"Россия может оказаться перед угрозой торможения сельского хозяйства и голода"
2 декабря 2024 года в Москве состоится заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России по теме "О ситуации в отраслях специализированного машиностроения". О том, почему крайне важно именно сейчас заниматься спецмашиностроением и какие для этого нужно преодолеть преграды, в интервью Накануне.RU рассказал председатель Совета ТПП РФ, президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин.
Так, недавно Министерство сельского хозяйства РФ признало значительный дефицит сельхозтехники в стране. Нехватка тракторов оценивается почти в 65 тыс. штук, а комбайнов — в 34 тыс. Также с целью сохранения темпов обновления парка техники и снижения техники, эксплуатируемой свыше 10 лет, требуется ежегодное обновление парка техники на уровне 10% от числа имеющихся в наличии самоходных машин и других видов техники. В таком случае аграриям необходимо ежегодно приобретать 43 тыс. тракторов, 12,7 тыс. зерноуборочных комбайнов и 1,5 тыс. штук самоходных кормоуборочных комбайнов, при этом сейчас производственные мощности российских заводов по сельхозтехнике загружены всего на 40-50%.
— Почему отрасли специального машиностроения особо важны именно сейчас?
— Они всегда важны, нужно заниматься сельским хозяйством, выращивать продовольствие, для этого нужны машины. Но, действительно, сейчас это особенно важно — иметь собственную надежную технологическую базу, потому что наша страна подвергается массированной волне санкций, и у Запада стоит задача нас экономически удушить и лишить возможности развиваться.
Если у нас не будет своих машин, если мы не сможем их производить, то мы в обозримой перспективе можем столкнуться с угрозой торможения сельского хозяйства и голода. Поэтому я считаю, что развитие наших отраслей критически важно.
Справка: в ассоциацию "Росспецмаш" входят 246 предприятий, среди которых производители сельскохозяйственной, строительно-дорожной, специализированной техники, компании по выпуску пищевого оборудования, компонентов, прицепов и полуприцепов, а также другой продукции машиностроения.
— Какие факторы влияют на отрасли спецмашиностроения?
— Некоторые говорят, что российская техника неконкурентоспособна, но тут надо сказать, что техника — это продукт работы не одного предприятия, даже не отрасли, а всей страны.
Вот в комбайне 26 тыс. комплектующих с тысяч различных предприятий. И на этих предприятиях работают люди, которые получают образование, которые получают медицинское обслуживание, которые ездят в общественном транспорте, смотрят телевизор. Если им внушают, что Россия отсталая, что нужно покупать иностранные продукты, если у нас образование оторвано от реальности, то понятно, что все это сказывается на качестве, на конкурентоспособности нашей техники.
Это все метафоры. На самом деле, люди у нас прекрасные, они хотят и умеют работать. Но что нужно изменить — это экономическую политику в первую очередь, сегодня она не благоприятствует производству несырьевых товаров в целом, да и в частности производство специализированной техники не находится в фокусе внимания тех, кто управляет нашей экономической политикой.
Центробанк вообще живет совсем в другом мире. Он считает, что надо тормозить и охлаждать экономику, потому что якобы все мощности загружены. Это далеко от реальности: мы в два-три раза можем произвести больше техники, чем сегодня. Впрочем, Центробанк успешно справляется со своей задачей, и при столь дорогих кредитах практически все инвестиции, все проекты развития в наших отраслях остановлены, потому что развиваться на кредитные деньги дальше невозможно.
Налоговая политика тоже не стимулирует развитие. НДС в России 20%, тогда как в Китае — 13%, в Канаде — 5% аналог нашего НДС. То есть налоги во многих других странах ниже, чем в России, как и налоги на зарплату. У нас же налоговая система до сих пор заточена на то, чтобы стимулировать экспорт сырья и не стимулировать производство несырьевых товаров.
Ну и внешне-торговая политика тоже влияет на ситуацию, поддержки экспорта практически нет. Защита рынка несистемная. Мы до сих пор соблюдаем правила членства в ВТО.
Если будет благоприятная политика, то наши отрасли будут активнее развиваться и страна может действительно испытать период экономического роста. Пока же мы этого всего не наблюдаем и занимаемся тем, что режем проекты развития.
— На заседании будет обсуждаться евразийская интеграция — почему важно развивать совместные проекты, кооперацию в этой отрасли?
— Опять же, в комбайне 26 тыс. компонентов, и эти компоненты должны поставлять тысячи предприятий. Россия хоть и большая и великая страна, но она не может, впрочем, как и любая другая, производить все-все компоненты: и шины, и краску, и элементы крепежа.
Нам нужна международная кооперация, и в первую очередь надо заниматься кооперацией внутри стран ЕврАзЭС, дружественных нам соседних стран. Поэтому будем обсуждать, как нам вместе развиваться. Я считаю, что это очень важно, тем более, что у нас рынки находятся рядом и важно играть по единым правилам не только в плане кооперации, не только в плане поставок компонентов, но и в плане сбыта готовой продукции и развития сельского хозяйства.
— А есть понимание, насколько в государствах Евразийского экономического союза заинтересованы в работе с производителями из России, есть ли какие-то сигналы взаимные, желание?
— Да, сигналы есть, мы находимся в контакте с коллегами, но они говорят:
"Мы поддерживаем отношения с западными странами, но вы, россияне, для нас самые близкие. Вы находитесь рядом. Ну что вы предлагаете?" А у нас трактор на 30% дороже, чем китайский, вот вам сеялка дороже, чем немецкая. В кредит мы вам технику предоставить можем под 30% годовых на пять месяцев, а немцы дают на 10 лет под 0%.
У нас такая политика Центробанка, и, соответственно, вот эти ребята из этих сопредельных стран говорят: "Ну, спасибо, конечно, но мы подождем, пока у вас все там исправится, наладится, а пока будем работать с китайцами и с немцами".