24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Вехи истории В России

"Информация – это оружие, хотим мы этого или нет"

Историк Александр Мясников – о том, что информационная война – это не вызов современности, а историческая данность

Историк и писатель Александр Мясников считает, что информационная война против России – не явление нового времени. Казалось бы, такие давно известные факты, как то, что Иван Грозный не убивал своего сына, благодаря "силе искусства" начинают работать против собственной страны. В беседе с Накануне.RU историк рассказал, что аналог RT появился еще при Николае I, поделился своим видением, как можно противостоять сомнительным вбросам, научившись бороться не "против", а "за" что-то важное и ценное, а главное – почему нужно всегда называть все своими именами.

Информационная война, как вы говорили в одном из своих интервью, это не сегодняшнее изобретение, так было во времена Грозного, далее и до сегодняшних дней. Почему Россия всегда находится в таком положении осаждаемой крепости?

– Так устроен мир – люди боятся неизвестного. Александр III когда-то сказал – нас боятся в силу нашего чудовищного размера. Вы опасаетесь всегда того, чего не знаете, но это нормальное ощущение. Вы боитесь исламистов, но не все же мусульмане – радикалы, просто другую веру исповедуют – а страх есть. И когда есть что-то, чего вы не знаете – вас очень легко запугать.

Наверное, так и было во времена Ивана Грозного, но ведь сейчас, в эпоху глобализма, мы мало чем отличаемся от всего остального мира, а после того, как стали "открытыми" в 90-ые, тайн вообще не осталось?

– Сейчас уже совершенно другой контекст, и часто проблема в том, что мы не можем все называть своими именами. Вы знаете, я недавно выступал на телеканале "Звезда" по очень страшной теме – на Украине есть "национально-патриотические лагеря", о них сняли фильм то ли французы, то ли кто-то еще, это, конечно, совершенно ужасно. Проблема очень простая – никто не называет это тем, чем оно является, это не "национал-патриотический лагерь", это откровенный нацизм. Но когда я произнес слово "нацизм", в эфире началось что-то невообразимое – что да как, как это нацизм? Вот так – нацизм. Вот этому надо сопротивляться.

Мир интересен тем, что есть разные нации, разные народы, разные культуры. Это надо знать и этого не надо бояться. Но когда кто-то говорит, что вот эта нация "круче", чем другие, она должна жить, а остальные нет – это нацизм называется. Если мы дальше будем притворяться, что не видим того, что происходит, все закончится по знакомому сценарию, такое уже было, государство называлось Третий рейх. Я сторонник того, чтобы все называть своими именами, тогда проще жить становится.

Тогда можно сказать, что против нашей страны идет война, и одна из составляющих этого гибрида – информационные вбросы, которые сильных лидеров прошлого смешивают с грязью. Например, история о том, что Иван Грозный убил сына – это было сознательно запущено?

– Конечно, но никого он не убивал. У нас в советские годы была генеральная прокуратура СССР, при ней была генеральная судебно-медицинская экспертиза, возглавлял ее человек по фамилии Герасимов, эти специалисты занимались вскрытием гробницы, доставали черепа и выяснили уже тогда, что Ивана Ивановича никто не убивал посохом в голову, это чепуха полная. Но он был отравлен, зашкаливает содержание мышьяка, ртути в костных тканях. Почему мы все уверены, что Грозный убил сына? Сила искусства – Репин, писатели, которые тиражировали эту ахинею в произведениях. Для чего это использовалось впервые? Для того, чтобы создавать антироссийскую атмосферу, потому что тогда Иван Грозный был реальной силой.

И на протяжении веков эта информационная атака сохранялась. Интересно, а кто из государственных деятелей лучше всего с этим боролся?

– Никто не боролся вообще долгое время. Александр II этим озаботился, Николай I сделал первое заграничное издание, которое финансировало российское правительство, там рассказывали, как реально обстоят дела в России, и эта газета пользовалась большой популярностью. Это напоминает то, что у нас сейчас есть RT. И это тоже был такой страх и ужас – как так, мы говорим одно, а эти пишут совершенно другое. Информация – это оружие, хотим мы этого или нет. Мы должны это знать, и не надо глаза закрывать на это.

И как мы можем бороться с современными вызовами?

– Глагол "бороться" не стоит здесь использовать со словом "против" – "борется против" наша оппозиция, это очень легко, но это безрезультативная вещь, бороться можно только "за". Почему? Когда вы боретесь против кого-то, вы обретаете черты того, с кем вы боретесь. Сталин боролся с Троцким, но черты и многие вещи от Троцкого он, к сожалению, перенял. А бороться "за" очень тяжело, а так как человек очень ленив, он постоянно борется против.

Как бороться "за"?

– Только рассказывая, объясняя – это долговременный процесс, за один день ничего сделать нельзя. Центры истории, фильмы, книги. А вот бороться против – созвать митинг и назвать всех негодяев, мы и так знаем, кто негодяи, и что? Это тупиковый вариант. Рассказывать детям об истории, избегая сухих фактов, через интересные события – только так можно бороться с информационной войной в позитивном ключе.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС