Юрий Неелов призывает вернуть выборность губернаторов. На съезде "Единой России"
Неелов заявил, что и сенаторам, и губернаторам приходится работать с оглядкой. "Эти вопросы уже везде поднимаются, и многие высказываются на эту тему. И лидеры, которые входят в новые, создаваемые партии, первое, о чем говорят, это о возвращении выборности – и сенаторов, и губернаторов", - рассказал в интервью Накануне.RU в кулуарах съезда "ЕР" бывший губернатор Ямала, а ныне член Совфеда Юрий Неелов. Также он высказал свое мнение о сопредседательстве Медведева в партии и о последних решениях в сфере авиаперевозок, которые могут серьезно сказаться на жизни северных территорий.
Вопрос: В преддверии съезда часто говорили о том, что Медведев станет сопредседателем партии, войдет в госдумские списки. Какие настроения по этому поводу в партии? Нужны ей два лидера?
Юрий Неелов: Посмотрим, я не знаю. С нами не советовались, но думаю, что какие-то новинки будут внесены. Наверное, (в партии) хотят (двух) лидеров, думаю, они между собой договорятся, какую-то форму изберут. А какой она будет – мы сегодня увидим.
Вопрос: Можно ли ожидать обновлений в генсовете?
Юрий Неелов: Обновление должно быть. Я в свое время работал в высшем политсовете, наверное, сегодня будет смена, это вполне нормально. В России много хороших людей.
Вопрос: Сейчас все чаще говорят о том, чтобы вернуть выборность Совфеда. Что Вы об этом думаете?
Юрий Неелов: Я считаю, что нужно выбирать и сенаторов, и губернаторов. А когда будет избран руководитель субъекта федерации, дать ему все права, чтобы он сам формировал вертикаль власти у себя в субъекте. Он лучше знает, чем те, кто сверху. Тогда будет соблюдена вертикаль власти и ответственность. Как сегодня сенаторы – работают и оглядываются, а снимут завтра или не снимут.
Вопрос: Но и губернаторам тоже приходится работать с такой оглядкой.
Юрий Неелов: Да, они тоже назначены, и мое мнение таково, что губернаторы неизменно должны на территории избираться народом. Считаю, что все равно мы к этому придем.
Вопрос: Вы говорите об опыте сравнительно недавних назначений или изначально такая система была неверной?
Юрий Неелов: Я 16 лет руководил округом, я прекрасно знаю, в чем разница между тем, когда ты назначен и когда ты избран. Когда ты назначен, ты все делаешь с оглядкой – так я что-то сказал или не так. Ты чувствуешь себя скованно, не в своей тарелке. А когда избран, то ты искренне, честно, защищаешь интересы тех людей, которые тебя избрали.
Вопрос: Но Вы, например, собираетесь сами поднять этот вопрос на законодательном уровне?
Юрий Неелов: Эти вопросы уже везде поднимаются, и многие высказываются. И лидеры, которые входят в новые, создаваемые партии, первое, о чем говорят, это о возвращении выборности – и сенаторов, и губернаторов.
Вопрос: То есть, недолог тот час, когда этот момент наступит?
Юрий Неелов: Да, я считаю, что это правильно, ничего крамольного в этом я не вижу. Обычно говорят, что при выборности могут избрать не тех, кого надо. Но сейчас люди стали другими – пустыми словами их не убедишь, надо показать, что ты действительно политик высокого уровня, знаешь государственное строительство, должен показывать другим реальные дела. Поэтому этого не надо бояться.
Вопрос: А сейчас много примеров неудачных назначений губернаторов, на Ваш взгляд?
Юрий Неелов: Не мне давать этому оценку, но, думаю, что есть такие назначения.
Вопрос: Становится ли их больше? Ведь теперь система поменялась – кандидатуры предлагает партия, как правило – ЕР. По крайней мере, других примеров мы пока не видели.
Юрий Неелов: Я могу лишь сказать, что назначение – крайне неудачная система управления.
Вопрос: Юрий Васильевич, важный вопрос для северных территорий – вопрос авиасообщения. После катастрофы Як-42, по сути, решили отказаться от отечественной техники. Как это отразится на перевозках?
Юрий Неелов: Просто запретить и вообще не летать на наших самолетах – это неправильно, конечно. С другой стороны, у нас авиационный парк серьезно устарел. Я сам это прекрасно знаю – трудовую деятельность начинал в Салехардском объединенном авиаотряде. Надо очень разумно подходить к этому вопросу. Ресурс еще есть, надо его использовать на внутренних перевозках. Но еще максимум пять лет – и можно все на прикол ставить. Нужна программа, нужно возрождать авиастроение или совместно с иностранными компаниями определяться по поводу обновления парка. Я ничего в этом крамольного не вижу.
Вопрос: Но у Вас нет опасений, что, например, ямальская авиакомпания будет закрыта в ходе грядущих возможных "репрессий"?
Юрий Неелов: Не думаю, что закроют. Ямальская компания не на плохом счету, мы входили в десятку лучших авиакомпаний в России. Но другое дело, что у нас парк состоит из отечественных самолетов. Правда, появились "Боинги", но их не хватает. Если будет принято решение по обновлению парка, то "Ямал" останется работать – как на местных линиях, так и на международных.