Илья Гращенков: Сбой Системы – Белозерцев сознался во взятке "на выборы"
Экс-губернатор Иван Белозерцев признал, что получил деньги от бизнесмена Бориса Шпигеля в размере 20 млн рублей. Однако, вопреки версии следствия, деньги, по его словам, ему давали не в интересах компании "Биоткэ", а на проведение избирательной кампании. В России это уже не первый случай, когда в делах фигурируют какие-то наличные деньги, которые собираются на избирательную кампанию, а потом они становятся поводом для ареста губернаторов. Началось все с Никиты Белых, как вы помните. Так что история не нова, и нет тут причин утверждать, что Белозерцев все это придумал.
Поэтому когда губернатора арестовывают – Система откусывает от самой себя, потому что чиновник – человек этой самой Системы, и на нее он может обижаться. Он играл по правилам и неожиданно вытянул этот жребий, по которому ему приходится отвечать фактически за нее. Поэтому не то чтобы он начинает работать на делигитимацию Системы, а просто обнажает этот механизм: "Вот вы меня арестовали – сейчас я вам и расскажу, как работает Система".
И как будто нет оснований полагать, что во всех других регионах подобных схем не используется. И даже если сажают не губернаторов, то можно вспомнить хотя бы полковника Захарченко, у которого тоже деньги по коробкам лежали. Все люди, которые получили где-то эту санкцию на сбор средств, очень спокойно к этому относятся. И если мы говорим про деньги на избирательную кампанию, то очевидно, что они не на банковских карточках должны лежать, это же деньги, которые по идее надо будет раздать каким-нибудь штабам, людям.
Понятно, что какая-то часть уйдет на наполнение избирательного фонда, но посмотрите, откуда все эти фонды финансируются. Есть кандидат, ему вдруг начинают какие-то общественные объединения деньги перечислять. Если всю эту цепочку проследить, откуда деньги попали общественному объединению, то вся эта история – как на ладони.
И плохо, что непонятны "правила игры". С одной стороны, если выборы, значит, каких-то предпринимателей вынуждают, чтобы они профинансировали кампанию. И люди понимают, что им какие-то преференции оказывают, начинают скидываться, а потом вдруг оказывается, что они могут еще и пострадать из-за того, что поймали губернатора – тот скажет, что это на выборы, кто дал эти деньги, и все они вместе уже чуть ли не преступная группировка. А они все "свято не понимают".
Но это не 90-е. Вспомните того же Ходорковского, который рассказывал, что приходили к нему от Ельцина люди, говорили, что надо скинуться на кампанию, а им отвечали – а почему вдруг мы должны скидываться? В общем, не так просто давали.
И я бы сказал, что это веяние уже нулевых, когда бизнес стал соподчинен власти. Во времена 90-х бизнес как бы был полноправным хозяином в регионах, любая финансовая группа могла и черта лысого избрать, и ни один губернатор не мог с этим ничего поделать.
Политолог Илья Гращенков специально для Накануне.RU
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.