25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Чиновники "жгут": мусорная реформа стала еще более "пожароопасной"

Госдума в третьем чтении одобрила поправки в законодательство, формально разделяющие понятия "сжигание" и "утилизация" отходов. Поправки запрещают сжигать на полигонах отходы, из которых не были до этого извлечены все полезные фракции. Жечь можно будет только то, что осталось от переработки, но об усовершенствовании этих методов пока ни слова.

До этого существовало три вида утилизации:

  • повторное использование;
  • извлечение полезных компонентов;
  • возврат в производственный цикл.

Для того, чтобы улучшить технологии сортировки мусора и его переработки для вторичного использования, в этом году и были введены новые тарифы на мусор, которые серьезно ударили по карманам россиян. Казалось бы, цель благородная, но после введения поправок появился четвертый вид сортировки — "энергетическая утилизация", а по-русски — сжигание (от которого производится энергия). Таким образом инициаторы поправки якобы рассчитывают уменьшить количество мусора на "горящих" полигонах. Поправка была внесена главой комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексеем Майоровым.

Реформа отрасли по обращению с отходами началась в России 1 января 2019 года. Именно в этом году "мусорные протесты" сотрясли страну, люди выходят на митинги и, кажется, поправки не решают и половины проблем, а возможно, извращают саму реформу и правила игры для операторов. Юрист, экс-депутат гордумы Екатеринбурга и бывший замдиректора МУП "Спецавтобаза" Эдуард Мансуров в беседе с нашим изданием поясняет, что сжигание как метод "переработки" не гарантирует улучшения технологий сортировки, мусор сжигали и до этого — за что же мы будем платить?

народный сход, мусорный полигон, Шабровский(2019)|Фото: Накануне.RU

Госдума одобрила поправки в законодательство, формально разделяющие понятия "сжигание" и "утилизация", то есть часть мусора теперь будет использоваться для получения энергии якобы, но, как вы считаете, решит ли это проблему с незаконными свалками, сократит ли объемы вывозимых на полигоны отходов?

Эдуард Мансуров, КПРФ(2017)|Фото: Накануне.RU— Первый момент: нам обещают, что сжиганию будут подвергаться только так называемые "хвосты", то есть все полезные фракции будут извлечены, а то, что не извлечено, будет сжигаться. На самом деле, как у нас обычно сейчас происходит сортировка —

фактически показатель полезных фракций 7-9%, при таком уровне сортировки надеяться на то, что сжиганию будут подвергаться только "хвосты", которые никак не отсортированы и иным образом не будут полезны, не приходится, под сжигание пойдет огромное количество потенциально полезного вторичного ресурса.

Второй момент — если сейчас включить сжигание как технологию в процесс переработки, узаконить то, о чем идет речь, то это будет означать, что у нас мусоросортировочные комплексы теперь могут заниматься сжиганием, а находиться они могут в том числе внутри жилых зон.

Например, какие?

— Например, у нас есть Эльмашевский мусоросортировочный комплекс, он находится на улице Шефская, на самом деле его мало кто замечает, он очень удачно расположен в городской зоне. Там вопросов нет. Но до ближайшего дома порядка 800-900 метров. Вопрос — сколько таких мусоросортировочных комплексов, притаившихся внутри городских зон, могут начать заниматься мусоросжиганием?

Необходимо детально прописать отдельные требования к мусоросжиганию. Соответственно вопрос — какой смысл сейчас все это приравнивать к мусоросортировке, если у нас и так отдельные требования по мусоросжиганию должны быть — нельзя это сжигать в городской зоне.

Трудно такое вписать в исполнение нацпроекта "Экология"?

— Это, что называется, уже "на сдачу". У нас есть нацпроект "Экология", и сами понимаете, как у нас сейчас все чиновники обеспокоены, хотят показать, что они ведут линию нацпроектов. Целевые показатели поставлены по максимуму, порядка 30% мусоросортировки. Этот показатель зачем нужен? Показать, что вот — "мы так хорошо сортируем мусор". А теперь под сортировкой будет считаться все, что мы сожгли. Но высокий показатель мусоропереработки не будет показывать реально переработку — просто сжигание. Игра с циферками, игра в статистику.

В этом случае поправки меняют смысл и задумку реформы и, соответственно, правила игры для операторов?

— Это открывает большое поле для предпринимателей, потому что сама технология мусоросжигания очень дорогая, для этого используются очень дорогие фильтры, соответственно, тот, кто сейчас будет получать эти подряды в регионах, тот, конечно, для себя открыл огромный рынок, исчисляющийся миллиардами рублей. Понятно, что под это дело могут не самые полезные сценарии реализовываться. Этого, конечно, хотелось бы избежать. А в целом понятно, что какое-то мусоросжигание необходимо в любом случае. Вопрос в том, каким оно будет, насколько эффективным.

митинг против расширения Северного мусорного полигона(2019)|Фото: Эдуард Мансуров Facebook

Но теперь для этого нужно будет еще построить мусоросжигательные заводы?

— Да, поправки создают много дополнительной работы. Придется прописывать отдельные условия для размещения мусоросжигательных комплексов, потому что сейчас у нас мусоросортировочные предприятия есть внутри города, а сжигать мусор там мы не можем, иначе это будет ужас для жителей района. Во-вторых, необходимо будет как-то проверять, насколько эффективно сортировали мусор перед тем, как его сжечь. Конечно, да, есть много вопросов к поправкам.

Сегодня мусорная тема довольно "пожароопасна", с чем не согласны люди, почему проходят протесты и поправки не снимают их с повестки?

— Есть проблемы локальные, как, например, в Шабровском — на юге города, как в Садовом, на севере города, когда полигон мусора прилегает чуть не вплотную к домам.

Есть вопросы общие, очень много недовольства у людей вызывают. Например, мы сейчас стали платить в разы больше, а фактических изменений нет. Куда пошли эти деньги?

Есть частные вопросы — они хоть и частные, но они довольно распространены. Все владельцы частных домов и квартир жалуются, что платят два раза — я плачу вам за квартиру, и я плачу вам за дом, но я одновременно не мусорю в двух местах! В законе не предусмотрена возможность уйти от этих вещей. Там есть процедуры, надо написать, что если ты отсутствуешь в течение длительного времени, в течение трех месяцев, то ты не платишь. Если человек на выходные только приезжает в сад, в частный дом, то почему он платит за весь месяц или наоборот, когда все лето не живет в квартире, он мог бы не платить за мусор там (если предоставит справку от ТСЖ, например)?

Очень много непроработанных деталей и очень много денег, которые непонятно куда идут.

Поправки эти проблемы не решают никак?

— Самая большая проблема поправок — это то, что оператор мусоросортировочного комплекса получает деньги, а почему он их получает? Задумка законодателя какая — нужно стимулировать развитие технологий по мусоросортировке.

Мы все понимаем, что в мусоре много полезных фракций, что мусор можно и нужно вторично перерабатывать. Проблема-то в чем? Если сейчас включат процесс сжигания в один из видов мусоросортировки, то за что будет переплачивать оператор, жильцы домов из своего кармана за что будут переплачивать? Не за то, что оператор мусоропереработки внедряет лучшие технологии и начинает лучше сортировать мусор, нет, не за это мы будем платить. Тупо за то, что он сжигает мусор?

Нет никаких гарантий, что сортировка будет улучшаться технологически. Если бы мусоросортировка у нас оплачивалась, исходя из процента показателя сортированности — но у нас этого нет. Теперь за то, что сожгли, оператор будет отчитываться как за то, что он "отсортировал", и получать нашу "копеечку".

Нужно учиться сортировать мусор, а сжигать-то они умеют.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС