26 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBmheK
Ремонт кровати с подъемным механизмом на http://remont.youdo.com/furniture/repair/beds/tag/lifting/.
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/metal/, выбирай нас!
youdo.com


Аналитика все материалы

Папа, мама - возьмите меня!

В России официально насчитывается почти 800 тысяч детей-сирот. Цифра чудовищная для мирного времени - сравните: после войны, в 1945 году, детей-сирот было около 600 тысяч. И с каждым годом их число увеличивается (при спаде рождаемости, заметьте). Можно долго морализаторствовать на тему безответственности родителей, но оставим эти прописные истины на потом. Куда важнее другое - зачастую единственный шанс для большинства этих детей обрести нормальную семью - быть усыновленными. Ежегодно в России усыновляют около 30 тысяч детей-сирот - цифра вполне приличная, согласитесь. Другое дело, кто, как и за какие деньги. Ни для кого, ни секрет, что усыновление (прежде всего, международное) в нашей стране превратилось в весьма прибыльный бизнес, в который вовлечены все - от руководителей детских домов до чиновников. Воспитанники Алапаевского детдома в Свердловской области пятилетняя Маша и семилетний Ваня Штоббе вряд ли когда-нибудь узнают о том, что за их усыновление американской семье предложили заплатить почти $50 тысяч. Как не узнают и других подробностей этой неприятной истории.

* * *

История с усыновлением воспитанников Алапаевского детдома получила широкую огласку после того, как американская семья по фамилии Маккуин обратилась за помощью к российскому юристу и председателю Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерине Лаховой. Как следует из рассказа юриста Алексея Козлова, летом 2004 года группа детей из детского дома гостила в США в городе Гейтерсбурге. Семья Маккуинов приняла Машу и Ваню Штоббе у себя в доме после того, как прочитала объявление в местной церкви. Пообщавшись с детьми неделю, Маккуины решили их усыновить. Они обратились в агентство "Коммонуэлс Адопшнс Интернэшнл", которое совместно со свердловским минобразования организовало приезд воспитанников детдома в Штаты.

Агентство поставило им условие - незамедлительно выплатить $17 тысяч долларов в качестве залога, сообщив, при этом, что усыновление обойдется в $47 тысяч. Однако, супруги платить отказались. Тогда агентство передало детей другой семье - Джозефов, которая согласилась внести необходимую сумму. Юрист особо подчеркнул, что "Коммонуэлс Адопшнс Интернэшнл" не было переаккредитовано в России с сентября 2004 года, то есть не имело право заниматься деятельностью, связанной с усыновлением.

Однако, как заверила Накануне.RU начальник отдела социальных программ детства и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних свердловского минобразования Валентина Баженова, на момент выезда детей в США "Коммонуэлс Адопшнс Интернэшнл" имело аккредитацию. Что касаемо $47 тысяч, то, с ее слов, министерство ничего не знало о запрашиваемой сумме, в то время как, со слов все того же Алексея Козлова, львиная часть денег потребовалась агентству для того, чтобы оформление документов и сам процесс усыновления протекали быстрее именно в чиновничьих кабинетах.

"Агентство само устанавливает расценки. А тратиться потенциальным усыновителям приходится все равно. Агентство несет затраты на оформление документов, проведение разного рода обучающих семинаров, направленных на психологическую адаптацию детей и их будущих родителей, - заявила Валентина Баженова, - Кроме того, обращение в агентство изначально предполагает больше трат, чем независимое усыновление, но и гарантий того, что оно сделает все, как надо, больше".

Дальше ситуация развивалась следующим образом. Маккуины попросили своего юриста изложить ситуацию в письме свердловскому министерству, сделав особый упор на то, что дети очень привязались к семье и не раз выражали желание жить именно с Маккуинами (согласно закону, мнение детей до 10 лет при выборе усыновителей не учитывается).

Отметим, что наряду с юристом, на защиту интересов семьи Маккуинов встали двое русских эмигрантов - Сергей и Алла Ивановы. В их письме, адресованном Екатерине Лаховой, говорится, цитирую: "В попытку Маккуинов начать независимое усыновление попыталось вмешаться "Коммонуэлс Адопшнс". Представители агенства сообщили Маккуинам о недовольстве ситуацией “важных людей” из свердловского министерства и предложили им отозвать своё заявление. Состоялся телефонный разговор Маккуинов с Джозефами, из которого стало ясно, что представители минобразования говорили по телефону с представителем "Коммонуэлс" и с Джозефами относительно проблемного усыновления".

Когда Маккуины приехали в Екатеринбург, им отказали в приеме документов на усыновление. Джозефы, тем временем, уже повидались с детьми и дали согласие на их усыновление.

Главный специалист отдела социальных программ детства и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних Екатерина Москалева подтвердила Накануне.RU, что семья Джозефов, действительно, подала документы на усыновление сестры и брата Штоббе, и поскольку на тот момент не было никаких других заявлений, им было выдано направление на посещение детей.

"Да, Маккуины проинформировали нас о своем намерении в октябре, однако письмо пришло без их подписей и на русском языке, - сообщила Екатерина Москалева. - Когда они приехали с документами, выяснилось, что с ними нет профессионального переводчика, который бы дословно переводил им все, о чем мы говорили. А г-н Козлов пытался нам угрожать, заявив, что, если мы не выдадим направление на встречу с детьми, у нас будут большие проблемы".

По словам Екатерины Москалевой, поводом для отказа в принятии документов послужило то, что в них отсутствовало обязательство компетентного органа США осуществлять контроль за детьми и поставить их на консульский учет. "Это обязательное условие для всех. До сих пор этого документа мы не получили. Маккуины настаивают на психологической экспертизе, но об этом можно говорить только тогда, когда будут собраны все необходимые документы", - заявила Москалева.

Кто этот компетентный орган, нетрудно догадаться. Получается, сколько веревочке не виться, конец ее ведет в агентство по усыновлению со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Когда мы попытались связаться с детским домом, где живут Маша и Ваня, его директор оказался на больничном, а начальник отдела опеки Людмила Иванова лишь подтвердила, что Джозефы приезжали к детям и подарили им набор фломастеров. Кроме этого, она сообщила, что в прошлом году один ребенок из детского дома уже был усыновлен американской семьей.

Накануне.RU удалось выяснить один весьма любопытный факт: у детского дома есть сайт, на котором размещены фотографии всех воспитанников и краткие рассказы о каждом из них. Согласно закону, любая точная информация - будь-то дата рождения, сведения о том, как ребенок оказался в детдоме, - считается закрытой. Также и фотографии детей не предназначены для широкого просмотра. Какие цели преследовало руководство детского учреждения, сознательно нарушая закон? Уж не облегчить ли подбор ребенка забугорным усыновителям? Иначе, зачем нужна английская версия сайта?

Слово "сознательно" употреблено не случайно. Как рассказали в минобразования, руководитель детдома и системный администратор были уведомлены о том, что они нарушают закон, но до сих пор не вняли увещиваниям образовательного ведомства. Директору даже был объявлен выговор. Однако немного странно, вы не находите? Что-что, а служебную иерархию в подобных ведомствах почитают свято.

Точку в этой истории накануне поставила Свердловская прокуратура, которая подтвердила, что директор детдома Александр Сурганов разрешал детям переписываться с иностранцами через интернет. Более того, прокуратура заявила о незаконности усыновления Маши и Вани иностранными гражданами, так как не соблюден приоритет в усыновлении детей гражданами РФ. В министерстве на это ответили, что, мол, теоретически детей, действительно, может усыновить российская семья, однако опыт показывает, что россияне предпочитают малышей до года и берут, в основном, по одному ребенку.

Вместе с тем, в официальном пресс-релизе надзорного ведомства значится, что воспитанники детдома были вывезены в США именно для знакомства со своими потенциальными родителями, а не на отдых, как утверждают сотрудники министерства. Кроме этого, по данным прокуратуры, "Коммонуэлс" так и не было переаккредитовано в России.

* * *

Как выяснилось, не одно только "Коммонуэлс" просрочило сроки аккредитации на территории России. Как показали прокурорские проверки, на 12 мая из 87 агентств действующую аккредитацию имело только одно. Однако вины агентств здесь нет. Дело в том, что год назад, когда Министерство образования было преобразовано в Министерство образования и науки, о выдаче аккредитаций, видимо, просто-напросто забыли. И только в марте правительство подписало соответствующую бумагу, разрешающую Минобрнауки лицензировать деятельность агентств. Первые 42 агентства получили аккредитацию в конце мая.

После убийства американской приемной матерью шестилетнего Алеши Гейко прокуратура, пожалуй, впервые за много лет устроила агентствам по усыновлению крупную встряску. Наряду с отсутствием аккредитации, были выявлены и другие нарушения. Например, многие агентства не предоставляли в органы образования отчеты о своей работе, ряд усыновленных детишек не были поставлены на консульский учет, тогда как российские чиновники закрывали на это глаза.

По мнению специалистов, российские законы не содержат в себе реального механизма, позволяющего скрупулезно отслеживать жизнь маленьких соотечественников за границей. Только в одних США за последние годы погибли 13 усыновленных детей из России. Общее число российских детей, переданных приемным родителям в США, с 1990 года превышает 60 тысяч. То есть речь идет об одной трагедии в полтора-два года. "Мы столкнулись с фактами, когда в личных делах установленных детей нашли записи, что тем или иным лицам были расписаны определенные суммы денег. По этим фактам мы возбудили уголовные дела, и следствие покажет, что было на самом деле", - заявил на встрече с журналистами заместитель Генпрокурора РФ Сергей Фридинский.

О том, что в России сложился настоящий рынок торговли усыновляемыми детьми, можно говорить без всяких сомнений. В обороты этого рынка проникнуть несложно. "Коммонуэлс" в письме, адресованном Маккуинам по поводу их жалобы, заявляет: “Мы предлагаем вам задуматься о возможных убытках, которые "Коммонуэлс" может понести, если пострадает ее репутация. Сейчас "Коммонуэлс" занимается приблизительно 307 процессами усыновления в России. В случае, если реаккредитация Коммонуэлс не будет выдана из-за вашей жалобы, "Коммонуэлс" потеряет приблизительно $6 млн”. Поделив $6 млн на 307 детей, получим кругленькую сумму - около $20 тысяч за одного ребенка.

В целом индустрия усыновления в США - это рынок с оборотами порядка $3-4,5 млрд в год. Теоретически поиск ребенка для усыновления в России бесплатен: детьми, оставшимися без родителей, государство не торгует, требуется лишь уплатить некоторые сборы и пошлины, установленные законом. На практике дело обстоит по-другому. Семья Павлис воспользовалась услугами некоего частного лица. Обошлось недорого: $11 тысяч за двоих детей. Эти деньги - взятки, которые требуют с иностранцев, начиная с детского дома и заканчивая судом.

Приемным родителям в ряде регионов России зачастую приходится ожидать усыновления от нескольких месяцев до двух лет. А вот лицензированное агентство по усыновлению AAI из Техаса, пишет "Газета.ру", предлагает сделать это жителю штата всего за месяц. Агентство указывает и конкретные города, где можно осуществить ускоренную процедуру. Отметим, что агентства - прерогатива иностранцев, российские граждане выступают как независимые усыновители.

Каждое агентство имеет пару-тройку своих представителей в каждом регионе. Легко нарисовать портрет этого представителя-дельца: любит детей, желает им добра, вхож в местный суд и местные органы образования. Чаще всего это деловитая дама средних лет с высшим педагогическим образованием. Если к ней обратятся с просьбой посодействовать тихим и спокойным американцам из Чикаго, она не будет особенно щепетильна с документами, помня, что деньги не пахнут. Кстати, именно о таких дамах, представляющих интересы "Коммонуэлс" на Среднем Урале, говорил и юрист Алексей Козлов.

Доходы рынка торговли детьми растут пропорционально увеличению числа сирот и иностранных усыновлений. В УрФО общее число детей-сирот составляет около 50 тысяч человек (!). Ежегодно их становится больше на 15 тысяч. Представьте, к чему это вкупе с катастрофической нерождаемостью может привести лет этак через десять! Исключение, пожалуй, составляют только ХМАО и Тюменская область, где количество детей-сирот даже немного сокращается.

Между тем, руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер считает, что наличие большого числа воспитанников выгодно самим детдомам и минобразования. В интервью "Известиям" он заявил, что годовой бюджет, затрачиваемый на содержание детдомов, составляет миллиард долларов. " Региональный департамент образования, заинтересован в притоке детей в сиротские учреждения, потому что это - бюджет. Как только начинается активная работа по семейному устройству, инициаторов тут же бьют по рукам. Меньше детей - меньше ассигнований ".

По его мнению, необходимо развести функции, как это сделали в Самаре: "Там тысячи приемных семей, а в Москве - не больше десяти", - заявил Альтшулер.

В то же время за последние 10 лет число детей, усыновленных иностранцами, увеличилось в пять раз, тогда как россияне усыновили в два раза меньше. В той же Свердловской области в 2004 году гражданам РФ было передано на воспитание 162 ребенка, тогда как подданные иностранных государств усыновили 318 детей. С чем это связано? Только ли с нежеланием российских граждан брать на себя дополнительную обузу?

Что любопытно. Бытует мнение, что иностранцы в отличие от русских непривередливы в выборе детей. На самом деле, это не совсем так. В 1992 году Верховный Совет РФ разрешил иностранцам усыновлять только больных детей. В 1995 году это решение было отменено и им разрешили усыновлять здоровых детей, если они не были востребованы российскими семьями спустя три месяца с момента постановки на учет в органах опеки. Затем этот срок продлили до восьми месяцев.

Как рассказала начальник отдела опеки Алапаевского детдома Людмила Иванова, сейчас иностранцы стали более требовательны - их зачастую интересует внешность ребенка, его родословная, состояние здоровья. Когда одной русской паре предложили посмотреть ребеночка, мужчина сказал, что ребенок - это не мясо на базаре, которое надо рассматривать. Люди были готовы взять просто малыша! Показательный пример, на мой взгляд.

Почему россияне стали реже усыновлять детей? Конечно, главная причина заключается в невысоком уровне доходов наших соотечественников. Кроме того, иностранец, усыновивший ребенка, получает множество льгот и преференций от государства. А тут своих-то не знаешь, как вырастить, а еще чужого... Но ведь есть в нашей стране и довольно состоятельные бездетные пары, не так ли? Зачастую срабатывает психология: у них иметь приемного ребенка - достойно уважения, а у нас, того и гляди, начнут пальцем показывать и хихикать за спиной, а то и шантажировать.

По прогнозам специалистов, в ближайшие годы ситуация только усугубится - число детей, усыновленных иностранцами, составит до 10 тысяч в год. Впрочем, возможно, этим прогнозам не суждено сбыться. В скором времени депутаты Госдумы намерены обсудить поправки в семейное законодательство, которые предусматривают практику заключения международных договоров о контроле за положением детей. Усыновление будет разрешено только гражданам тех стран, с которыми будут заключены договоры. Однако, как считают эксперты, как только будет введена эта практика, тут же прекратится усыновление в Канаду, США и Германию, так как в этих странах усыновление регулируется не на федеральном уровне, а на уровне каждого штата или земли. Пять тысяч детей, которых ежегодно спасают, вывозя из России в эти страны, не получат помощи.

Поэтому говорить однозначно, что иностранное усыновление - это плохо - нельзя. Детям в любом случае нужна семья - и, наверное, не суть важно, на каком языке в ней говорят. Другое дело, что нужны прозрачные механизмы контроля за этой процедурой. В ряде стран, например, международное усыновление - прерогатива исключительно государственных структур. Необходимо развивать патронатную систему, когда ребенок живет в семье, а муж или жена получает за это зарплату и пособие на ребенка. Экономическая выгода налицо, не говоря уже о прочих.

Пока же мы не найдем какое-то решение, пока прокуратура не начнет вести постоянную (а не разовую) работу, направленную на выявление взяточничества в этой сфере, пока детьми не перестанут торговать из "под полы" по сходной цене, трагедий, подобных той, которая произошла в небольшом американском городке Чикаго, вряд ли удастся избежать. Хотя бы по чисто статистическим причинам...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС