Велотрек для УВЗ
Сегодня совет директоров "Уралвагонзавода" сменил руководителя ввергнутого в пучину кризиса предприятия. Занимавшего пост гендиректора УВЗ Николая Малых (он 12 лет руководил компанией) сменил Олег Сиенко. Казалось бы, "темная лошадка" – местные СМИ могли лишь предполагать, что новый руководитель – протеже Сергея Чемезова, имеющего некоторые виды на УВЗ, точнее, бронетанковый холдинг, который все никак не войдет в состав "Ростехнологий". Но оказывается что Олег Сиенко и сам по себе фигура очень интересная. Более того – Свердловская область ему не совсем чужая. О прошлом нового руководителя "Уралвагонзавода" – в материале Накануне.RU.
Повышенное внимание СМИ к персоне Сиенко однажды уже было проявлено в связи с его, как тогда казалось, неожиданным назначением на пост руководителя газпромовской "дочки" – "Газэкспорта". И хотя он занимал пост совсем недолго, этот эпизод сыграл весьма значительную роль в истории газового монополиста. Впрочем, обо всем по порядку.
Лихие 90-е
Олег Викторович Сиенко родился в Ростовской области в 1966 г. Первое высшее образование получал в Институте физической культуры им. Лесгафта в Санкт-Петербурге. Спортивные достижения были впечатляющими – Сиенко стал мастером международного класса в шоссейных велосипедных гонках, был воспитанником заслуженного тренера страны Александра Кузнецова. Увлечение велоспортом еще сыграет свою роль в его жизни. Уже будучи руководителем "Газэкспорта" в одном из интервью Олег Сиенко вскользь упомянул о своем спортивном прошлом и тут же осекся: "Кто вам сказал, что я не учился в Санкт-Петербурге? Учился, но я вас уверяю: это просто так получилось. Я занимался спортом, и учился в Институте физической культуры в Санкт-Петербурге. – А теперь каким спортом вы занимаетесь? – Ни в коем случае нельзя говорить – меня тут же будут сопрягать с другой личностью". На счет Питера – это, очевидно, из-за нежелания быть причисляемым к так называемой "питерской команде", в которую записывают и Алексея Миллера. А вот под "другой личностью", возможно, подразумевался председатель совета директоров "Итеры" Игорь Макаров – тоже заядлый спортсмен, входивший даже в сборную СССР по велоспорту.
Также Сиенко учился в РГУ нефти и газа им. Губкина (специальность – "экономист нефтегазового комплекса"), окончил аспирантуру Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и Межрегиональный институт менеджмента.
В девяностые годы прошлого века Олег Сиенко активно занимался предпринимательской деятельностью, в частности, был одним из учредителей и генеральным директором ЗАО "МАЛТИТРАНС" (1992 г.) – по одним данным, компания занималась строительством, по другим – транспортной обработкой грузов.
Однако широкую известность получили проекты Олега Сиенко, связанные с торговлей топливом. Нефтяная составляющая появилась в его деятельности к 1996 г. Тогда, по данным "Независимой газеты ", он с разницей в четыре месяца возглавил две компании: сначала - "МОСТ-ОЙЛ", а затем и "МЕГА-ОЙЛ". Учредителями "МОСТ-ОЙЛ" стали ЗАО "МЕГАТРАНС+" и КБ "Мост-Банк". "Мост-Банк", напомним, тогда принадлежал Владимиру Гусинскому.
Самостийный "Газэкспорт"
С 1998 по 1999 гг. Олег Сиенко был советником первого зама гендиректора "Межрегионгаза" Олега Жилина. А в 2002 г. был неожиданно назначен Алексеем Миллером на пост гендиректора "Газэкспорта" – фактически "кошелька" "Газпрома", ведь именно через эту компанию (в 2006 г. переименована в "Газпром экспорт" – прим. Накануне.RU) продается российский газ в Европу. Назначен был вместо Юрия Вяхирева – сына Рема Вяхирева, экс-главы "Газпрома". Многие считали, что это логичный процесс смены команды, также ходили слухи, что назначению активно способствовал тогдашний замглавы кремлевской администрации, ныне первый вице-премьер Игорь Сечин.
Правда, через несколько месяцев Сиенко был также внезапно со своей должности смещен. Тогда другой заместитель руководителя администрации Президента – Дмитрий Медведев – посоветовал журналистам тщательнее изучить пресс-релиз "Газпрома", в котором о причинах отставки Сиенко говорилось следующее: "в целях сохранения единой экспортной политики крупнейшей российской компании" временное исполнение обязанностей главы "Газэкспорта" возложено на заместителя председателя правления "Газпрома" по экспортной политике Юрия Комарова. Другими словами, политика, проводимая Сиенко в "Газэкспорте", стала слишком самостоятельной. К тому же многие поговаривали о конфликте Сиенко с Комаровым, который как раз был членом еще старой, "вяхиревской" команды.
После назначения главой "Газэкспорта" Олег Сиенко взялся за оптимизацию работы иностранных "дочек" компании, сбывающих газ за рубежом. В одном из интервью он назвал эффективность работы "Газэкспорта" при Вяхиреве "явно не предельной", были у него претензии и к кадрам компании. Ну и, естественно, желание большей самостоятельности для компании также в какой-то момент пришло в противоречие с дальнейшими планами руководства газовой монополии. Сиенко был против того, чтобы "Газэкспорт" становился департаментом "Газпрома". "Те цели и задачи, которые ставит "Газпром" перед "Газэкспортом", позволяют нам сегодня сказать, что просто департаментом "Газпрома" мы быть не можем. Для эффективной работы нужна определенная самостоятельность. Если мы будем департаментом "Газпрома", то не сможем оперативно решать многие вопросы", - заявил Олег Сиенко в интервью "Газете".
Объединяющие педали
В 2003 г. Сиенко становится заместителем председателя совета директоров самостийной "Итеры". Председателем совета директоров является Игорь Макаров. Здесь он занимается тем же, чем и в "Газэкспорте" – налаживает поставки газа за границу, правда, теперь уже в масштабах СНГ, например, в Молдавию, и даже "переходит дорогу" своей бывшей компании – предлагает молдаванам поставки по более выгодным, чем у "Газпрома", ценам. Напомним, именно "Итера" обеспечивает газом Свердловскую область – вот вам и первое "пересечение" нового гендиректора УВЗ со Средним Уралом.
И вот в ноябре прошлого года Олег Сиенко возглавил организацию, которая, символически объединяет и "Газпром", и "Итеру", и "Ростехнологии", в руководстве которой и "спортсмен" Игорь Макаров, и Сергей Чемезов. Речь идет о Федерации велосипедного спорта России" и ее главном детище – российской профессиональной команде "Катюша".
Все эти интересные хитросплетения, возможно, действительно сыграют свою роль в дальнейшей карьере Сиенко и судьбе "Уралвагонзавода". Однако вряд ли компания может рассчитывать на обсуждаемые в СМИ "газпромовские" связи нового гендиректора – тут, скорее, прочнее окажутся связи "итеровские". Впрочем, поживем – увидим.