19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Рост автомобилизации населения – либеральная байка о росте уровня жизни россиян

Владислав Жуковский о мифах и реалиях "безудержной автомобилизации"

Российские либералы в качестве индикатора успешности своих преобразований любят ссылаться на многократно возросший уровень автомобилизации населения.

Действительно, согласно оценкам Федерального дорожного агентства (Росавтодор), по состоянию на конец лета 2012 г. на 1000 россиян приходилось порядка 271 автотранспортного средства, включая коммерческий транспорт. В рейтинге наиболее автомобилизированных стран Россия заняла 46 место – между Суринамом (44-ое место и 282 автомобиля), Мексикой (45-ое место и 276 авто), Сербией (47-ое место и 252 авто) и "преуспевающим" Антигуа (48-ое место и 230 авто на 1000 жителей). По данному показателю России ещё очень далеко до лидеров рейтинга – Монако и США (908 и 802 автомобиля на тысячу населения соответственно).

Однако нужно прекрасно отдавать себе отчёт в том, что в силу колоссальной по своим масштабам имущественной пропасти, которая только по официальным подсчётам практически в 2 раза (а на деле в 6-7 раз) превышает предельно допустимые для социальной стабильности отметки, данный показатель становится нерепрезентативным и очень сильно искажает реальную ситуацию.

В большинстве своём 70% населения России в принципе не в силах позволить себе купить новый автомобиль (как и многие другие предметы длительного пользования) за собственные средства. И либо они вынуждены довольствоваться подержанными автомобилями и тем автотранспортом, который достался им в наследство от старших поколений, либо влезают в долги, которые зачастую просто не в силах даже элементарно обслуживать.

Наиболее отчётливо это видно по распределению бюджетных расходов российских семей в зависимости от величины доходов. Согласно официальным данным Росстата, 20% наименее обеспеченных россиян вообще не в силах позволить себе приобрести даже подержанный автомобиль с пробегом – на долю покупки автотранспорта приходится 0% их совокупных расходов. Следующие 20% малоимущих россиян, относимых к полунищим слоям общества, также лишены возможности приобрести новый либо подержанный автомобиль – при среднем уровне доходов в 12 тыс. рублей ежемесячно (реальный минимально необходимый прожиточный минимум) они тратят на цели покупки автомобиля менее 0,1% своих расходов.

Ещё у 20% населения России, чьи доходы находятся в диапазоне 12-17 тыс. рублей ежемесячно и которых можно смело относить к бедным слоям общества, которые умудрились вырваться из кромешной нищеты, но до сих пор не могут позволить себе приобрести дорогие товары длительного пользования, на долю расходов на приобретение автомобилей приходится менее 1% семейных бюджетов.

Другими словами, 60% населения России либо вообще не в силах приобрести себе автомобиль (даже подержанный), либо вынуждены эксплуатировать находящиеся в откровенно аварийном состоянии бывшие в употреблении автомобили. У верхних 20% этой социальной группы, насколько можно судить, имеются средства в лучшем случае на подержанные отечественные и импортные автомобили, которые можно смело относить если и не к "автохламу", то уж точно к транспортным средствам, подлежащим замене.

У следующих 10% населения с доходами от 17 до 23 тыс. рублей, которые ещё с трудом можно отнести к среднему классу, но которые уже сумели вырваться из парадигмы физиологического выживания, на долю расходов на приобретение автомобилей приходится менее 1% семейного бюджета. Следующие за ними 20% более-менее благополучных россиян, которые застряли в "предбаннике" общества потребления и чьи доходы варьируются в диапазоне от 23 до 40 тыс. рублей, готовы выделять от 2,1 до 2,8% соответственно своего бюджета на покупку автомобилей.

Именно эти 40 млн россиян и называются российским "средним классом", которые уже вырвались из парадигмы выживания, но никак не видят для себя и своих детей будущего в рамках существующей "экономики трубы". Они уже могут позволить себе не задумываться о физиологическом выживании и им по силам приобретение одежды и целого ряда товаров длительного пользования. 
Однако дорогостоящие товары (в том числе недвижимое имущество и, в меньшей степени, автомобили) по-прежнему остаются для них мало доступной роскошью, на которую им не хватает имеющихся доходов. Эти товары они могут приобрести либо в кредит, либо за счёт неучтённых доходов от предпринимательской деятельности и прочих "серых" доходов: коррупционных прибылей, зарплат в конвертах и т.д.

И лишь у 10% наиболее состоятельных россиян (а точнее сказать, у 1%), умудрившихся более-менее удачно встроиться в паразитическую модель сырьевой "экономики трубы" и попасть в замкнутый контур перераспределения "нефтедолларов", имеются достаточные финансовые ресурсы, чтобы приобретать автомобили.

В отличие от первых 60% откровенно нищих и бедных россиян, которые тратят менее 1% своего бюджета на приобретение автомобилей, и следующих 30%, которых можно с трудом отнести к среднему классу (их расходы на приобретение автомобилей варьируются от 1 до 2,8% семейного бюджета), эти 10% граждан России готовы тратить ни много ни мало 24,8% своих расходов на покупку автотранспорта.

Именно узкая группа наиболее состоятельной части российского общества (10-15%), которая смогла встроиться в паразитическую систему проедания нефтедолларов и прокручивания природно-сырьевой ренты в торгово-посреднических и спекулятивных финансовых операциях, создаёт критически значимую часть спроса на товары длительного пользования, в том числе и на автомобили.

Именно благодаря этим 15-20 млн россиянам, сидящим на нефтегазовой трубе и обслуживающим интересы правящего класса, при наличии колоссальной имущественной пропасти, сопоставимой по масштабам с пропастью в слаборазвитых странах третьего мира с архаичной структурой экономики, удаётся демонстрировать весьма неплохие социально-экономические показатели. Начиная от величины среднедушевых доходов (которые не получает свыше 70% россиян) и заканчивая обеспеченностью автомобилями и прочими товарами длительного пользования.

Если 10% наиболее состоятельных россиян могут позволить себе приобрести автомобили без привлечения кредита и готовы потратить на это практически 25% своего ежемесячного бюджета, то даже следующие за ними 20% российских граждан с доходами от 20 до 40 тыс. рублей не могут позволить себе приобрести автомобиль в кредит. Именно об этом косвенно свидетельствует тот факт, что, несмотря на весьма ограниченный бюджет, они готовы выделять на цель приобретения нового автомобиля всего лишь от 1 до 2,8% своих средств – от 250 до 1500 тыс. рублей.

Безусловно, официальные оценки Росстата являются весьма условными и на деле речь может идти о выделении порядка 7-12 тыс. рублей ежемесячно на оплату автокредита. Однако никакого существенного изменения в ситуацию с распределением доходов и структурой расходов россиян эта правка не вносит. Оставшиеся 70% граждан России либо вообще не имеют возможности приобрести даже подержанный автомобиль (примерно 35-40% россиян), либо могут приобрести подержанное авто или бюджетные модели с привлечением всё тех же кредитных ресурсов.

Обнищание населения и усиливающуюся имущественную дифференциацию российских граждан в течение длительного времени удавалось маскировать благодаря втягиванию населения в долговую кабалу. Согласно официальным данным Банка России, на протяжении 2000-2011гг. средние темпы роста кредитования населения превышали 55%, тогда как номинальные расходы росли менее чем на 24%, а реальные и вовсе падали для 50% населения с доходами ниже 15 тыс. рублей в месяц. Именно благодаря втягиванию бедных слоёв населения в кредитную яму, 60% которого по социологическим опросам не в силах приобрести даже бытовую технику без привлечения кредита, удавалось поддерживать средние темпы роста розничного товарооборота на уровне 22-23%.

Другими словами, речь идёт не о реальном росте заработных плат населения (которого как не было, так и нет для 70% граждан), а об элементарном перекладывании денег из кармана государства в карманы монополистов, сырьевых олигархов и их покровителей-чиновников транзитом через кошельки пенсионеров, рабочих и бюджетников.

Именно благодаря этому сегодня "Газпром", РЖД и прочие могут рапортовать о рекордных прибылях, что в любой другой стране уже давно стало бы серьёзным поводом для масштабных антимонопольных и антикоррупционных проверок. В то время как государственный бюджет захлёбывается от притока нефтедолларов, госбанки и сырьевые монополии отчитываются о рекордных прибылях, а естественные монополисты продолжают задирать тарифы, происходит повсеместное урезание расходов на социальную сферу, науку, образование, здравоохранение, национальную экономику и ЖКХ.

Никаких избыточных зарплат граждане России за последние 11 лет так и не получили – доля оплаты труда в ВВП России как не превышала 50% в начале 2000-х годов, так и не превышает данный показатель сегодня. Тогда как в США, ЕС и Японии устойчиво выше 75-80%, а в структуре себестоимости готовой продукции этот показатель в 3 раза ниже конкурентов – 20-25% против 70-75%.
Это становится ещё очевидней, принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент только по официальным данным Росстата более 11,5% работающего населения России имеют трудовые доходы, которые ниже даже искусственно заниженного в 2,5 раза прожиточного минимума - в 6,3 тыс. рублей.

И не стоит удивляться, что на протяжении многих лет доходы бюджетников на 15-30% ниже средней заработной платы по России. По состоянию на конец сентября 2012г. средняя заработная плата в сфере финансовых спекуляций превышала средний показатель по российской экономике в целом на 241% (62,8 тыс. рублей), в нефтепереработке - на 217% (56,5 тыс.), в транспортировке углеводородов по трубопроводной системе – на 75,9% (45,7 тыс.), а в финансовых спекуляциях на 92,3% (50 тыс. рублей).

Притом что средний размер оплаты труда в текстильной промышленности, сельском хозяйстве на 42,5% ниже общероссийского показателя (14,9 тыс. рублей), в образовании и здравоохранении – на 30% и 24% соответственно. В текстильной промышленности, продукция которой выдавливается неконтролируемым наплывом дешёвого китайского и турецкого импорта, а также дорогими европейскими товарами, оплата труда не дотягивает до среднего уровня по России более 52% (12,5 тыс. рублей).

До тех пор, пока разрыв в уровне доходов врачей, учителей, научных сотрудников, инженеров и прочих высококвалифицированных кадров с одной стороны и работников сырьевого сектора экономики, а также разного рода финансовых спекулянтов и перекупщиков с другой, достигает 3-4 раз, можно смело забыть про любую модернизацию, инновации и технологическое перевооружение производств. 

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС