19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Туристы не стоят вычета? Окупится ли система tax free в России

Минпромторг начал прием заявок от магазинов на участие в пилотном проекте tax free, который будет реализован в Краснодарском крае, Московской области, Москве и Санкт-Петербурге. На первом этапе привлечь иностранных туристов возможностью возврата НДС смогут лишь 15 крупных торговых центров регионов. Однако уже в этом году географию проекта хотят расширить за счет городов-организаторов чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Минфин долгое время сопротивлялся введению налогового вычета – ежегодные дополнительные расходы на работу системы оценивались в 150-200 млн руб. При этом выгода от реализации идеи представляется сомнительной.

Согласно поправкам в Налоговый кодекс, получить возврат НДС в размере 18% граждане иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), могут при покупке товаров на сумму не менее 10 тыс. руб. в течение одного дня. Федеральная таможенная служба заложила 46 млн руб. в бюджет на 2018 г. для запуска системы tax free. Для предоставления вычетов необходимо подключить к единой базе аэропорты, а также создать автоматическую систему информационного обмена между налоговой и таможней. Еще 213 млн руб. единовременно потребуется ФНС, ежегодные расходы службы на обеспечение работы системы оцениваются в более, чем 90 млн руб. При обсуждении инициативы в ГД и Правительстве предполагалось, что расходы будут покрыты за счет роста турпотока и объема товарооборота.

При детальном рассмотрении российская система tax free ничем не отличается от иностранных, она создана по аналогии с ними, отмечает профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Дегтярь. Основное отличие: меньшие суммы и наличие в перечне так называемых товаров народного промысла. У многих западных стран такое понятие отсутствует.

"Привлекательными для иностранцев, как и во многих странах мира, могут быть продукты питания. За границей икры как таковой нет, как дорогостоящего элемента питания, за который можно было бы получить деньги. Поэтому, скорее всего, популярной у иностранцев будет именно она", – рассказала Дегтярь.

Еще один "продукт", который иностранцы вывозят из России – спиртное, за ним в страну едут финны. Однако, согласно Налоговому кодексу, вернуть НДС нельзя за подакцизные товары: лекарства, табак, содержащую этиловый спирт парфюмерию и алкоголь. Кроме того, Правительство РФ вправе определить перечень иных товаров, при приобретении которых tax free оформлен не будет.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Доцент кафедры международного туризма и менеджмента Кубанского государственного университета Дмитрий Максимов отмечает, что главный бренд Краснодарского края – вино, но как раз его купить со скидкой не получится. По словам эксперта, иностранных туристов, которых в крае немного, больше интересуют достопримечательности, а не шопинг. Поэтому, на его взгляд, наличие tax free при выборе туристами маршрута не станет решающим аргументом в пользу Кубани.

"Скорее всего, Краснодарский край попал в перечень пилотных регионов, исходя из общего количества туристов. Статистика иностранного турпотока у нас скромная, и ездят к нам в основном не туристы, а предприниматели: это Италия, центральная Германия, Турция, Япония, Китай. Нужно понимать, что именно привлекает иностранцев в России. Это не шопинг, а наше самое глубокое озеро, долины гейзеров, вулканы, наши объекты культурного наследия, исторические ценности", – рассказал Максимов.

Он добавил, что во время и после Олимпиады иностранцы приезжали в Сочи, чтобы посмотреть на объекты Игр, однако сейчас ажиотаж спал.

Исторический туризм интересует и самого массового для России китайского туриста, отмечают эксперты. Однако китайцы довольно экономны и оставляют в российских магазинах "три копейки".

"Их интересует все, что связано с советской символикой, все, что связано с Москвой и Санкт-Петербургом, они едут по ленинским местам, они едут в Горки. То есть в те места и регионы, которые интересы, исходя из их потребностей. И, естественно, массовые китайские туристы у нас возят сувениры, в первую очередь. А во вторую уже икру", – говорит Дегтярь.

Стоит остановиться и на структуре трат интуристов. По данным Ростуризма, в 2016 г. каждый гость из дальнего зарубежья в среднем потратил в России $1 тыс. Причем, большая часть суммы ушла на экскурсии, рестораны и развлечения.

Расширение географии tax free на города ЧМ по футболу тоже не будет способствовать повышению окупаемости системы. Болельщики едут ради футбола, покупают, в основном, сувенирную атрибутику и пиво, до магазинов они, как правило, не доходят, констатирует исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Картинки по запросу Fifa 2018 футболки

"Не вполне чиновники понимают специфику контингента, посещающего ЧМ. Я лично организовал поездку в города ЮАР, где проходил Чемпионат. Нам рассказали, что туристов, приехавших на футбол, интересует только футбол. Им не нужен шопинг, музеи, выставки и, как правило, это "невозвратные туристы": они следуют за футбольными событиями. А с сувенирами и футболками никто не пойдет на возврат денег через tax free. На мой взгляд, любые нововведения под ЧМ-2018 вызовут лишь избыточную суету", – считает глава ассоциации.

Традиционные направления для шоптуров – Италия (родина Armani, Versace, Prada, Gucci, Ferre, в бутиках Милана регулярно проходят сезонные скидки), Греция (известный на весь мир центр по изготовлению шуб в Кастории), Китай (есть всё, качественное и не очень, по приемлемым ценам), Турция (ковры, ювелирные изделия, недорогая брендовая одежда). Пока в России по примеру этих стран нет собственной продукции, интересной для массового туриста, tax free не поможет увеличить товарооборот. Так называемый "народный промысел" зачастую стоит недешево, и позволить себе такую покупку могут единицы.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

К примеру, "фишка" Урала – минералогия, изделия из изумрудов и демантоидов.

"Это изделия для знатоков, а не продукция массового спроса. Если вы едете в Италию, то купите там шарф или ботинки, но не каждый купит изумрудные серьги. Потенциал у нас имеют златоустовские оружейники, всё, что связано со златоустовской гравюрой, иконами. Для всех у нас есть только одежда европейских марок, но стоит ли ради этого вводить налоговые вычеты? В Европе это делается, в том числе, для поддержки собственных производителей", – отмечает Михаил Мальцев.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС