25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика За рубежом

Поспешит ли Китай на "кладбище империй"?

Мир ждёт, кто сменит в Афганистане американскую коалицию

Уход американцев из Афганистана начинает приобретать всё более гротескные формы. Крупнейшая авиабаза в Баграме брошена, будто после поспешного бегства, а не вследствие планового отступления. Солдаты правительственных сил продолжают сдаваться без боя талибам ("Талибан" — запрещенная в России террористическая организация) или уходить в республики Средней Азии. Для Кабула наступают непростые времена. И хотя американцы одной ногой ещё там, уже обсуждается вопрос о том, кто следующим займёт место внешнего управляющего местными делами.

Афганистан называют "кладбищем империй", но с другой стороны, империи, прежде чем уйти в небытие, успевают там надолго закрепиться. В XIX – начале XX веков там долго хозяйничала Британия. СССР не пытался присоединить Афганистан и поначалу держал дистанцию, но после Саурской революции всё равно вмешался в происходящие события, и десять лет контингент Советской армии участвовал в гражданской войне.

А чуть более десяти лет после вывода советских войск в Афганистане появилась коалиция во главе с США. На сей раз через это центральноазиатское государство прошли контингенты почти всех западных армий, и даже не только западных — например, монгольский. Однако, как оказалось, без американского стержня вся конструкция демократического Афганистана оказалась шаткой и принялась рушиться уже сейчас.

Теперь, когда талибы берут под контроль границу с Таджикистаном, много говорится о том, что на смену Вашингтону придёт Пекин, причём о вводе китайских войск заявляют как о чём-то неизбежном. Однако реальность гораздо сложнее.

Часто можно услышать тезис о том, что талибы — едва ли не союзники Пекина, а Китай вмешается потому, что заинтересован в инфраструктурных проектах в Афганистане. Однако, именно после того как власть в Кабуле взял "Талибан", Китай разорвал дипотношения с центральноазиатским соседом и восстановил их лишь с правительством, поставленном при участии западной коалиции.

Китайские власти поддерживают неплохие связи и с нынешним афганским президентом — Ашрафом Гани. При этом бурного роста китайских инвестиций в Афганистан не наблюдается. Строительства транспортных коридоров — тоже. Все громкие сенсации о военных базах НОАК в Таджикистане или даже Ваханском коридоре Афганистана на деле оказывались лишь газетными утками. По официальным каналам КНР демонстрирует дружелюбие. Судя по сайту китайского посольства, его в июне посетил Ашраф Гани, где поблагодарил Поднебесную за 700 тысяч доз вакцины от ковида. Чуть позже китайский посол Ван Юй посетил Кабульский университет. Единственная новость в июле — о том, что успешно завершилась вакцинация всех проживающих в Афганистане китайских граждан.

Так что может даже сложиться впечатление, будто дело происходит в совершенно спокойной стране, которую не заботит ничего, кроме прививок и образования.

китай пекин(2011)|Фото: Фото: Накануне.ru

Граждане КНР, живущие в Афганистане, регистрируются для вакцинации при посольстве(2021)|Фото:  af.china-embassy.org

При этом Китай не забывает и о контактах с талибами, причём ведёт их неофициально, но ничуть не скрываясь. Делегации этого движения неоднократно посещали КНР. В 2016 году китайские СМИ сообщали об "обширных и всеобъемлющих переговорах", в ходе которых эмиссары "Талибана" "ознакомили Китай с оккупацией Афганистана силами вторжения и зверствами, которые они устроили в отношении афганского народа". Тогда талибы даже выражали надежду на то, что КНР "поможет поднять эти вопросы на международных форумах и поможет освободиться от оккупации". За прошедшие пять лет стало очевидно, что особой поддержки талибам на международных форумах Китай не оказывает, но при этом имеет собственные каналы связи с движением.

И смысл для него поддерживать такие контакты, безусловно, есть. Например, гипотетическое использование талибов с помощью неофициальных каналов могло бы стать отработкой давления на американцев и в других странах вблизи китайских границ.

Пока же афганские силовики массово бегут от талибов в сопредельные страны, а Вашингтон обращается к постсоветским государствам Средней Азии с просьбой о размещении тысяч беженцев. В самих республиках эту тему обсуждают неохотно, тем более что в том же Узбекистане намечаются выборы президента, и это для них явно не лучший фон.

Глава Евразийского экспертного клуба Никита Мендкович обращает внимание на то, что "афганцы, помогавшие американцам" это не технический персонал при военных базах, как можно подумать, а участники негосударственных антиталибских вооруженных групп ("арбаки"), которые готовились при участии американских инструкторов и вооружались за счет Вашингтона.

"Сейчас США разочарованы в боеспособности афганской армии, которая охвачена паникой на фоне наступления талибов, и хотят в будущем опираться в регионе на новые силы. Существует план создания на севере страны вооруженного движения на основе "арбаков", формально независимого от кабульского правительства, потерявшего поддержку афганцев. Новая группировка будет использоваться как инструмент давления на талибов или иных региональных игроков на случай ввода в Афганистан китайских, пакистанских или иранских подразделений. Вашингтон учитывает турецкий опыт в Сирии и намерен реализовать его в условиях Афганистана, создав собственную группировку, которая сохранит боеспособность после падения Кабула", — отмечает эксперт.

В общем, сами китайцы на "кладбище империй" пока не спешат. Это не значит, что они совсем откажутся от участия в афганских делах, но, скорее всего, будут прежде всего вести их руками Пакистана и каких-то групп внутри "Талибана". Также и американцы, уходя из страны, видимо, намерены оставить в ней своих прокси. Чем-то это напоминает вывод войск из Южного Вьетнама, когда при концепции "вьетнамизации" войны оборона Сайгона была целиком поручена местным вооружённым силам. Удастся ли правительству Гани и талибам прийти к соглашению или нет — неизвестно. Возможно, мы увидим эскалацию войны и победу исламских радикалов, однако это будет столкновение прокси нескольких держав, а не ввод в Афганистан ограниченного контингента НОАК.

Между тем и России вряд ли удастся остаться в стороне. Таджикистан, член ОДКБ, начал мобилизацию 20 тыс. военных для укрепления границы, а военные РФ провели учения в Таджикистане. Несколько вертолетов нанесли ракетный удар по силам вероятного противника в аэродроме Гиссар. "Россия в случае необходимости готова предпринять дополнительные усилия по содействию Таджикистану в обеспечении безопасности на границе с Афганистаном", — заявил во вторник замглавы МИД РФ Андрей Руденко.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС