29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика

Сити-менеджер среднего звена

102 года назад в маленьком городе Стаунтон (штат Вирджиния) на восточном побережье США произошло событие, которое, спустя почти век, может кардинально изменить облик местного самоуправления на другом конце света – в Екатеринбурге, да что там – во всей России! Именно в 23-тысячном Стаунтоне впервые произошло своеобразное "призвание варягов" – в 1908 г. местные власти решили нанять сити-менеджера. Откуда есть пошло сити-менеджерство, кто привнес его на российскую землю, и как за восемь лет взгляд российских властей поменялся на противоположный – в материале Накануне.RU.

Корпорация против "монстров"

Система "совет – менеджер", примененная в Стаунтоне, очень быстро распространилась на другие города США. Уже в 1914 г. была создана профессиональная ассоциация - International City/County Management Association (ICMA), куда, в итоге, вошли сити-менеджеры не только из Штатов, но и из Австралии, Нидерландов, Великобритании, Новой Зеландии, Бразилии и других стран, также перенявших опыт. В середине двухтысячных, по данным ICMA, в городах, управляемых сити-менеджерами, жило более 92 млн американцев.

На заре XX века форма "совет – менеджер" была предложена прогрессистами, недовольными превалированием политических партий на муниципальном уровне. Идея состояла в том, чтобы перенести систему управления бизнес-структурами на городскую реальность. Город – та же корпорация, возглавлять которую может "совет директоров" и "генеральный директор". При этом предпочтительнее, если последний занимается управлением "городским бизнесом" профессионально, то есть, например, приглашается по решению совета, а не избирается из его членов. Такой технократический подход, естественно, сразу же снизил значение политических аспектов в управлении муниципалитетами. Другими словами, изначальная задумка системы сити-менеджмента была как раз в том, чтобы не дать вертикали власти "прорости" до "земли". Примерно в этой же парадигме сити-менеджмент продвигался в начале двухтысячных и в России (об этом чуть ниже).

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU По словам экспертов, сегодня в США более половины городов управляются сити-менеджерами. И эта цифра действительно, на первый взгляд, производит впечатление. Но при более внимательном рассмотрении выясняется, что львиная доля таких муниципалитетов приходится на малые и средние города, тогда как мегаполисами и крупными промышленными центрами, на которых и возлежит американская экономика, управляют всенародно избираемые мэры. Вот статистика: "совет – менеджер" преобладает в городах с населением от 25 до 250 тыс. человек. Чуть уступает "мэрской" эта система в городах с населением от 5 до 25 тыс. человек и от 250 до 500 тыс. человек. Эксперты отмечают, что сити-менеджеры чаще появляются в новых, быстрорастущих средних и небольших городах, относительно однородных по социальному и расово-этническому составу. Тогда как в старых, крупных индустриальных центрах система практически не используется. Почти нет ее и в мелких городках. В первом случае это объясняется необходимостью концентрации полномочий и власти в одних руках, чтобы справляться с существующими социальными, экономическими и политическими проблемами, во втором – обременительностью расходов на оплату услуг высококлассного профессионального управляющего.

Интересен и тот факт, что малым и средним городам выгодно, чтобы и в мегаполисах были сити-менеджеры. Если переиначить известную поговорку, что "середнячкам" хорошо, то "миллионнику" смерть. Разделение полномочий, которое вполне возможно в небольших городах, в столицах рискует превратиться в отсутствие всякой системы вообще, а при наличии конкурирующих политических сил это, в итоге, приведет к ослаблению. "Система выборного мэра лучше в смысле решительного, стратегического развития. Особенно хорошо это видно на примере Большого Лондона, где в течение 15 лет не было единой структуры, не было мэра. Как только систему выборного мэра вернули, эффект был налицо, - говорит профессор Университета Бирмингема Адриан Кэмпбелл. – В отсутствие мэра в Лондоне такие города как Бирмингем процветали, потому что пользовались слабостью Лондона, они получали развитие за счет "перетягивания" некоторых функций и ресурсов у столицы". При этом как только в Лондоне изменилась система управления, провинциальные города, по словам Кэмпбелла, также начали меняться, желая повторить успех главного города Британии.

Берите суверенитета, сколько сможете унести

В России вопрос местного самоуправления никогда не был простым, и попытки его отрегулировать чаще всего заканчивались еще большими проблемами. Взять хотя бы земскую реформу Александра II. Предпосылки внедрения сити-менеджмента на российской земле возникли еще в 1998 г., когда Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления – документ, подписываемый членами Совета Европы с 1985 г. Но межгосударственная хартия тем и хороша, что лазеек для национального законодательства, как правило, оставляет множество. Главный посыл этого свода – максимальная автономность муниципалитетов по отношению к государственным и региональным властям. Второй немаловажный тезис – решением проблем населения должны заниматься именно муниципальные власти, и только если на местном уровне решить проблему не представляется возможным, стоит обращаться, например, к губернатору или президенту. На момент ратификации хартии в нашей стране действовал закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 1995 г.

В 2002 г., предваряемая разговорами о том, что надо навести порядок в местном самоуправлении, была представлена новая редакция закона, идейным вдохновителем и лоббистом которой стал тогдашний заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак. С докладом на тему на Госсовете в октябре 2002-го выступил на тот момент губернатор Тюменской области Сергей Собянин. Итогом стал пресловутый "131-ый закон". Документ действительно вносил много новшеств, но отнюдь не ясности. Более того, толком объяснить, как он будет действовать не могли даже его авторы.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Взять хотя бы отрицательный трансферт. В интервью газете "Известия" Дмитрий Козак пытался приводить опыт иностранцев: "Это радикальный шаг комиссии, хотя на самом деле ничего радикального нет. Особенно если сравнивать с другими странами. Уровень дифференциации муниципалитетов, скажем, в Германии - плюс-минус 10%. И там выравнивание бюджетной обеспеченности на 99% производится за счет отрицательных трансфертов. У нас - плюс-минус сотни процентов между субъектами и тысячи - между муниципалитетами. Не вводить в этой ситуации отрицательных трансфертов нельзя. Но никакой уравниловки не будет. Например, если у вас уровень бюджетной обеспеченности отличается от средней в 10 раз, то отрицательный трансферт будет таков, что после его уплаты уровень обеспеченности будет выше среднего в 8 раз. Если уровень бюджетной обеспеченности выше в 3 раза, после уплаты трансферта будет в 2,5. Трансферт не устраняет стимула к зарабатыванию денег". На вопрос о том, что в России часто все идет, мягко говоря, не так как в Германии, Козак загадочно ответил: "Пирамида власти перевернута прежде всего в нашем сознании…".

Да что уж там – подводя итоги заседания Госсовета, на котором был представлен документ, президент России Владимир Путин заявил, что "реформа местного самоуправления должна привести к дальнейшей и существенной децентрализации власти в стране". И тут же другая цитата: "децентрализация власти никоим образом не противоречит известному принципу вертикали власти, поскольку этот принцип предполагает концентрацию властных полномочий в руках федеральных и региональных властей в рамках их компетенции". Самое интересное, что и децентрализация, и выстраивание вертикали в итоге породили нечто неопределимое, но явно не достающее "до земли", но и не децентрализованное. Наилучшим показателем этого служит пример, приведенный одним из уральских политологов: сегодня мало кто пишет жалобы в мэрию, городскую думу, региональное заксобрание, губернатору и т.д. Обращаются сразу к президенту или премьеру, но ругают при этом районную управляющую компанию.

Мэр или мэрнеджер

Нешуточные страсти вокруг сити-менеджеров стали разгораться, однако, только сейчас, спустя несколько лет. Возможно, это связано с тем, что именно сегодня перед выбором мэр или менеджер встали крупные города. В 2006 г., по данным журнала SmartMoney, в России насчитывалось около 4000 муниципальных образований, в которых начал работать "управляющий". В 2009 г. издание "Версия" обозначило уже цифру в 9000. Если говорить, например, о Екатеринбурге, где сейчас споры о системе управления в самом разгаре (подробнее об этом читайте в материале Накануне.RU "Двуглавый тренд?"), то этот город-миллионник оказался в "окружении" муниципалитетов с сити-менеджерами: Челябинск, Тюмень, Курган, Уфа, Пермь, а также ряд городов в Югре. Под тренд попали Самара, Нижний Новгород, Казань, Ижевск и еще около десятка столиц субъектов Федерации. Ровняться на Москву и Петербург, в отличие от Британии, российским городам не с руки – в городах федерального значения руководители назначаются лидером государства.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Избежать проблем с политическим аспектом не удалось почти никому, по крайней мере, если говорить о городах с населением больше миллиона. Ситуация осложняется тем, что помимо внутригородских противостояний добавляются, как правило, и непростые отношения в паре "администрация города – администрация главы региона". И если в Екатеринбурге пока что еще спорят только о самой системе, то некоторые города страны уже успели столкнуться и с другой дилеммой – нанимать кого-то из местных или "звать варяга". Если последнее, то должен ли этот человек быть профессиональным чиновником или профессиональным бизнесменом – это к вопросу о том, что город превращается, по сути, в корпорацию, по крайней мере, для сити-менеджера дела обстоят именно так.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС