28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

К сдаче норм ВТО готовы?

Три знаменитых буквы - ВТО, применительно к России, накануне снова активно витали в информационном пространстве. Спрятавшийся под крыло американского Госдепа беглый олигарх Леонид Невзлин призывал весь "цивилизованный" мир Россию в ВТО не пускать. А в это самое время под присмотром европейских товарищей в Екатеринбурге 200 уральских промышленников изучали правила, по которым им в это самое ВТО придется вступать. И из того, что порой говорилось на этом семинаре, было вовсе не очевидно, что России в целом и Уралу в частности стоит идти на три эти буквы. Выходит, Невзлин, сам того не ведая, пытался творить добро той стране, в которую сам он возвращаться не хочет и слегка поплевал с высокой американской трибуны.

То мероприятие, что происходило в Екатеринбурге, касалось проблем технического регулирования и стандартизации в условиях подготовки России к вступлению в ВТО. Звучит скучно, но вещь более чем важная. России необходимо привести все имеющиеся технические стандарты - ГОСТы, СНИПы, ТУ и проч. в соответствие с мировыми. Это не обязательно, но от этого будет зависеть, пустят ли российскую продукцию на мировой рынок или ее зарубят на границе как несоответствующую многочисленным нормам, касающимся, в том числе, и безопасности. "Цена вопроса - проценты от ВВП, - сообщил собравшимся заместитель руководителя экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ Александр Рубцов, - Мировой опыт показывает, что при правильно выстроенном техническом регулировании экономика развивается гораздо более интенсивно".

Система технического регулирования сложна не менее, чем финансовая или налоговая и зависит от нее не меньше. Правда, работа по ее внедрению в России почти не двигается. Система, которая должна состоять из 74 технических регламентов - документов, описывающих общие требования к производству, продукции и услугам (вроде пожарной, технической, радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и т.п.) и тысяч самых разнообразных стандартов по каждому виду продукции в новом виде еще не состоит практически не из чего.

Федеральный закон №184-ФЗ "О техническом регулировании" вступивший в силу уже более двух лет назад, 1 июля 2003 года, предусматривает, что до 2010 года должна быть сформирована вся новая нормативная база по техническому регулированию, полностью отвечающая мировым запросам, а все старые стандарты потеряют свою силу. Однако, как водится, гладко было только на бумаге - работа по гармонизации стандартов в России уже существенно отстала от графика, и чем дальше, тем больше эта ситуация усугубляется. "В первом полугодии этого года должно было быть разработано и уже внесено на обсуждение в Госдуму РФ 10 из 74 технических регламентов, во втором полугодии - еще 30. Однако до сих пор не поступило ни одного", - посетовал заместитель руководителя федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев. Схожая ситуация и по стандартам. Если в Германии ежегодно обновляется порядка 2000 стандартов, то у нас за прошлый год "гармонизировались" лишь 105 из них.

Однако совсем иную ноту в обсуждение привнес председатель Свердловского правительства Алексей Воробьев. Перед лицом 200 промышленников и предпринимателей, московских чиновников и зарубежных гостей он обнародовал оценку целесообразности вступления в ВТО, подготовленную областными экономистами. Цифры оказались таковы, что вообще возник вопрос, а стоит ли нам двигаться туда, куда мы идем? "Если бы Россия вступила в ВТО прямо сейчас, то 40% свердловских предприятий будут жить и выживать в жесткой конкурентной среде, 30% будут долго умирать, а еще 30% - абсолютно неконкурентоспособны", - заявил свердловский премьер, сравнив эту перспективу с 92-м годом, периодом глубокой стагнации, когда экономика, лишившаяся госзаказа, не понимала, куда ей двигаться и как дальше развиваться. Стоит ли вспоминать, что 92-й для многих предприятий стал началом конца.

При этом Алексей Воробьев пояснил, что легче не будет, и кроме экономической неконкурентоспособности Урал, да и всю Россию, за ближайшим углом поджидает другая проблема - демографическая. Через 3-4 года дефицит трудовых ресурсов на Среднем Урале будет составлять около 30 тысяч человек, а по России - до 1 млн человек. Единственное светлое пятно в той картине, что нарисовал премьер - количество студентов на Урале, которое сегодня превышает уровень советских времен: "Это надо сохранить. Квалифицированные специалисты - хороший козырь при вступлении в ВТО. Кадры и там будут решать все ".

Ситуация выглядит просто фантасмогорически. С одной стороны пейзажа - либеральные министры российского правительства, подстегивающие скорейшее вступление страны в мировую глобальную экономику, если не в этом, так хоть в следующем году. С другой - региональные руководители весьма развитого региона, предсказывающие чуть ли не апоклипсис экономики. Если всего лишь 40% предприятий выживут в заполненной металлургией и довольно развитым машиностроением Свердловской области, то лучше и не задумываться о том, какой процент "выживших" окажется на сельскохозяйственном юге страны или в регионах Крайнего Севера, и так живущих исключительно на дотации, за редчайшим исключением, вроде ЯНАО и Югры?

Ответ есть. Донецкий губернатор Вадим Чупрун, например, на недавней встрече с товаропроизводителями своего региона высказался по данной проблеме вполне определенно: "Если мы хотим в ВТО, то там таких не пропускают. Там таким нечего делать. Я не буду говорить о самых современных технологиях, я не буду говорить о сертификации. Сегодня только 10% товаров у нас сертифицированы по стандарту ISO 9000. О каком внешнем рынке, о какой продукции вашей там можно говорить?". Свердловский премьер эмоциональных заявлений не делал, сказав лишь: "Политическое решение о вступлении в ВТО принято и его надо выполнять ".

Неоднократные опросы общественного мнения выявили, что более половины россиян негативно относятся ко вступлению в ВТО "прямо сейчас". Руководители регионов - причем без разницы доноров или реципиентов - тоже против. Возникает закономерный вопрос, тогда кто, а также как и с каким результатом тогда будет выполнять то самое политическое решение? Ситуация, по всей видимости, движется в направлении закономерного исхода - выполнять будут, но либо исключительно для вида, либо ровно настолько, насколько это выгодно самим регионам и бизнесу.

Та же стандартизация на уровне предприятий идет давно, она началась задолго до того, как появилась "отмашка" в виде ФЗ №184. Те, кто работает на экспорт, готовится к выходу на внешние рынки или просто держит в памяти перспективу вступления в ВТО уже давно имеют на своей продукции соответствующие значки, узнаваемые во всем мире. На Среднем Урале уровень сертификации в черной металлургии составляет 81,8%, в цветной - 51,6%, в строительстве - около 40%, в отрасли связи - 20%. Будет больше, и необходимость сертификации по международным стандартам может даже стать тем фактором, который подтолкнет некоторую часть российского бизнеса к поиску рынков сбыта за рубежом.

И, несмотря на существующее сегодня общее "торможение", гармонизация наших технических стандартов с мировой системой все же произойдет. Во-первых, потому что государство исправно выделяет 1,5-2 млн рублей на разработку каждого регламента и рано или поздно спросит - а как эти деньги освоены? Во-вторых, бизнес, который изнутри понимает необходимость и неизбежность перехода на мировые стандарты, медленно запряжет, да потом быстро поедет в заданном направлении. Наконец, европейский специалист успокоил наших, по поводу того, что различия между российскими и мировыми стандартами не столь уж влики, а, порой, их и вообще нет. "Я сравнил технические условия, прописанные для российского машиностроения с аналогичным европейским документом, - сообщил, потряхивая толстым многостраничным документом Хан Зюйдервийк - постоянный эксперт в области прав ПроектаТАСИС, представитель Евросоюза при Ростехрегулировании, - И выяснил, что они практически идентичны, некоторые главы написаны просто слово в слово".

Но гораздо интереснее и важнее, а что же будет дальше, когда Россия все же пересечет границу и окажется внутри ВТО. Ответа, понятное дело, не знает никто, приходится опираться лишь на предположения, подтвержденные некоторыми наблюдениями. И есть такое мнение, что ВТО окажется для России не таким уж страшным чертом, как его малюют, особенно если Россия будет сильна и последовательна в отстаивании своих интересов. ВТО как система на пороге преобразований, которых не удастся избежать. И преобразования эти, скорее всего, будут направлены на уход от той кристализованно либеральной модели, которая имеется сейчас. Есть основания полагать, что изменения будут направлены на "закрытие" рынков, на поддержание собственной "самостийности", как в экономическом, так в культурном смысле.

Уже не первый, но весьма громкий звонок, прозвучавший этим летом - развязавшаяся текстильная война между Европой и Китаем. Китай буквально обвалил европейский рынок одежды, затоварив его под завязку качественным и дешевым продуктом. Цены в Европе упали на треть, местные производители оказались на грани разорения. Нет сомнений, что европейцы, будучи законодателями мод в создании барьеров для проникновения на их рынки, и большими специалистами в выкручивании рук остальным, будут вынуждены загораживаться от Китая. Сделать это в одностороннем порядке и по-тихому не удастся, масштаб проблемы не тот, да и китайские власти тщательно следят за исполнением их прав. Ведь лет через пять не только текстильщики, но и мировые автопроизводители завоют от ужаса перед китайским натиском и начнут громоздить новые барьеры.

России останется лишь следовать чужому примеру - четко использовать обкатанные к тому времени инструменты при отстаивании своих национальных интересов в экономике. Политические силы на это у нашей страны могут найтись не только теоретически. Тому свидетельство - существенно изменившиеся в последние недели геополитические расклады на постсоветском пространстве. Стоило нажать на несколько правильных рычагов, и вот уже оранжевая Украина урегулировала на российских условиях длившийся годами газовый конфликт, и насквозь звездно-полосатый Саакашвили тянет руку дружбы и говорит о партнерстве, а цветная Киргизия задает вопрос американцам, когда они уберут свои авиабазы.

Одним словом, на нынешнем этапе подготовка ко вступлению в единое мировое экономическое пространство несет для России довольно много полезного. А там, то ли падишах помрет, то ли ишак сдохнет...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС