19 Июня 2025
search

Иран под прицелом

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgByZSF
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/repair/flat/price/, выбирай!
Бытовые услуги: http://remont.youdo.com/plumbers/sink/, описание.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Самоподрыв

17 августа  на юге России прогремела пара взрывов - в ставропольском Пятигорске разлетелась начиненная взрывчаткой машина, ранения получили 30 человек, в Пригородном районе Северной Осетии подорвался смертник. Молодой человек лет 20-ти подошел к Черменскому посту (он же КПМ-105) и привел в действие "адскую машинку", закрепленную на теле. В результате взрыва погибли, кроме самого шахида, два милиционера. Еще три правоохранителя пострадали. Один из убитых был из Ивановской области. Последний подобный инцидент отмечен в республике в ноябре 2008-го. Тогда во Владикавказе, на остановке общественного транспорта, смертница уничтожила маршрутное такси, убив 12 гражданских. куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Технология применения "живых бомб" не нова. Точно также подрываются посты МВД в Дагестане и милицейские наряды в Грозном. "Ликвидатор" приближается к объекту пешком, подъезжает на машине или велосипеде, и активизирует взрывчатку. Она может находиться в сумке, которую несет самоубийца, может составлять "начинку" автомобиля, на котором он передвигается. Может крепиться к телу преступника с помощью так называемого "пояса шахида". Часто подрывника сопровождает сообщник. Его задача не только зафиксировать момент атаки, но и при случае помочь передумавшему "воину Аллаха". Для этого у "куратора" имеется при себе мобильник, используемый для передачи сигнала на шахидский телефон, служащий детонатором.

На Северном Кавказе этой страшной традиции - "применению живых бомб" - уже ровно 10 лет. Первую акцию провели 2 июля 2000-го. В Аргуне заминированный грузовик врезался в общежитие челябинского ОМОНа. В Новогрозненском другая машина рванула у ворот базы внутренних войск. В Гудермесе взорвались еще два автомобиля. Пятый грузовик взорвался в Урус-Мартане, возле здания военной комендатуры. Погибли 36 милиционеров и военных. С тех пор шахидизм стал печальной реальностью региона. Несколько позже в составе подполья была организована группа "Риядус-Салихийн" (в переводе с арабского – "сады праведников"). Основной ее задачей является совершение диверсий с применением шахидов. Юноша, подорвавшийся на днях на Черменском посту, вероятно, прошел подготовку в рамках данной структуры. Допустимо, что он был членом джамаата "Катаиб аль Хоул", "работающего" на территории Северной Осетии с 2006-го.

|Фото: Reuters

За границей шахидов начали "бросать в бой" в 1980-х, в Ливане. Самой известной является акция 23 октября 1983-го, когда те на заминированных авто обрушили штаб морской пехоты США и штаб французских миротворцев. Погибли 58 французов и 241 американец. Сейчас они регулярно рвутся в Палестине, Сомали, Пакистане, Афганистане. В крупных городах Ирака такие теракты происходят каждую неделю, унося десятки жизней.

Как правило, детонирует в многолюдных местах. При иных раскладах целью становятся военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов. Ведущую роль часто играет масштабность, создающая эффект устрашения, сеющая панику, хаос. Доходчиво и наглядно демонстрируется, кто в регионе "хозяин". Снижается авторитет власти, армии, полиции. Иногда, скажем, в том же Ираке, атаки смертников производятся в ходе разборок между арабами-шиитами и арабами-суннитами. Иногда – в качестве "операции возмездия". Яркий пример – взрывы в московском метро в марте нынешнего года, явившиеся ответом на события возле ингушского аула Аршты. Преступления, организуемые против силовиков, обычно, по крайней мере, на Кавказе, гораздо точечнее. Но "большой бум" и жертвы гарантированы практически всегда. Ведь у самоубийцы нет путей к отступлению.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Почему люди принимают решение надеть на себя "пояс шахида", Накануне.RU объяснил доцент кафедры общей и клинической психологии Пермского государственного университета Дмитрий Трунов: "Надо понимать, что смертники бывают разные. Женщины, оставшиеся одни после убийства их мужей-боевиков. Молодые люди. В любом случае, не единственная причина толкает их на самоубийство, а сразу несколько. У проблемы, как минимум, две стороны. Первая – некая разочарованность в жизни вообще, потеря ориентира. У женщин – невозможность, при определенных условиях, дальнейшей жизни без мужа. Молодых людей на подобный шаг подталкивает отсутствие перспективы профессионального роста, самоопределения. Появляется ощущение бессмысленности. Проявление второй стороны, - идеологического воздействия на человека, - ведет к столкновению с первой. Возникает мотив самоубийства, которое, якобы, решает проблему "бессмысленности" жизни, является не греховным актом, а "геройским" поступком. Сочетаются личностный момент, связанный с бесперспективностью существования, и внешний идеологический. Человек может искать и другие выходы из сложного положения. Но его вовремя "подхватывают". Не может быть самоубийства, если отсутствует одна из этих составляющих. Если человек имеет интерес и волю к жизни, то едва ли кто-то сможет его настроить на смерть. Если человек находится в кризисном состоянии, и никто его на смерть не агитирует, то он также способен найти иные пути выхода из кризиса, не связанные с гибелью. Порой, у шахидов присутствует мотив самоутверждения, поскольку та идеологическая обработка, которая проводится, направлена на убеждение в том, что их будут чтить как героев".

Специалисты полагают, что сугубо усилиями психологии этот вопрос не решить. По мнению Дмитрия Трунова, социальную основу для того, чтобы человек не задумывался о таком самоубийстве, должно создавать государство. А сотрудники Института психологии РАН Вячеслав Соснин и Тимофей Нестик в статье "Феномен терроризма с использованием смертников: социально-психологическая интерпретация" отмечают: "Основные усилия в этой ситуации должны быть направлены не столько на выявление потенциальных террористов-смертников, сколько на масштабные социальные программы, изменяющие отношение к терроризму.... Низкостатусные политические группы должны получить доступ к открытому обсуждению наиболее острых социальных проблем, в том числе проблем культурных различий и ксенофобии, последствий войны и безработицы". Иными словами, обществу необходима серьезная реабилитация, направленная не на замалчивание или мифологизацию, а на понимание и преодоление проблемы.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС