18 Мая 2021

О трагедии в Казани

Ученые нашли крупнейшую систему планет в 127 световых годах от Земли

Астрономы обнаружили самую обширную за всю историю наблюдений систему экзопланет - планет, расположенных за пределами Солнечной системы, передает BBC.

Система находится в 127 световых годах от Земли в созвездии Южная Гидра. Звезда HD 10180 во многом напоминает Солнце. Исследователи из Европейской Южной обсерватории (ESO) определили характеристики планет по свету, испускаемому системой. Руководитель исследования Кристоф Ловис из обсерватории Женевского университета сказал, что это самая крупная планетная система из когда-либо обнаруженных.

"Открытие также указывает на то ,что мы входим в новую эру исследований экзопланет - изучения сложных планетных систем, а не только отдельных планет", - сказал он.

Звездная система была открыта с помощью прибора, называемого HARPS. Он предназначен для высокоточного поиска планет и занимается измерениями колебаний звезд. Эти колебания позволяют определить наличие планет, своей гравитацией воздействующих на звезды.

"Если возле звезды есть одна планета, она вызывает небольшие колебания в движении звезды, т.е. звезда будет приближаться к нам, а затем снова удаляться. Но что верно для одной планеты, верно и для нескольких", - объяснил доктор Ловис, признав, однако, что воздействие нескольких планет значительно усложняет поведение звезды.

Но ученые все же вычислили количество, массу и орбиты планет. Пять планет - весьма массивны и сопоставимы с Нептуном. Самая легкая превосходит Землю по массе в 13 раз, самая тяжелая - в 25, рассказал ученый газете The Daily Telegraph>. Период вращения этих планет составляет от шести до 600 земных суток, а их расстояние от звезды - от 0,06 до 1,4 расстояний между Землей и Солнцем. Все орбиты планет по своей форме близки к круговым.

Возможно, в системе есть еще две планеты. Одна из них по массивности напоминает Сатурн (она тяжелее Земли в 65 раз), а период ее обращения составляет 2200 земных суток. Но вот другая, в случае, если ее наличие будет подтверждено, станет самой легкой из обнаруженных экзопланет: ее масса превышает земную всего в 1,4 раза. Жизнь там вряд ли возможна: слишком жарко.

Астроном из британского Университета святого Андрея Мартин Доминик считает открытие интересным, но не стал бы называть ее "богатейшей" - ведь пока ученые не выяснили, нет ли еще планет в тех системах, что уже найдены. "Как большинство научных открытий, эти находки приносят больше вопросов, чем ответов, но, по моему мнению, это и продвигает вперед научное знание", - пояснил он.