19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Пытаются ли власти "украсть Пасху"?

Недовольство православных карантином как результат "мифа возвращения"

Эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19 затронула уже, пожалуй, все без исключения сферы жизни общества. В том числе с необходимостью ограничить доступ людей столкнулись и храмы. Вирус сорвал немало значимых праздников по всему миру – например Новый год по Восточному календарю в Китае или Новруз в Иране. Теперь и православные христиане встретят Пасху без соборной молитвы. В РПЦ предприняли меры по дезинфекции в церквях и причащению на дому тех, кто находится в группе риска и потому не может посещать общественные места. Тем не менее даже такой подход вызывал негодование части верующих. Некоторые священники призывают тех, у кого есть возможность, всё-таки приходить в храмы, а православные активисты в соцсетях угрожают светским властям едва ли не "религиозной войной". Почему часть верующих игнорирует даже распоряжения церковного руководства и насколько серьёзными могут быть последствия такого раскола – читайте в материале Накануне.RU.

Впервые молебен о спасении от коронавируса прошёл ещё в 28 января в московском храме Николая Святителя в Голутвине, в подворье Китайской автономной православной церкви. После этого были ещё молебны, крестные ходы, полёты старцев над городами и объезд МКАД патриархом. Все эти меры, однако, сдержать эпидемию не смогли, растёт и количество заболевших, и число населённых пунктов, где зарегистрированы случаи COVID-19. В соседней Украине на праздновании Вербного воскресенья коронавирус поразил сразу 90 человек в Киево-Печерской лавре.

В Китае вспышку эпидемии уже удалось погасить, но это было сделано не только молитвами. Китайская Компартия сразу обозначила необходимость научного подхода в борьбе с инфекцией, а с ведением режима ЧС культовые сооружения были закрыты, религиозные церемонии, требовавшие собрания верующих – приостановлены. Причём это было сделано не из-за какой-то особой нелюбви КПК к религии, просто храмы закрыли на том же основании, что и остальные места общественного присутствия. В общем, в КНР сделали ставку не на молитвы, а на карантин и выявление контактов заболевших и победили. В России режима ЧС не введено и церкви повсеместно не закрываются. На дистанционные богослужения переходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Однако часть православных активистов обвиняет власти едва ли не в намерении "украсть Пасху".

Стремление прийти в церкви во что бы то ни стало парадоксальным образом поставило верующих в один ряд с либералами – теми "ковид-диссидентами", кто выступает против карантина "лишь бы только не останавливать экономику".

Доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ Андрей Коряковцев считает, что такое совпадение разоблачает поверхностную разницу этих людей и их сущностное мировоззренческое единство.

"И те и другие идейно происходят из одного корня: мифа возвращения, они только разные его варианты. Те и другие ведь выстраивают свои социальные программы по принципу желаемого, а не действительного", – отметил он в беседе с Накануне.RU.

Эксперт напомнил, что миф возвращения сформировался в позднесоветское время как альтернатива тогдашнему порядку, переживавшему кризис. Существовавшее положение дел воспринималось как отклонение от естественного хода мировой истории, с которым надо покончить и вернуться к "истокам, замутненным коммунистической идеей".

"А вот тут уже шли варианты. Для кого-то эти истоки – Россия, "строящая капитализм", а для кого-то – "Русь великая, святая". Тут уж от вкуса зависит. Несмотря на мировоззренческие различия, религиозные фанатики сейчас оказались в одной компании со "свободолюбивыми" либеральными хипстерами, которые так же выступали и выступают против режима самоизоляции", – поясняет Андрей Коряковцев.

Философ обратил внимание на то, что многие религиозные ритуалы крайне негигиеничны, поскольку так выражается существенный для религии дуализм материи и сознания, духа и плоти, причем, приоритет отдается всегда вторым. Иначе и быть не может: все эти ритуалы возникли до возникновения наук вирусологии, микробиологии и т.д. Да, обычно это почти не создает проблем. А вот в разгар эпидемии такие ритуалы становятся смертельно опасными.

В Новое время научные знания проникают в среду клира и наиболее прогрессивные священники понимают необходимость рационального регулирования ритуальных отправлений. Это может породить истеричное неприятие у массы верующих, тем более, на фоне растущих социальных проблем. Нынешняя ситуация, когда часть активистов недовольна даже компромиссной позицией священноначалия, не нова, Андрей Коряковцев привёл классический пример такого конфликта – судьбу Амвросия Каменского, образованного московского священника, который во время чумы в 1771 году пытался ограничить религиозное богослужение. Толпа разъяренных фанатиков его убила.

Религиовед Роман Силантьев напоминает, что есть позиция священноначалия, и опасность эпидемии действительно нельзя преуменьшать. Это научный факт, к которому надо относиться серьёзно. С другой стороны, есть территории, на которых нет заражённых. Ситуация зависит ещё и от местной специфики, от уровня доверия к властям. Неслучайно именно на Среднем Урале, где власти свернули строительство храма в сквере после протестов людей, ограничительные меры из-за коронавируса вызывали новый виток конфликта между областной администрацией и епархией.

"Как я понимаю, в Свердловской области уровень доверия [православных к властям] низок после известной истории в сквере. Во многих регионах таких проблем нет", – поясняет эксперт.

митинг против строительства храма в сквере у Театра драмы, Екатеринбург(2019)|Фото: Накануне.RU

"Люди действительно привыкли приходить в храм и задаются вопросом, почему общественный транспорт, магазины работают при условии соблюдения дистанции, а в храм с соблюдением дистанции ходить нельзя? Да, народ недоволен, для пожилых священников это, пожалуй, первый случай, когда они не могли попасть в храм в даты Страстной седьмицы, Великого поста. Надо ещё до храма добраться, с этого дня это будет в Москве особенно выражено. Надо будет объяснить, куда ты едешь. Иногда это создаёт проблемы для заштатного духовенства – то есть уже для пожилых священников, которые в штат храма не входят. Тут масса моментов деликатных, которые заранее предусмотреть было нельзя, но естественно, радости у людей это не вызывает", – отметил религиовед, напомнив также, что никаких больших волнений сейчас не заметно.

Как передаёт Infox, протодиакон Андрей Кураев считает, что из-за возможного закрытия храмов даже встала проблема переосмысления принципа христианской идентичности, поскольку Христос призывал к таинству ближнего, а в его проповедях нет ничего про церкви и свечи.

Недовольство практикующих православных не сможет спровоцировать политический кризис, но станет ещё одной крупицей в общем недовольстве граждан, так считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

"Если смотреть долю так называемых практикующих православных – всего несколько процентов. Это те, кто соблюдают канонические обряды, в частности участвует в рождественских и пасхальных богослужениях. Поэтому выше доля тех граждан, которые недовольны действиями властей вообще – кто-то лишился работы в малом бизнесе, кто-то не смог посещать заведения, которые привык, кто-то, как сейчас москвичи, недоволен коллапсом в метро из-за пропусков. Здесь доля недовольных будет в разы, а то и на порядки больше, чем доля тех, кого лишили очного участия в пасхальных богослужениях", – сказал он Накануне.RU.

По мнению политолога, такое общее недовольство может проявиться уже осенью.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС