18 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBhTEV
Мастера для вашего ремонта: http://remont.youdo.com/repair/country-house/interior-finish/, подробное описание.
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика В России

Роман Силантьев: Православные должны перестать считать коммунистов врагами

Всемирный Русский Народный Собор решил предложить свой вариант примирения патриотических сил. Для этого в середине февраля, сразу после очередного съезда, ВРНС откроет Дискуссионный клуб - площадку, на которой, по словам организаторов, смогут наконец найти точки соприкосновения "советские" и "православные" патриоты. О необходимости патриотического примирения со времен развала СССР говорили многие, достаточно вспомнить писателя Александра Проханова с его союзом красной и белой империй, евразийцев с их Москвабадом или Сергея Кургиняна с его мыслью о естественности социализма в христианстве. Однако конкретных и значительных шагов в этом направлении до сих пор так и не было предпринято. Корреспондент Накануне.RU пообщался с одним из "вдохновителей" проекта, руководителем Правозащитного центра ВРНС, известным исламоведом Романом Силантьевым, чтобы выяснить серьезность планов и целей нового проекта, а также рецепт примирения и объединения патриотических сил от ВРНС.

Вопрос: Роман, разве вообще возможно объединить православных и советских патриотов?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Роман Силантьев: Задача объединять не стоит. Просто надо спокойно обменяться мнениями. Давно пора объяснить, например, что есть общецерковная позиция по определенным вопросам, а есть позиция отдельных ее представителей, например, по предателю генералу Власову, пусть даже люди, которые такие позиции высказывают и находятся в сане. Надо объяснить, что в Церкви есть люди крайне противоположных взглядов: сталинисты, например, и крайние либералы – и все они члены одной Церкви, и, исходя из их политических взглядов, нельзя делать выводы о официальной церковной позиции, по тому же Власову, кстати.

Надо просто спокойно поговорить. Мы не собираемся кого-то объединять, создавать некий политический блок или кого-то примирять. Есть задача собраться, поговорить и найти точки соприкосновения.

Вопрос: И вы считаете, что конструктивное публичное общение различных патриотических сил сейчас возможно? Иногда кажется, что противоречия непримиримы. Чем вы руководствуетесь, когда создаете такой проект, какая у вас цель, если не объединение?

Роман Силантьев: Здесь логика такая: большинство из этих людей, я сейчас про коммунистически настроенных патриотов говорю, относятся положительно к Церкви, даже не будучи ее членами, а те, кто относится отрицательно, находятся во власти стереотипов. В советское время и сейчас Церковь пытаются представить как организацию полностью сервильную по отношению к власти, которая ради хороших отношений с последней готова даже народ свой предать. Ко всему прочему, люди патриотического склада очень болезненно воспринимают выпады против подвига народа в Великой Отечественной войне, а в Церкви есть группы, которые, например, почитают предателя генерала Власова, или называют празднование Дня Победы "победобесием", заявляя, что радоваться в этот день нечему, "просто один кровавый упырь расправился с другим кровавым упырем". Пусть эти группы и небольшие, но довольно активные и руководствуются они мотивами белогвардейцев: "Хоть с сатаной, но на борьбу против большевиков".

Я считаю, эти проблемы действительно надо признать, но я надеюсь, что в нашей дискуссии получится уйти от этих вопросов.

Лично я резко против выступаю попыток оправдать каких-либо предателей. И, надеюсь, что наши беседы помогут развеять стереотипы о Церкви и воцерковленных людях. А их довольно много: отношения религии и науки, Церкви и власти, гражданская традиция в религиозной среде, оценка Церковью исторических событий. Думаю, начинать надо с оценки советского периода. Бытует мнение, что Церковь отвергает все хорошее, что было в советское время. Но вот, протоиерей Чаплин это недавно опроверг, да я по своему опыту общения могу сказать, что большинство православных с симпатией относится ко многим вещами, которые были в то время. Вот об этом и надо поговорить честно, потому что все патриотически настроенные люди так или иначе желают добра нашей стране. В отличие, скажем, от либералов, которые в последние годы проявили себя наихудшим образом, а, особенно, церковные либералы, которые как я считаю, просто ошиблись церковью, создав некую несуществующую Православную Церковь у себя в голове и решив, что они относятся к ней. Нельзя быть православным и при этом желать зла своей стране, желать ее развала.

Цель нашего проекта - примирить людей между собой. Возможно в результате спокойного обмена позициями люди начнут испытывать больше уважения к оппонентам или даже согласятся с некоторыми доводами и количество противоречий в среде людей, любящих Родину, уменьшится. Зачастую патриоты друг друга сильно не любят, может как-то получится их примирить между собой, примирить с Церковью. Думаю даже только ради этого стоило начинать такие дискуссии.

Вопрос: Почему за примирение патриотов взялся Всемирный Русский Народный Собор? Просто некоторым патриотам, которые не слишком доверяют Церкви, может показаться, что Церковь таким образом перетягивает одеяло на себя.

Роман Силантьев: Всемирный Русский Собор и Церковь имеют огромный опыт собирания на одной площадке людей диаметрально противоположных взглядов, которые несмотря на личную неприязнь, на полное несогласие по целому ряду вопросов, могут спокойно и объективно общаться. Собирали когда-то на этой площадке и либералов, и коммунистов, и жириновцев. Это первое.

Второе. Мы не ставим глобальную миссионерскую задачу, мол, по итогам заседаний наших дискуссионных клубов все коммунисты должны стать православными. Конечно, нет.

Вопрос: С чего будете начинать? Какие проблемы вы в первую очередь планируете затронуть в ходе ваших встреч?

Роман Силантьев: Одна из главных проблем, на мой взгляд, - идеологизированность истории. Особенно истории новейшей. О том же Сталине говорить публично спокойно в принципе невозможно, значительная часть людей для себя уже решила, кто он такой: одни считают его спасителем Отечества, а другие худшим правителем России за всю ее историю, а объективность при этом, естественно, теряется. Поэтому первой нашей инициативой будет спокойная дискуссия о том, кто такой был Сталин, нес ли он всю ответственность за то плохое что было, и то хорошее, что было, как он относился к религии, всегда ли он был одинаков или эволюционировал как политический лидер, и Сталин образца 20-х - абсолютно другой человек, по сравнению со Сталиным в 45-м году, кто оказал влияние на эволюцию его взглядов?

Про того же Сталина можно, опираясь на документы, в два столбца выписать то, что принято считать провалами, например, репрессии духовенства, и достижения, а затем предоставить людям самим оценить его фигуру по совокупности. И я хочу отметить, что заведомого решения по этому вопросу у нас нет. Просто есть желание прояснить позиции. Многие вопросы хотелось бы задать и прокоммунистически настроенным людям. Почему, например, Сталин, который действительно стал наиболее ярким лидером советской эпохи, оказался единственным, кто был предан советской властью анафеме, его образ и репутация были стерты в порошок, культ его личности был развенчан? Не был ли он в таком случае для советской власти инородным телом, от которого советская власть попыталась избавиться? Как эволюционировала сама советская власть, потому что Советский Союз при Ленине это совсем другая страна по сравнению с Советским Союзом образца 45-ого года. Коммунизм в понимании Сталина или коммунизм в понимании Троцкого - совершенно разные идеологии. Также поговорить о том, что Сталин уничтожил значительную часть людей, которые вели репрессии против Православия, уничтожил Союз воинствующих безбожников.

Все эти вещи требуют серьезного вдумчивого обсуждения, и поэтому нужно говорить о них с людьми разных взглядов, в том числе и с людьми прокоммунистических взглядов, эти люди принесли много добра стране, в том числе и за последние 20 лет, культивировали военно-патриотическое воспитание, боролись с фальсификациями истории еще до того, как был объявлен курс на это, не требовали за это денег или наград. Эти люди - естественные союзники Церкви, просто им надо рассказать правду о Церкви и послушать их доводы, и полагаю, что консенсус по целому ряду вопросов с ними можно будет найти и достигнуть положительных сдвигов.

Вопрос: Допустим, советские патриоты услышат эти доводы, а православные в свою очередь готовы ли к диалогу?

Роман Силантьев: Протоиерей Чаплин сказал, что было много хорошего в советском периоде и спорить с этим сложно. После войны у нас была лучшая в мире система образования, передовая, по мировым меркам, промышленность, космос и социальное обеспечение. Зачем считать это плохим? Надо этим гордиться! Кроме того, за эти достижения ответственность несут конкретные люди, почему бы их не назвать?

Коммунистически настроенные патриоты у меня лично вызывают симпатию и не только у меня, но и у многих моих коллег, а также в среде духовенства, многие симпатизируют невоцерковленным патриотам. Более того, мне кажется, что эта симпатия взаимна, даже если люди скептически относятся и к Церкви и к вере, многие из них признают, что в данный момент это единственная нормальная идеология, что враги Церкви являются врагами России и даже если они к Церкви не относятся никак, защищать ее надо. С либералами, к сожалению, продуктивного разговора не получается, вопрос патриотизма для них не на первом месте.

Вопрос: Между прочим, в этом комментарии протоиерей Всеволод Чаплин сказал не только о чем-то хорошем в советское время, но и призвал Церковь общаться со всеми общественными силами, в том числе и с либералами.

Роман Силантьев: Да, общение идет и с ними. Но в данном случае наша программа направленна на антилиберальное крыло общества. С либералами, повторюсь, общение тоже идет, но несколько в другом ключе. Как я вижу по своему опыту, а я часто выступаю на разных телешоу и радиошоу, зачастую говорить крайне сложно: человек вместо доказательств аргументирует свою позицию тем, что некая его позиция "общеизвестна". Никакую дискуссию в таком ключе вести, разумеется, невозможно. Дискуссия должна строиться на доказательствах, и слово "общеизвестно" в таком ключе хотелось бы вообще исключить из риторики публичных дискуссий. Надеюсь, Всемирный Русский Собор сможет и в этом смысле задать планку дискуссий по острым моментам нашей истории.

Вопрос: Хорошо, но вернемся к патриотам. Вот есть, так скажем, "михалковское православие", сообразно которому при Царе повсюду был хруст французской булки, а как было при Сталине, все мы знаем по знаменитой кинотрилогии Никиты Сергеевича, и при всем этом самого Михалкова трудно назвать непатриотом, а его мировоззренческую позицию нельзя назвать маргинальной в православной среде, как в случае с защитниками генерала Власова, и вот она-то как раз жестко не принимается патриотами советскими. Как примирить такие позиции?

Роман Силантьев: Все можно будет примирить со временем. Человек может высказывать разные мысли. Того же Михалкова можно хвалить за одни фильмы, но ругать за другие, хвалить за одни высказывания и резко критиковать за другие. Зачастую не все понимают, что человек может высказывать разные мысли в разные периоды своей жизни и эти вещи могут быть как здравые, так и не здравые, и это не значит, что он либо свой в доску, либо полная сволочь. Надо пытаться друг друга понять и спокойно поговорить, потому что пока спокойного разговора не получается - все скатывается в свалку.

Вопрос: Почему именно сейчас ВРНС решил взяться за примирение патриотов?

Роман Силантьев: Это можно было сделать и раньше. Но сейчас стало уж совсем очевидно, что уже пора. Диалог такой созрел, а возможность такая появилась. Тема истории для молодежи исключительно актуальна. Думающая молодежь интересуется историей и болезненно относится к фальсификациям. Эти люди наше будущее, они работают, будут здесь жить и защищать эту страну и никуда отсюда уезжать не собираются. Поэтому Собор резко активизировал свою деятельность в прошлом году и эта активизация продолжиться и в наступившем 2013-м.

Вопрос: Вы несколько раз отметили, что нет цели объединять патриотов в единую организацию, однако вопрос объединения представляется крайне важным. Можно ли надеяться, что под крылом ВРНС вызреет некая патриотическая коалиция?

Роман Силантьев: Всемирный Русский Народный Собор - это и есть патриотическая коалиция. Он не ставит целью захват власти, а просто собирает людей, которые любят свою страну, при этом они могут разделять разные политические взгляды, даже либеральные (есть люди, которые искренне полагают, что России будет лучше, если она пойдет по либеральному пути), ведь именно для этого он и создавался.

Вопрос: Однако, не секрет, что в медийном и так скажем "креативном" поле доминирует либеральная идея, как создать своеобразный противовес, такое же медийное поле, только патриотическое?

Роман Силантьев: Оно само создается. Доля людей патриотически настроенных в медиа становится больше. Конечно, пока больше либералов, и они доминируют. Это можно видеть по фильмам и телепередачам, но и у патриотов есть свои области абсолютного доминирования, например, в производстве компьютерных игр, в среде писателей фантастов. Больше патриотов появляется в кинематографе. Все больше становится нормальных фильмов, например, "Брестская крепость" недавняя. Заметьте, если раньше любой фильм про войну на 100% был какой-то дурью антисоветской, то теперь накал спадает. Больше становится патриотических критиков и деятелей культуры, которые пытаются влиять на общественное мнение и тенденции в искусстве.

Невоцерковленные патриоты создали полноценное целое гражданское общество. Этих людей миллионы, они не маргиналы, это люди разных возрастов и положения, но в целом, состоявшиеся и успешные.

Вопрос: Гражданское общество? Принято считать, что оно либерально по своей сути.

Роман Силантьев: А напрасно либералы пытаются убедить, что только они представляют гражданское общество. У нас в стране несколько таких гражданских обществ, и глупо полагать, что есть только одно - либеральное. И более того, в гражданском обществе либералы составляют меньшинство, учитывая общий размер нашего населения. И благодаря этому общество оздоровляется постепенно. Заметьте, уже давно не модно называть Россию "этой страной", хаять ее, превозносить Америку, над людьми, которые так делают, уже откровенно смеются. Если раньше среди таких высмеиваемых личностей была пожалуй только Новодворская и ее компания, то теперь к ней можно причислить и Познера, и Собчак, и Немцова, и прочих. За их партии никто не голосует, их фильмы не собирают никаких денег - не хотят смотреть, так что понятно, в каком направлении развивается ситуация - либералы вымирают.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС