19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Оплачиваемая автомобильная старость

Осень автовладельцам сулит множество "сюрпризов". В основном, финансовых. Например, увеличатся штрафы за сильную тонировку. Но по сравнению с тем, какие трансформации могут ожидать ОСАГО, это цветочки. "Ягодки" же таковы: во-первых, выступивший 1 сентября в силу новый порядок оценки износа запчастей может вызвать подорожание полисов. В среднем – на 20-25%. Но и это еще не все. С инициативой увеличить тарифы ОСАГО для тех, у кого автомобиль старый, выступило Министерство промышленности и торговли РФ. Эксперты расходятся во мнении, сколько именно придется платить владельцам "старушек", но соглашаются, что повышений все равно не избежать. Естественно, что все это ударит по карману, в первую очередь, граждан с далеко не самыми высокими доходами. Между тем, автострахование, как считают и аналитики, и сами участники рынка, продолжает оставаться сегментом, больше других подверженным мошенничеству. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) даже подсчитали – ежегодный объем теневого рынка бланков ОСАГО составляет 1,2 млрд руб.

Итак, попробуем разобраться, на чем все-таки основываются предложения о повышении тарифов на старые автомобили и, главное, во что это выльется автовладельцам.

О новой инициативе Минпромторга России на прошлой неделе заявил директор департамента автомобильной промышленности ведомства Алексей Рахманов. Главный аргумент Правительства – возраст машин влияет на аварийность. "Возраст автомобиля обуславливает вероятность наступления того или иного страхового случая", - заявил Рахманов. При этом чиновник подчеркнул, что жесткой градации в зависимости от возраста автомобиля не будет, возрастной фактор нужно учитывать в стоимости страховых полисов. Каким образом будут устанавливаться новые тарифы, определят Минфин РФ и РСА.

Интересен тот факт, что сами страховщики все-таки более реалистично оценивают существующую ситуацию. Они соглашаются, что на аварийность больше влияет не возраст автомобиля, а стаж вождения. "На мой взгляд, введение дифференциации тарифов ОСАГО в отношении возраста автомобиля слабо обосновано. Любое изменение в законе об ОСАГО требует серьезных актуарных расчетов, так как страхование – сфера бизнеса, построенная на анализе имеющейся статистики страховых случаев и выплат. От нашей компании пока никто не запрашивал статистику регрессных требований по возрасту автомобиля", - рассказал Накануне.RU Андрей Антохонов, начальник отдела ОСАГО ДСА ОАО СК "РОСНО". По его словам, имеющаяся статистика говорит: большинство аварий происходит с участием водителей с маленьким водительским |Фото: Замир Усманов photoxpress.ruстажем, при этом возраст ТС не является критичным показателем. "Нововведение может стать очень непопулярной мерой среди владельцев классических отечественных автомобилей, часть из них просто перестанет страховаться по ОСАГО, а это повлечет за собой увеличение выплат из компенсационных фондов", - полагает Андрей Антохонов. С ним соглашается директор межрегионального общественного центра "За безопасность российских дорог" Дмитрий Леонтьев: "Вряд ли есть прямая зависимость между возрастом автомобиля и аварийностью. И это предложение выглядит, скорее, как повод повысить тарифы". Тем не менее, эксперт считает, что владельцы старых автомобилей, среди которых мало людей с высоким доходом, могут, в случае значительного повышения тарифов, и вовсе отказаться от использования машины, например, продав ее. В Минпромторге уповают на то, что вкупе с новыми экологическими требованиями повышение тарифов может подтолкнуть россиян покупать отечественные автомобили. Например, сходящая сейчас с конвейера "Лада Kalina" соответствует требованиям стандарта "Евро 3" и страховать ее будет дешевле. Эксперты считают, что способствовать избавлению от старых автомобилей все это, конечно, будет, но вот на счет приобретения новых ясности нет.

На недовольство широких масс автовладельцев в случае повышения тарифов указывают почти все опрошенные Накануне.RU страховщики. И возмущение, по их мнению, может вызвать не только факт поднятия цен, но и неопределенность алгоритма расчета и оценки "старости" автомобилей. "Предложение о дифференциации тарифов ОСАГО считаю разумным, именно такая практика принята в западных странах. По данным ГСК "Югория", старые машины чаще являются участниками ДТП и при этом дороже в ремонте, чем новые. Однако шансы, что Правительство поддержит идею Минпромторга РФ, невелики. В отличие от Запада в России старые машины составляют большую часть от общего количества, и увеличение стоимости ОСАГО приведет к массовому недовольству", - рассказал Накануне.RUдиректор департамента автострахования ОАО "ГСК "Югория" Сергей Мезенин.

"Сегодня рынок рассматривает вариант изменения итогового тарифа посредством применения поправочного коэффициента, так или иначе отражающего возраст автомобиля. Речь, вероятнее всего, идет о минимизации того риска, когда за рулем автомобиля находится не только водитель с относительно невысокими навыками вождения, но и тот, кто с большей степенью вероятности готов пойти на риск в сложной дорожной ситуации, поскольку принадлежащее ему транспортное средство не обладает достаточно весомой стоимостью. В целом, инициатива Минпромторга РФ была ожидаема и обсуждалась операторами страхового рынка еще два года назад, - пояснила в разговоре с Накануне.RU Мария Гуляева, начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития ОСАО "Россия". - Другое дело, что до |Фото: пресс-служба АвтоВАЗнастоящего момента у причастных к реализации проекта лиц нет единого понимания, как минимизировать и оценить обозначенный риск. Для примера: модель нового автомобиля российского производства будет стоить дешевле десятилетней иномарки премиум-класса, да и покупают модели ВАЗ не те, кто вчера получил водительское удостоверение, а зачастую – лица с ограниченным уровнем достатка, для которых ценность их автомобиля более значительна, чем иномарка для обеспеченных слоев населения".

Собеседница агентства также подчеркнула, что корректировки тарифов ОСАГО в большую сторону избежать не удастся: "Вопрос о повышении тарифов на ОСАГО поднимается рынком уже не в первый раз. И это не вызывает удивление, а, скорее, воспринимается как должное, потому что убыточность данного сегмента близка к критической. Последняя корректировка тарифов, проведенная в середине прошлого года, ненадолго сдержала рост убыточности. А ряд регионов даже по итогам предыдущих периодов показал негативную динамику".

По словам Андрея Антохонова, на сегодняшний момент в Екатеринбурге водители с маленьким стажем становятся виновниками ДТП чаще других – примерно от 30% до 40% случаев (по данным внутренней статистики РОСНО). При этом в портфеле компании доля транспортных средств возрастом до трех лет составляет около 84%. И такие цифры, что вполне вероятно, могут увеличиться в ближайшее время. "Если говорить о статистике, то нужно отметить, что кризис приостановил продажи и производство новых автомобилей, а следовательно, в российском автопарке увеличилась и без того значительная доля подержанных транспортных средств", - отмечает Мария Гуляева. Хотя в последнее время автодилеры отмечают быстрый рост восстановления спроса, они вынуждены констатировать: свернутое в кризис производство, как российское, так и иностранное, выходит на прежние объемы куда медленнее и новых машин на всех не хватает.

Дмитрий Медведев Президент РФ|Фото: kremlin.ruНедавно Президент РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития российского страхового рынка. В целом оценив состояние отрасли как далеко не идеальное, глава государства посчитал, что с автострахованием все обстоит более или менее благополучно. "В таких случаях – кстати, может быть, немногочисленных, – как автомобильное страхование, удалось выйти на вполне цивилизованные, современные стандарты работы, международные стандарты. И сегодня страховой полис не выглядит уже как экзотика, а, в общем, является абсолютно нормальным элементом сделки по приобретению автомобиля", - заявил он.

Глава РСА Павел Бунин недавно заявил, что убыточность ОСАГО в среднем по компаниям достигает уже чуть ли не 70%, и спасти ситуацию может только рост тарифов. Изначально закон об ОСАГО являлся в чистом виде социальным, но будет ли он таковым, если тарифы подорожают именно для тех, кто не может себе позволить новый автомобиль?

Для справки: По данным исследования аналитического агентства "АВТОСТАТ", в России автомобильный парк достаточно стар. Так, средний возраст легковых автомобилей России составляет 12,9 лет, можно констатировать, что за последний год российский автопарк постарел почти на год. Более половины (51,3%) автомобилей, эксплуатирующихся сейчас на территории России, имеют возраст старше 10 лет. На долю "свежих" машин (до трех лет) в России приходится 18% парка. Автомобилям от 3 до 10 лет принадлежит 30,7% парка.

Благодаря повышенному спросу на иномарки, который наблюдался на протяжении последних лет, иномарочный сегмент парка выглядит существенно более привлекательно, нежели сегмент отечественных автомобилей. Анализируя структуру парка 2009 г., можно констатировать, что доля иномарок старше 10 лет сократилась и составила 35,2%. В то время как доля трехлетних машин в парке увеличилась на 2% и перешла 30%-ный рубеж. Также увеличилась доля автомобилей в парке возрастной группы от 3 до 10 лет (33,3%).

Отметим также, что совсем старых машин, которые, скорее всего, уже практически не эксплуатируются (до 1987 г. выпуска), среди иномарок лишь около 5% парка, среди автомобилей LADA их насчитывается примерно 13%, а среди других отечественных марок – порядка 22%.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС