29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Василий Колташов: ВТО мертва, напряженность между странами сохранится на десятилетия

На этом фоне 84% российских собственников готовы продавать бизнес

Глобальный опрос бизнеса показал шокирующий результат, практически весь класс российских собственников в любой момент готов продать активы. Так, согласно опубликованным результатам, 84% на фоне американских санкций потеряли уверенность за свои компании, вкладывать в новые проекты рискнули бы только 30%. Малый и средний бизнес сдает дела – причем, большая половина хочет продать активы из-за риска его закрытия и только 30% – потому, что он стал неэффективным. То есть американские санкции и нагнетание разговоров о геополитике действуют как психологическое оружие? Руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов объясняет, что международные конфликты ворвались в наши торговые отношения внезапно и надолго. Его экспертное мнение – специально для Накануне.RU:

– Если 84% реально готовы продать активы, то меня этот показатель очень пугает. Я думаю, что тому есть две причины: во-первых, да, американское давление; вторая причина – это слабый потребительский спрос в российской экономике и напряжение, которое накапливается, несмотря на то, что мы прошли период оживления с 2016 года.

Два года у нас чиновники фиксировали экономический рост официально – здесь и рост потребления, и рост кредитования, но все равно этого, оказывается, недостаточно. Оказывается, необходимо гораздо больше экономических стимулов для того, чтобы заглушить тревожные сигналы и отбить интерес к продаже собственного бизнеса. Высокая готовность продать свой бизнес соединяется и с тем, что не так много покупателей на этот бизнес есть. Если есть страны, где экономическая ситуация очень плохая, например, на Украине, где продать готовый бизнес бывает невозможно, то в России хоть это и возможно, но очень трудно. Кризис на рынке есть, все оценивают ситуацию как сложную и, опираясь на эту оценку, не спешат покупать бизнес, который собственники готовы продать.

Но есть и просто необоснованный страх из-за постоянно нагнетаемой истерии о геополитическом противостоянии, он основан на том, что люди не привыкли к новым условиям, но ведь мы объективно с 2013 года живем в совершенно новых геополитических реалиях. Не только мы весь мир.

Отличительная черта этих новых геополитических условий – что международные конфликты ворвались в наши торговые отношения внезапно, но продолжаться это будет десятилетия, и пора просто это принять.

Нужно ориентироваться на реальные процессы в экономике в первую очередь, а не бояться того, что будут ожесточены санкции. США, конечно, хотели бы ужесточить санкции еще больше, и будут это делать, но США не всемогущи. У них самих есть противоречия с Евросоюзом, с Китаем, и по крайней мере, реальность в Евразии такова, что США просто не могут взять и поставить Россию на колени. Поэтому бояться, что все произойдет, как на Украине, что последует политический хаос, мне кажется, неправильно. Люди, готовые продать собственное дело только из соображений, что сейчас неблагоприятны геополитические расклады для их бизнеса, должны понять, что время изменилось, и теперь расклады сохранятся на несколько десятилетий – нужно как-то подстраиваться, а не ждать, что потом когда-то будет удобный момент для создания бизнеса.

Эти политические сложности пришли надолго и пришли неслучайно. Дело не в Крыме, не в Донбассе и не в Скрипалях только, дело в том, что мир слишком тесен для корпоративных центров, и в России складывается свой корпоративный центр капитализма. Он пытается осуществлять экспансию и сталкивается с неприятием: взять хотя бы рост российского вывоза зерна, может быть, кто-то думает, что он нравится Канаде? А вывоз российского мяса, птицы? У нас за пять лет на 70% выросло производство индейки, это не может не вызывать неудовольствие в Бразилии, еще больше – в США. Эти рыночные изменения, которые происходили в последние годы, и обеспечивали обострение, надо приспосабливаться к ним и работать.

Государство политически частников успокоить никак не может, кроме как пообещать не повторять опыт Горбачева, не идти на уступки без каких-либо компенсаций, но объективно это уже дали понять в прошлом году. Реально успокоить можно только меняя экономическую политику, обеспечивая рост внутреннего потребления, а для этого государство должно концентрировать больше ресурсов, реформировать налоговую систему так, чтобы убрать давление на внутреннее производство. Налог на добавленную стоимость заменить налогом с продаж, проводить более последовательную протекционистскую политику и стимулировать потребление: больше людей нанимать в социальной сфере, больше учителей, врачей должно быть, они нужны обществу, их не хватает, но государство этих мест генерирует пока мало. Конечно, нужно и повышать оплату труда в этой сфере – это и есть стимулы для потребления в экономике.

Мы вошли в новую эпоху – эпоху нового меркантилизма, борьбы на мировом рынке за лучшие позиции для своих товаров, это борьба за расширение внутреннего сбыта, удаление иностранных товаров. Здесь есть не только "невидимая рука рынка", про которую нам рассказывали несколько десятилетий, но и вполне осязаемая, такая "волосатая рука государства", которая всеми процессами управляет. И вторая рука должна помогать там, где одной рукой уже не справляемся, так как по ней бьют.

И государство должно упростить внутреннюю торговлю. Необходимо и ограничивать внешнюю торговлю и освобождать внутреннюю торговлю, так как основная идея неолиберализма "свободной торговли" состояла в том, чтобы максимально задавить внутреннюю торговлю, постоянно проливая слезы про малый и средний бизнес, про его нелегкую судьбу, но давить его, удалять с рынков и блокировать, параллельно постоянно оплакивая. А во внешней торговле иметь очень большую свободу для крупных компаний – так наш рынок завалили товары иностранного производства.

Теперь необходимо делать обратные движения, тогда маленькие и средние предприниматели будут чувствовать себя уверено, они будут понимать, что у них есть перспективы. Потому что когда ваш рынок занят иностранными товарами и понятно, что они там останутся, очень сложно развивать свое собственное небольшое производственное дело, да и в торговле сложно, когда сети господствуют безраздельно.

Нужно жить по новым правилам, если хочешь выжить, и США это знают, недаром они хотят выйти из ВТО. Не должно быть сомнений, что ВТО умерла, эпоха ВТО ушла. В новое время каждый борется сам за себя, и в этой борьбе необходимо стимулировать внутреннее потребление, внутреннее производство так, чтобы в итоге оно выходило на экспорт.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС