25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Как корабль назовете…

Вслед за освоением воздушного пространства, видимо, пришло подумать и о водных просторах России. Авиаторы получили свой холдинг, и теперь от них ждут покорения высот. Судостроителям, которые жаловались на пренебрежение со стороны государства, решили сделать практически тот же самый подарок. На данный момент складывается ощущение, что правительство нашло единый рецепт для всех транспортников.

Ситуация в судостроении, по сути дела, напоминает ситуацию в авиастроении. Проблемы практически те же самые, да, по сути дела, и методы решения, похоже, должны быть одни и те же. Дело в том, что в судостроении, как и в авиации, наши корабли считались далеко не самыми худшими, но и лучшими их назвать было нельзя. Разумеется, это не касалось военной продукции – на этом в СССР никогда не экономили. Но… Это уже набило оскомину, но все равно придется вспомнить и о перестройке, и о реформах 90-х годов. Временах, когда практически все, в том числе и судостроительные, оборонные предприятия, которые по определению во всем мире существуют за счет государственного заказа и государственной защиты, пустили в вольное плавание по бурным водам дикого рынка.

Итог сейчас очевиден – судостроение хоть и не развалено, но при этом судостроители отнюдь не завалены заказами. Тем более, что

в морском деле есть и своя особенность – корабли как правило долговечнее тех же самолетов, и острой необходимости постоянно обновлять свой парк ни у кого пока нет. К тому же можно брать корабли б/у, как это делается с самолетами. Опять же, полная аналогия – корабли, эксплуатировавшиеся за рубежом (имеются в виду, разумеется, западные страны), по мировым меркам еще можно выпускать в открытое море.
Просто за время, прошедшее с тех пор, как корабль сошел со стапелей, появились какие-то новые технологии, технические новинки, в конце концов – новшества дизайна. Старые суда в такой ситуации идут на перепродажу. Часто – в Россию. Но это – для богатых компаний. Бедные же предпочитают латать то, что у них осталось от старых времен. Да, закупаются и новые корабли. Но опять же за рубежом. Так,
в ближайшие два года в России по заказам наших мореходов будет построено не более 30 кораблей. За рубежом – не менее 50…

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU "Судостроение, как и вся экономика, пережило сильный кризис во время резкого сокращения военного заказа, - рассказал Накануне.RU главный инженер судостроительного завода Вадим Головня. – Фактически, мы ведь работали в первую очередь на "оборонку", и гражданские корабли делали во вторую очередь. Вот в итоге и получается, что на данный момент – об этом и Сергей Иванов говорил – 75% наших заказов, я имею в виду в целом по отрасли, - это именно военные. А ведь вам прекрасно известно, что военный заказ не так уж и велик. Этот мизер плюс 15% и будет вообще весь объем нашего кораблестроения".

На что жаловаться, как видим, есть. Однако есть и варианты решения. Один из них и реализовывается сейчас. По примеру авиаторов сейчас создается единая судостроительная корпорация, которая объединит в себе судостроительные предприятия страны. По мнению первого вице-премьера РФ Сергея Иванова, это поможет переломить ситуацию в отрасли в лучшую сторону. Однако сами кораблестроители настроены не так оптимистично.

"Мы за прошедшие годы растеряли достаточно многое, - объяснил Накануне.RU заместитель директора по производству судоремонтного предприятия "Корвет" Владимир Мамонтов, - Конструкторы ушли в другие отрасли, или перешли на работу на Запад. Имущество многих заводов в период приватизации продано "с молотка", или просто растащено. Если учесть все те трудности, с которыми мы сталкиваемся уже сейчас, то станет очевидно – в ближайшие годы перелома к лучшему ждать не стоит. Пока что максимум, что мы можем сделать – это не допускать еще большего падения отрасли. И лишь после стабилизации мы можем говорить о перспективах какого-то роста. Я лично не рискнул бы давать какие-то прогнозы по конкретным показателям. Если все пойдет так, как нам обещают в правительстве, тогда можно рассчитывать на заметную положительную динамику к 2010 году. Однако не стоит забывать, что в 2008 году президент сменится, и никто не гарантирует, что его преемник сохранит старые приоритеты. По идее, конечно, нам нужно кораблестроение. Это и трансокеанская доставка грузов, которые при всем желании невозможно перевезти на самолете из-за габаритов, это и билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU внутреннее судоходство – скоро начинается так называемый "северный завоз", а там основная работа ложится именно на флот. В конце концов, рыболовы тоже не на самодельных долбленках в море должны выходить. Нам нужны свои корабли – это знали еще со времен Петра I. Однако до сих пор немногие знают, а как сделать так, чтобы наши корабли было покупать выгоднее, чем зарубежные?"

Между тем программа создания корпорации уже утверждена. В ближайшие четыре месяца должен быть создан единый научно-производственный комплекс. Центр акционерного общества, в котором все 100% акций будут принадлежать государству, расположится в Санкт-Петербурге. Именно оттуда будет идти управление тремя центрами судостроения и судоремонта – западным с центром в том же Санкт-Петербурге, северным с центром с Северодвинске и дальневосточным во Владивостоке. Эти центры будут являться дочерними государственными компаниями.

Поставленные Президентом РФ Владимиром Путиным перед холдингом стратегические цели касаются как военного, так и гражданского направления.
В военном направлении холдинг должен будет обеспечить российский ВМФ новейшими кораблями и подводными лодками, на которые уже в ближайшее время ожидаются заказы от Минобороны. Кроме того, через этот же холдинг будет заказывать корабли и Рособоронэкспорт. По мнению экспертов, первое время именно военная составляющая будет "кормить" гражданскую. В гражданском же судостроении поставлена задача разработки и внедрения новых технологий судостроения и судоремонта с тем, чтобы вывести российскую продукцию на конкурентоспособный уровень.
В первую очередь, естественно, ставится задача привлечь российских потребителей. Однако если говорить о долгосрочной перспективе, то ожидается, что продукция холдинга будет востребована и на международном рынке.

Фото: www.ntv.ruПо словам руководителя корпорации Александра Бурутина,
до 2015 года в корпорацию из государственных и частных источников планируется инвестировать 140 млрд руб. В ответ холдинг должен к 2009 году решить по крайней мере, первоочередные задачи, которые поставлены перед ним.
Стоит отметить, что пока еще целевая программа не принята правительством РФ – это планируется сделать в начале апреля. Однако, по мнению Александра Бурутина, во время обсуждения основные положения программы не претерпят никаких изменений.

На данный момент, помимо создания объединенного комплекса, началась оценка активов ГУПов, которые войдут в корпорацию. Как отметил Сергей Иванов, выступая на коллегии в Минтрансе, это будет один из самых трудоемких этапов создания корпорации. Однако, после него перед корпорацией уже можно будет ставить не общие, а вполне конкретные цели. И тогда ожидания, что к 2009 году моря вновь будут бороздить корабли, сделанные в России, вполне могут оправдаться. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС