровый голод" среди педагогов. При этом, надо помнить о том, что зарплата дагестанских учителей остается на весьма низком уровне. Поэтому возможность "подработать" на ЕГЭ (выполнив при этом определенный "социальный заказ" со стороны населения) считается нормальным явлением, и никем не осуждается. Зная подобную ситуацию, сюда потянулись выпускники со всего юга России. Потому что реально увидели возможность получить сертификат ЕГЭ с высокими баллами, не прилагая к этому никаких реальных усилий.  

Вопрос: Тут еще получается очень драматичная дилемма: чтобы не допустить каких-то скандалов с "дагестанским ЕГЭ", в федеральном центре на ЕГЭ решили блестящие работы не допускать. А если действительно в дагестанском ауле завелся гений и самородок, который написал такую работу – ему, получается, и страдать?

Сергей Комков: В Дагестане, да и в других северокавказских республиках, действительно в последнее время появляется некоторое количество по-настоящему одаренных детей. Мы видим это по результатам ежегодного Форума "Одаренные дети". Но при введении тотального ЕГЭ и ГИА многих из этих одаренных детей ждет незавидная участь. Реальной практикой доказано, что тестовые экзамены хуже всего сдают именно одаренные дети. Потому что они мыслят нестандартно и неспособны зазубривать тестовые ответы. Они всегда пытаются найти свои варианты решения. И поэтому очень часто допускают ошибки при выполнении тестовых заданий. Так что ЕГЭ и ГИА, в первую очередь, ударили именно по талантливым детям.

Вопрос: ЕГЭ изначально был введен, чтобы избежать коррупции, подкупа преподавателей, но на деле экзамен породил чудовищные формы коррупции? Не пора ли его реформировать?

Сергей Комков: Еще 10 лет назад мы говорили о том, что введение ЕГЭ не сократит, а многократно усилит коррупцию в системе образования. Сделает ее более изощренной и наглой. Еще в 2001-м году на своей пресс-конференции я рассказывал, какие варианты коррупции со временем возникнут при проведении ЕГЭ. Время показало, что древо коррупции при проведении ЕГЭ расцвело пышными цветами. При этом, появились такие способы мошенничества, о которых еще 10 лет назад никто вообще не слышал. Фактически ЕГЭ из итогового экзамена за курс средней школы превратился в соревнование новых IT-технологий. Появились полноценные структуры и организации, специализирующиеся исключительно на подготовке и проведении ЕГЭ. А также широкое распространение получило изготовление фальшивых сертификатов ЕГЭ, которые теперь котируются больше, чем аттестаты о среднем образовании.

Уровень коррупции при сдаче ЕГЭ (по признанию руководителей ДЭБ МВД России) ежегодно вырастает примерно в 1,5-2 раза. К чему мы придем еще лет через 10 - можете себе представить. ЕГЭ по самой своей природе порочен и не может являться средством оценки знаний за курс средней школы. Потому что тестовая форма оценки знаний может использоваться только в нескольких случаях: при промежуточном контроле усвоения некоторых тем, при определении среза знаний учащимися по конкретной теме, для корректировки преподавания определенных курсов. Но в качестве итоговой проверки знаний тестовая форма непригодна. Это знают специалисты всего мира. Именно поэтому даже родоначальники итоговой тестовой аттестации – французы - еще в 1971-м году отказались от него. США продержались дольше, но в 2009-м году по решению президента Барака Обамы от итогового тестирования отказались и они. Так что ЕГЭ реформировать невозможно. Это ошибка, переросшая в нашей стране в трагическую глупость, которая реформированию не подлежит.

Вопрос: Примечательно, что даже лучшие ученики – медалисты – перестраховываются и уезжают в села. Там набрать на ЕГЭ высокие баллы и легче всего, и по карману не бьет? То есть, не сдать экзамен боятся даже хорошие ученики?

Сергей Комков: ЕГЭ больнее всего бьет по талантливым и одаренным детям. Они панически боятся этого экзамена, так как заранее знают, что на многие тестовые задания будут искать свои собственные варианты решения. Поэтому мы толкаем их на преступный путь поиска варианта, при котором вообще не надо заниматься выполнением данных заданий, а получить их в готовом виде. Что легче всего сделать в сельской местности, где порой вообще отсутствует какой-либо контроль над сдачей ЕГЭ, и где можно попросту договориться за деньги о высоком балле за этот "экзамен". Таким образом, мы совершаем двойное преступление: убиваем в них любовь к знаниям и убиваем в них совесть. ЕГЭ вообще практически все население страны за весьма короткий промежуток времени превратил в преступников. И скандалы 2013-го года еще раз это наглядно доказали.

Руководитель общественного движения "Московские родители" Галина Шнайдер:

"Люди подстраиваются под ту ситуацию, в которой их Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU вынуждают быть. То, что там, в Дагестане, уровень образования не очень хороший, да и сами ребята не очень хотят учиться - это я знаю от своего знакомого, который переехал в Москву из Махачкалы. То есть, как он рассказывал, из класса у них, в принципе, только два человека хотят учиться, у кого есть желание и стремление к чему-либо. Потом оттуда сбегают, и возвращаться не хотят".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС