Вперед, в будущее беспилотного транспорта
В России стартует разработка "дорожной карты" для беспилотных автомобилей, о чем сообщил Минтранс. К 2027 году автономные транспортные средства могут стать частью дорожного движения. Это требует создания единой нормативной базы и соответствующей инфраструктуры, включая качественные дороги и "умные" датчики. Насколько к этому готова материальная база и менталитет людей, разбиралось Накануне.RU.
Вопросы о преимуществах беспилотного транспорта, возможных рисках и сроках появления безводительских грузовиков на дорогах все чаще становятся темой обсуждения в экспертном сообществе. Эксперимент по запуску беспилотных грузовиков был запущен на трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом еще в 2023 году, а в апреле 2025-го расширен на Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) в Московской области. К 2028 году планируется внедрение "беспилотных авто" и на дорогах общего пользования. Грузовики могут стать первыми беспилотными транспортными средствами, которые выйдут на дороги общего пользования из-за высокого спроса на перевозки и из-за нехватки водителей.
Транспортные средства, которые могут передвигаться без участия человека, у многих вызывают ужас, да и никто не понимает, какое у искусственного интеллекта будет восприятие на дороге и чем он будет руководствоваться при принятии решений в критический момент, грубо говоря, когда возникнет угроза столкновения и необходимость выбора: сбить пешехода, спешащего не по правилам перебежать дорогу, или врезаться в дерево и самому нарушить правила. Как мы знаем, ИИ в первую очередь должен руководствоваться правилами, но не общечеловеческими?
Да, с появлением беспилотных автомобилей возникнут этические вопросы. Так кого спасать в случае аварии? Необходимо разработать алгоритмы, которые будут определять приоритеты в таких ситуациях. Это может включать в себя сложные моральные решения, которые должны быть прописаны в правилах. Но не все можно прописать и не для каждого случая есть правила. Люди уже сейчас испытывают страх перед технологиями, которые не контролируются человеком. И одно это может замедлить процесс принятия беспилотных авто в повседневной жизни.
Сторонники внедрения беспилотного транспорта успокаивают: люди примут "беспилотное такси" и преодолеют свой страх довольно скоро, как это произошло с авиацией в свое время. А искусственный интеллект — это система, способная выполнять задачи, требующие человеческого интеллекта, включая восприятие и принятие решений. Но вопрос о том, как будет выглядеть массовое внедрение беспилотного транспорта, остается открытым.
Пока непонятно, как будет регулироваться беспилотный транспорт в России. Министерство транспорта часто отстает от технологических изменений, что замедляет принятие новых решений. Беспилотные автомобили требуют четкой законодательной базы и правил, чтобы обеспечить безопасность на дорогах. Важно учитывать, что искусственный интеллект может быть менее опасен, чем человек, но его обучение и контроль остаются критически важными. Есть также интересный вопрос — кто будет нести ответственность в случае аварий с беспилотными автомобилями? На данный момент ответственность лежит на человеке, который находится за рулем. Это создает парадокс, когда человек, который видит хуже, чем система, отвечает за действия автомобиля.
Что касается страха, будто ИИ заменит человека, то здесь все обретает более понятные черты уже на примерах с дальнобойщиками. Внедрение беспилотного транспорта окажет влияние на рынок труда, сократит количество водителей, а это может повлечь и безработицу. И хулиганство! В других странах, где уже начали внедрять беспилотные грузоперевозки, недовольные водители сжигают такие машины, чем выражают свое явное недовольство появлением ИИ-конкурентов. Эксперты вспоминают про луддитов, выступавших против автоматизации мануфактур из опасения, что будет безработица, а посмотрите на нас, говорят эксперты, Россия в очередной демографической яме с явным дефицитом кадров. Так что здесь страхи не оправданы, но помочь кадрам переквалифицироваться в другие профессии, где ИИ не прижимает и не стоит дешевле, — стоит, и это дело государства.
Главный системный архитектор НИИАС Юрий Минкин объясняет, почему пока рядом с "беспилотным" ИИ всегда сидит вполне себе реальный человек, который в критический момент может принять решение. Просто пока мы находимся в переходной стадии, когда за все отвечает человек: "Это попытка обуздать ИИ, если он выйдет из-под контроля. Пока мы находимся в той стадии, когда не имеем массового производства таких автомобилей, кругом — экспериментальный статус".
Эксперт поясняет, что сейчас эта технология работает хорошо в 99% случаев. И в этих 99% она действительно работает лучше человека.
"Мы проводили эксперименты, опять же, на "Ласточке". И "Ласточка" видит дальше, реагирует быстрее, чем машинист, хотя это профессионал, который натренирован за много лет, работает каждый день, в отличие от водителей легковых автомобилей, которые в основном любители, если мы не говорим про коммерческий транспорт. Так что в целом ИИ — это лучше. Но вот этот самый 1% существует. Да, дальше это будет 0,1%, а потом 0,01%, и все равно вот где-то мы должны попытаться проконтролировать искусственный интеллект, чтобы он не вышел из-под контроля. Это плохое решение, но ничего лучшего пока никто не придумал", — говорит Минкин.
В целом, беспилотный транспорт имеет свои преимущества, когда доля "человеческого фактора" в ДТП велика: ИИ не уснет за рулем, как водитель, который, не укладываясь в сроки, 40 часов подряд просидел без сна, и теперь его бдительность снижена. ИИ не сядет за руль в пьяном виде, не отвлечется на телефон, не будет гонять по улицам в свое удовольствие и никуда не будет так сильно опаздывать, как человек, которому всегда нужно спешить. Случайные ошибки тоже, вроде как, исключены — ведь есть правила, а ИИ их придерживается. В этом контексте внедрение беспилотных авто может повысить безопасность на дорогах, снизить количество аварий.
С другой стороны, существует риск технических сбоев, от которых ни одна технология не застрахована, и мы вновь вспоминаем о недостаточной надежности программного обеспечения. В одном фантастическом романе хакерская атака террористов привела к массовому сбою беспилотных такси, машины начали врезаться друг в друга, сбивать прохожих, не выпуская своих пассажиров наружу. При условии, что любой фильм или фантастическая книга про ИИ рано или поздно заканчивается восстанием машин, все же этот сюжет пока выглядит весьма жизнеспособно. И как будет защищена система принятия решений запрограммированных авто, нам не говорят.
Более того, пока все эти разговоры тоже из разряда фантастики, ведь для успешного внедрения беспилотного транспорта необходима соответствующая инфраструктура. Придется не просто перестилать полотно асфальта каждый год, как это происходит в Москве, а методично менять дороги — делать понятную разметку и знаки, которые смогут беспрепятственно воспринимать беспилотные системы. Уже сейчас нужно инвестировать в развитие таких технологий и адаптацию существующих дорог. Есть ли на это средства в бюджете?
Да, не ровен час, как беспилотные автомобили могут стать важной частью городской транспортной системы. Однако для этого необходимо решить множество вопросов, связанных с безопасностью и регулированием. Да и общество должно быть готово к изменениям в транспортной системе. Государство должно играть активную роль в развитии беспилотного транспорта.
Но учитывая дефицит рабочей силы и огромный объем грузоперевозок, размер территории страны — выбора у нас особо и нет, мы, видимо, перейдем к беспилотному движению. Сегодня в авариях погибает порядка 12 тыс. человек в год, а если при введении беспилотного транспорта будет погибать 500 человек, то каждый случай начнут рассматривать под микроскопом. Что касается виновников — всегда есть обслуживающая компания, которая в случае чего и несет ответственность за сбой ИИ, неправильно проведенный технический осмотр и прочее. Люди до сих пор мандражируют, садясь на борт самолета, и тем не менее, по статистике, гражданские авиаперевозки — самый безопасный вид транспорта, и каждая авария рассматривается как нечто уникальное.
И в автопилотах машин тоже будут свои "черные ящики", по информации из которых будут делаться выводы.