Пекину удалось превратить торговую войну с США во взаимовыгодную сделку
Поднебесная не допустила формирования единого западного антикитайского фронтаКитай и США с конца марта балансировали на грани торговой войны. Государства поочерёдно вводили запретительные пошлины против продукции друг друга, китайская таможня начала пристальные проверки американской древесины и яблок, а в США были инициированы расследования в отношении компаний из КНР.
Визит министра финансов Соединённых Штатов Стивена Мнучина в Китай не принёс ощутимых результатов. Второй раунд китайско-американских переговоров завершился подписанием совместного коммюнике по торгово-экономическим консультациям. Соглашение имеет рамочный характер, консультации по отдельным его аспектам продолжатся, однако стороны договорились не вводить запретительные тарифы против товаров друг друга, Китай согласился увеличить закупки американских товаров и услуг, чтобы сократить свой профицит в двусторонней торговле. Таким образом, торговая война откладывается.
Результат переговоров многие расценили как победу Вашингтона и уступку Пекина. Однако фактически сделка оказалась взаимовыгодной. Китайский блогер Чжань Хао отмечает, что торговую войну спровоцировали США, чтобы поставить под угрозу стратегические интересы КНР. То, что Вашингтону не удалось этого сделать – уже победа Китая. Поднебесная смогла выиграть время для реализации своей стратегии "Сделано в Китае 2025". Кроме того, на фоне торговой войны с США Япония и Южная Корея стали сговорчивее по вопросу создания совместной с КНР зоны свободной торговли.
Визит делегации во главе с вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ в Штаты начался вскоре после объявленных американской стороной мер против телекоммуникационного гиганта ZTE. Однако ухудшение обстановки на Ближнем Востоке и угрозы КНДР отменить саммит в Сингапуре сделали США более сговорчивыми. Так, перенос посольства Соединённых Штатов в Израиле в Иерусалим спровоцировал столкновения с многочисленными жертвами. Ситуация в регионе ухудшалась и из-за выхода Вашингтона из ядерной сделки с Ираном. Потому для Вашингтона очень важным стал геополитический и торговый компромисс с Китаем.
Условия, изначально выдвинутые США, в КНР расценивали как "грабительские", но Пекину удалось добиться реалистичных условий и прийти к компромиссу сразу по нескольким пунктам.
КНР и Соединённые Штаты согласились принять меры для сокращения американского торгового дефицита. С одной стороны, за счёт американских товаров и услуг будут удовлетворены потребности растущего потребления в КНР, с другой – для США создаются рабочие места и предпосылки к экономическому росту. Более того, Китай может пойти на увеличение закупок американской продукции за счёт сокращения импорта из Европы.
Стороны договорились увеличить импорт американской сельскохозяйственной продукции и энергоносителей. "Значительное увеличение" – это лозунг, который поможет Трампу на выборах, однако для Китая рост закупок будет осуществляться исходя из собственных потребностей и регулироваться дополнительным двусторонним соглашением. Таким образом это – предмет переговоров, а не выполнение требований США.
Стороны определили области, в которых договорились развивать сотрудничество, поощрять взаимные инвестиции и стремиться к созданию справедливой и конкурентной деловой среды. На практике это означает, что для сокращения торгового дефицита США должны нарастить экспорт высокотехнологичной продукции. При этом Китай пересмотрит законы, касающиеся интеллектуальной собственности, включая закон о патентовании.
Стороны договорились продолжать консультации на высшем уровне по торгово-экономическим вопросам – такого формата нет между США и другими странами.
Кроме того, по мнению Чжань Хао, предотвратив торговую войну с США, Пекину удалось не допустить формирования единого западного антикитайского фронта, подобного тому, что сложился против России.
Уступки Вашингтону позволят несколько стабилизировать внутриполитическую ситуацию в США, что в конечном итоге также сыграет на руку Китаю.
Главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский в беседе с Накануне.RU рассказал, что считает компромиссный исход закономерным: "Я бы хотел обратить внимание на хронологические рамки всего этого процесса – с момента, когда Трамп предъявил претензии к Китаю, затем был короткий период взаимной публичной перепалки, затем закулисные переговоры, и вчера мы имеем уже результат по итогам визита Лю Хэ, что торговой войны не будет".
Это, по его словам, означает, что Китай избрал здравый путь компромиссных переговоров, потому что речь идёт уже не столько о суверенитете великой державы, а речь о деньгах.
"Китайская сторона посчитала, что проще купить на 200 млрд не очень нужной американской сои или чего-нибудь ещё, чтобы затем Китай смог получить то, что действительно ему нужно, какие-то сложные микрочипы и так далее – то, на что сейчас наложен запрет", – отметил он.
В то же время, пока не прекращено, например, расследование о недобросовестных торговых практиках Китая.
"Думаю, в дальнейшем мы будем наблюдать такую картину, когда по конкретным позициям стороны будут ещё договариваться", – отметил Владимир Петровский.